Элита Казахстана заинтересована в честных выборах
О выборах новых сенаторов и особенностях избирательной кампании соседней республики рассказывает президент Ассоциации политологов Казахстана Нурболат Масанов.
- Нурболат Эдигеевич, расскажите, как в Казахстане проходит кампания по выборам сенаторов? В чем особенности этих выборов?
- Об этой кампании пока очень мало информации, поскольку эти выборы не очень значимы для страны. Депутаты избираются выборщиками. Непосредственно к выборам население никакого отношения не имеет, выборы проходят на уровне «маслихатов», - местных представительных органов власти. У нас используется примерно такая же схема, как в Германии. Подготовительная работа не видна. Я профессиональный политолог, президент ассоциации политологов Казахстана, отслеживаю ситуацию, но даже в СМИ этой информации не нахожу. Она просто отсутствует. Пока даже списки этих кандидатов не были опубликованы.
- Но, разве такая ситуация не создает условий для подтасовки результатов голосования?
- У нас никогда не возбуждалось ни одного уголовного дела по фальсификациям на выборах. С одной стороны, можно констатировать отсутствие политической воли со стороны руководства страны, проведение честных репрезентативных выборов. С другой стороны, можно констатировать полную социально-политическую инфантильность населения, его отстраненность от политических процессов в стране.
Поэтому, когда говорят, что 82% населения Казахстана поддерживают Назарбаева, это не соответствует истине. На самом деле Назарбаева поддерживают , от силы, 10%. Люди абсолютно деполитизированы, они не участвуют в политических процессах, они боятся этого. Если для гражданина любой нормальной страны естественно востребовать свои политические права, то для жителей Казахстана - это чуть ли не акт мужества.
- Вы считаете, что формирование сильного гражданского общества произойдет не скоро?
- В нашей стране гражданское общество развито слабо, при этом, отсутствуют даже предпосылки для его формирования. СМИ находятся под контролем власти, поэтому время от времени просто запускаются какие-то дежурные материалы о каком-то кандидате.
Но многие воспринимают этих кандидатов, как существующих только на бумаге. Все знают, что этот кандидат - просто липа, он существует только на бумаге. И к сенатским выборам люди относятся достаточно индифферентно. Я полагаю, что население пока еще не созрело для политики, они еще не готовы к тому, чтобы востребовать свои права. Но оправдания у них есть – якобы выборы нечестные и так далее. Но меня, эти оправдания мало интересует, меня интересует реальная причина. А реальная причина кроется в самом качестве населения, в их ментальности, образовании, в том числе и политическом образовании, и еще в слабой политической культуре.
- То есть, на Ваш взгляд, интеллектуальный уровень населения достаточно низок, с этим связана такая пассивность?
- Да, конечно. Но речь, прежде всего, должна идти не об образовании, а о политической отсталости. Значительная часть страны – это сельское население, которое не понимает, что у них есть какие-то права, что можно что-то требовать. Для них власть, это Богом данное, то, что априори следует превозносить.
В реальности сенат должен представлять региональные интересы, потому что у нас в сенате по два сенатора от каждой области, 14 областей по два – 28, плюс Алма-Ата и Астана по два, это 32. Оппозиция считает, что сенат создан для того, чтобы блокировать любые решения, принимаемые нижней палатой и, поэтому все предложения сводятся к упразднению сената. Но это тоже неверно, поскольку с водой они готовы выплеснуть и младенца. Страна у нас очень сложная, большая территория, много региональных особенностей, поэтому сенат естественно нужен. Но он должен реально отражать интересы территорий.
- Исходя из Ваших слов, сенат у Вас находится в конфронтации с нижней палатой. Почему?
- Нижняя палата у нас избирается по мажоритарной системе в отличие от сената, который избирается представительными органами местной власти. Мажоритарная система представляет местные специфические интересы, прежде всего, экономические.
А сенат больше фиксируется на вопросах политических, причем сформулированных президентом, администрацией и правительством, а не регионами. Отсюда и возникают противоречия. А, поскольку, все решения нижней палаты подлежат утверждению сенатом, именно на этой стадии принятия решений и возникают порой конфликты. Поэтому в проекте конституции, которую предложил в свое время координационный совет, ставший потом «Движением за справедливость Казахстана», и предлагается однопалатный парламент. Оппозиция решает вопрос просто - отказаться от сената и все.
Но еще раз хочу подчеркнуть, что, на мой взгляд, это неправильно, я не согласен с таким подходом. Сенат нам нужен, но нужно упразднить право президента назначать семерых сенаторов, тогда сенат сможет выполнять свои функции, в случае если выборы проведены честно.
- И все-таки, несмотря на нынешнюю кампанию, главный вопрос политической повестки в Казахстане, – выборы президента. Будет ли сенат, каким-то образом, влиять на предстоящие президентские выборы?
- Нет, сенат ни коим образом не может влиять на это, разве только через принятие каких-то законов, косвенным образом, а прямого влияния, конечно, нет. Сейчас «Решение по выборам президента» находится в Конституционном совете, куда обратился парламент. Если Конституционный совет, скажет, что выборы надо проводить в этом году, то выборы будут проводиться в этом году. Но Конституционный совет на протяжении двух месяцев демонстрировал, что он сам не знает, надо – не надо, и смотрит на администрацию президента, ждет отмашки оттуда. Опять речь идет о том, какое решение будет принято на самом наверху.
- А если Конституционный совет примет решение, что выборы вообще не надо проводить?
- Нет, он такого решения не может принять, потому что он исходит из Конституции. По Конституции президент может находиться у власти семь лет. Прошлые выборы состоялись в январе 1999г. В этом году будет шесть лет и одиннадцать месяцев в декабре, либо в следующем году семь лет и одиннадцать месяцев, но тогда возникает совершенно очевидная коллизия – одиннадцать месяцев действия президента будут не легитимны. Это дает в руки всех критиков режима и, прежде всего, оппозиции большие козыри. Поэтому, скорее всего, выборы будут, проведены в этом году. Другое дело, как они пройдут, по какому сценарию. Фактически на повестке дня стоит два сценария. Один – от власти. Он очень устраивает оппозицию. Оппозиция получает повод для критики Назарбаева. За фальсификации, за использования административного ресурса и т.д. Но есть и второй сценарий, в котором заинтересована вся политическая и бизнес элита, средний класс, государственные служащие - это выборы, проведенные в институционально-законодательном легитимном поле с соблюдением процедуры свободного волеизъявления. Вот это то, в чем заинтересована наша элита. Она заинтересована в сохранении статус-кво, в получении твердых политических, институциональных и законодательных гарантий своего положения. А это возможно только в случае более или менее честных, признанных международным сообществом выборов.
Все хотят получить институционально политические гарантии, тогда как Назарбаев хотел бы сам гарантировать порядок. Так что второй сценарий оптимальный.
В случае выборов по второму сценарию, на первый план, конечно, выходит фигура номер два, которая в глазах всего мирового сообщества будет рассматриваться как реальная политическая альтернатива Назарбаева, поддержанная электоратом. И этот кандидат на семилетний период фактически становится политической фигурой номер два в глазах всего мирового сообщества. С таким человеком будут работать, с таким человеком будут взаимодействовать. Поэтому Дарига Назарбаева и собирается участвовать в выборах, у нее есть шанс стать такой фигурой.
- А кто-нибудь из сенаторов может претендовать на эту роль?
- Там таких ярких фигур нет. За исключением, может быть , Албакирова. Он – назначенный сенатор, первый космонавт, известный своими амбициями. Одно время был в оппозиции в 1996-1997 годах, но потом решил вернуться во власть.
- То есть серьезная политическая борьба в Казахстане начнется ближе к выборам президента?
- Да, мы все ждем первые недели сентября, поскольку о президентских выборах должны объявить за 3 месяца.
Беседовала Жанна Лабутина
На сайте kreml.org опубликовано 17 августа 2005 г.под заголовком : Элита Казахстана заинтересована в проведении прозрачных выборов президента
Нурболат Эдигеевич Масанов (1954–2006)
– профессор, общественный деятель, директор Научно-исследовательского Института по проблемам культурного наследия номадов при Министерстве культуры и информации РК. автор 200 научных и научно-популярных работ по истории, этнологии и политологии.
Справка: В 2005 году Казахстан готовился к выборам депутатов сената. Это верхняя палата парламента, состоящая из 39 депутатов. 32 сенатора из 39 избираются на собрании «выборщиков» - депутатов местных представительных органов власти – «маслихатов» всех уровней, по принципу - от каждого из 16 регионов, а это 14 областей и два города республиканского подчинения - Астана и Алма-Ата, по два депутата. Семь сенаторов назначает сам глава государства. Срок полномочий депутатов сената - шесть лет, однако, половина избираемых депутатов переизбирается каждые три года.
Свидетельство о публикации №224090200091