36. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста

БЕСЕДА 36.
«И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их». (Мф.;11:1)

Святитель  Иоанн  Златоуст  объясняет  нам, почему Иоанн Креститель посылает  своих учеников к Господу с вопросом: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого» (Мф.;11:2–3)?
Неужели Пророк сомневался в мессианстве Иисуса Христа?
"Нужно, однако, наконец, дать решение.- говорит Святитель. - Итак, для чего Иоанн посылал спрашивать? Для того, что ученики Иоанна, как всякий приметить может, не расположены были к Иисусу и всегда Ему завидовали, что явствует из сказанного ими своему учителю. «Тот, Который был с тобою, – говорят они,– при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» (Ин.;3:26). И еще был спор у иудеев с Иоанновыми учениками об очищении. А в другом случае Иоанновы ученики, пришедши к самому Иисусу, говорили: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся (Мф. IX, 14).
Они еще не знали, кто был Христос...  и с досадою смотрели на то, что слава Иисусова возрастала, а Иоанн, как сам о себе говорил, приближался уже к концу. Все это препятствовало им прийти к Иисусу, так как зависть преграждала доступ. Пока Иоанн находился с ними, он часто их вразумлял и учил, однако не убедил. Когда же приближался уже к смерти, еще больше о том заботился. Он опасался, чтобы не оставить им повода к превратному толкованию, и чтобы они не были навсегда отлученными от Христа..."
"Свидетельство делами почиталось более убедительным и несомненным, чем свидетельство словами. - обьясняет нам Святитель. - Поэтому, как Бог, зная намерение, с каким Иоанн послал учеников, Христос в тот же час исцелил слепых, хромых и других многих – не с тем, чтобы, уверить Иоанна (на что было уверять уверенного?), но чтобы уверить сомневающихся учеников. И исцеливши, говорит: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют». И потом присовокупил: «И блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф.;11:4–6), показав тем, что знает и тайные помышления их."
Некоторые считают, что Иоанн Креститель не знал, что Господь будет вознесен на крест и пострадает за людей, своей кровью искупив грехи человечества.
Святитель очень чётко разрешает это недоумение.
"Чем же бы Иоанн был более пророка, если бы не знал того, что знали пророки?"

2. "Что Иоанн был больше пророка, засвидетельствовал сам Христос (Лк.;7:28), а что пророки знали о страдании Христовом, известно всякому.  - очень убедительно рассказывает нам Святитель Иоанн Златоуст.  - Исайя говорит: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» (Ис.;53:7); Этот пророк предсказал не только о том, что Христос будет распят, но и с кем: «И к злодеям причтен», – говорит он (Ис.;53:12).   А прежде Исайи то же говорит Давид, и описывает самое судилище такими словами: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» (Пс.;2:1–2). В другом месте говорит даже и об образе распятия: «Пронзили руки мои и ноги мои» (Пс.;21:17), и со всею точностью изображает наглость воинов: «Делят, - говорит,– ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс.21:19). И еще в другом месте даже говорит, что поднесли Ему уксус: «Дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс.;68:22). Итак, пророки за столько лет описывают и судилище, и осуждение, и распятых с Ним, и разделение одежд, и метание о них жребия, и весьма многое другое, что все перечислять теперь нет нужды, чтобы не продлить слова, а Иоанн, больший всех пророков, не знал всего этого? Возможно ли это? "
"Что Иоанн был больше пророка, засвидетельствовал сам Христос (Лк.;7:28), а что пророки знали о страдании Христовом, известно всякому.  - очень убедительно рассказывает нам Святитель Иоанн Златоуст.  - Исайя говорит: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» (Ис.;53:7); Этот пророк предсказал не только о том, что Христос будет распят, но и с кем: «И к злодеям причтен», – говорит он (Ис.;53:12).   А прежде Исайи то же говорит Давид, и описывает самое судилище такими словами: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» (Пс.;2:1–2). В другом месте говорит даже и об образе распятия: «Пронзили руки мои и ноги мои» (Пс.;21:17), и со всею точностью изображает наглость воинов: «Делят, - говорит,– ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс.21:19). И еще в другом месте даже говорит, что поднесли Ему уксус: «Дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс.;68:22). Итак, пророки за столько лет описывают и судилище, и осуждение, и распятых с Ним, и разделение одежд, и метание о них жребия, и весьма многое другое, что все перечислять теперь нет нужды, чтобы не продлить слова, а Иоанн, больший всех пророков, не знал всего этого? Возможно ли это? "

3 -4 . Святитель Иоанн Златоуст  разоблачает ещё одну ересь об Иоанне.
Говорят: Иоанн для того спрашивал об этом Иисуса: Ты ли, который грядет?, чтобы сошедши в ад проповедовать о Нем. Утверждающим это прилично сказать: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы» (1Кор.;14:20). Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти – суд и наказание. «Во гробе, -:сказано,– кто будет славить Тебя» (Пс.;6:6)? Чем же сокрушены врата медные, и стерты вереи железные? Телом Христовым. Тогда именно в первый раз явилось тело бессмертным, и разрушило владычество смерти...
И так тогда, как я уже сказал,  - разъясняет нам  Святитель Иоанн Златоуст, - для спасения довольно было знать одного Бога; ныне же того не довольно, а нужно еще знать Христа. Потому Христос и говорил: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Ин.;15:22). 
То же надлежит сказать и о делах. Тогда убийство губило совершившего его, а ныне губит и один гнев. Тогда прелюбодей и посягавший на чужую жену подвергался наказанию, а ныне наказываются и за воззрение похотливыми глазами. Как знание, так и добродетель ныне возведены на высшую степень".
Святитель продолжает толкование, рассуждая о  о Суде Божьем. Он говорит, что некоторые спрашивают: "где же правда Божия, когда согрешающий в чем-либо здесь, наказывается и здесь, и там? Угодно ли, напомню вам собственные ваши слова, чтобы вы более не делали труда нам, но сами себе дали решение? Многие у нас, – слыхал я, – как скоро узнают, что убийце отрубили голову, в суде негодуют на то и говорят так: этот злодей и изверг совершил до тридцати или еще более убийств, а сам потерпел одну только смерть: какая тут правда? Итак, вы сами признаетесь, что одной смерти недостаточно для наказания: почему же теперь держитесь противного мнения? Потому что произносите суд не о других, но о себе. Вот как самолюбие препятствует нам вникнуть в справедливость! Когда судим о других, разбираем все до точности: а когда произносим суд о себе, ослепляемся.
Если бы и о себе самих разобрали дело так же, как о других, то произнесли бы нелицеприятный приговор. И у нас есть грехи, заслуживающие не две и три, но тысячу смертей. И не говоря о прочих грехах, вспомним, сколько нас недостойно приобщается тайн? А причащающиеся недостойно повинны «будут против Тела и Крови Господней» (1Кор.;11:27).
Итак, когда говоришь об убийце, примени это и к себе. Он убил человека, а ты повинен в убиении Владыки. Он совершил убийство, не приобщаясь тайн, а мы стали убийцами, вкушая от священной трапезы. Что же сказать о тех, которые угрызают, снедают, отравляют ядом многим братий? И что сказать о том, кто отнимает кусок у бедного? Если и не подающий милостыни есть уже отнимающий, то тем более похищающий чужое. Сколь многих разбойников хуже корыстолюбцы? Сколь многих человекоубийц, сколь многих расхитителей гробниц хуже лихоимцы? Сколько таких, которые, ограбив, жаждут еще крови? Нет, избави от этого Бог! говоришь ты. Теперь говоришь – нет! Скажи это тогда, когда будешь иметь врага: тогда вспомни эти слова, тогда покажи всю исправность жизни, чтобы и нас не постигла участь содомлян, и нам не подпасть казни гоморрян, и нам не потерпеть зол постигших тирян и сидонян, и более всего – чтобы не оскорбить Христа, что всего тяжелее и ужаснее. Хотя многим геенна и кажется ужасною, но я никогда не перестану вопиять, что оскорбить Христа – мучительнее и ужаснее самой геенны, и вам советую прийти в то же чувство. Тогда мы и геенны избавимся, и будем наслаждаться славою Христовой, которую да сподобимся все мы получить, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Ему и слава и держава во веки веков. Аминь."


Рецензии