Мемуар. Герой Валя Смагин

Не верится – мне посчастливилось встретить в жизни настоящего «древнего греческого героя» и олимпийца: и по натуре, и по духу, и по встроенной в них арете, и по мускулистому прекрасному телу атлета, и по жизни  - по выпавшей ему судьбе и проявленному им самообладанию, стойкости, мужеству и подлинному не мифическому героизму в борьбе за выживание

Эту историю мне рассказал Валя Смагин через пару месяцев после ее финала, когда я приехал продать машину, забрать библиотеку и проститься с севером, как оказалось для службы уже навсегда

Вот ее фабула

Был обычный летный день, который обозначен в рабочем календаре одним словом – «Полеты».
Валя был в экипаже, который по учебному плану боевой подготовки полка ходил «за угол» - огибал Норвегию  и над нейтральными водами Атлантики дул с дозаправкой в промежность между Исландией и Британией 

На обратном пути штурман (впервые самостоятельно дававший курс) над  морем Баренца  в районе западнее Кильдина потерял ориентировку из-за отказа навигационного оборудования (кажется, бортового панорамного локатора) и возникшей растерянности. Командир экипажа (КЭ) доложил об этом руководителю полетов (РП), обязанности которого исполнял в тот день какой-то чин из штаба дивизии ради треб подтверждения классности (влиявшей на право занятия должности и переменную часть жалования). Этот РП еще более растерялся (у него уже как назло возникли проблемы с несколькими бортами) и распорядился набрать эшелон «Х»  и помотать пару кругов, ожидая решения. Помотали. Запросили указаний.  Приказали потерпеть и еще  чуть покружить, добавив, чтобы не волновались – их якобы обнаружили посты ПВО и сейчас дадут курс на вход в зону станции ближней навигации (РСБН) и радиокомпаса (АРК). На самом деле РП не мог понять где находится «заблудившийся» борт.  В итоге горячее на борту, в центре которого между ревущими двигателями в  спецкабине сидел как в шахте лифта штурман-оператор РТАН (пуска ракет) Валя Смагин, было на исходе и появился сигнал  о его малом значении.
 
Валя ничего о происходящем тогда не знал – чрез СПУ никакой тревоги не передавалось – и он сидел в своей  кабинке в кресле на парашютной сумке и спокойно ждал завершения полетов. Всё, что он мог «видеть», определялось мизерным мутном окошком в люке пола его кабинки … закрытом креслом. То есть он невидел ничего. А в тубус на экране его РТАН уже не надо было втыкаться и пялиться – станция была выключена  после пролета  угла Скандинавии и выхода борта на курс к  Кольскому

Когда уровень запаса горючего стал ниже критического (а борт не получил сигналов от систем аэродрома посадки), КЭ доложил РП о том, что … борт терпит бедствие. РП, так и не разобравшись с геолокацией, приказал экипажу покинуть борт – катапультироваться, присовокупив инфо о том, что они якобы над сушей …

Валя вдруг получил по СПУ  от КЭ  приказ катапультироваться. Он сбросил люк и отправил себя в кресле катапультой по рельсам в проем черной дыры. Когда парашют раскрылся, Валя завис и ухватился за стропы, то он увидел две вещи: пару светящихся внизу  точек и … странный блеск под ногами.  Его  разум молнией поразила догадка: это вода! Ему предстоит жуткая ледяная  ванна

Валя выпустил  спасательную лодка ЛАС-1, автоматически надуваемую сжатым в баллончике воздухом.  Он стал следить за мерцающими огоньками и направлять на них линию спуска, манипулируя стропами. Он также следил за приближением воды и, когда стало нужно, отстегнулся и плюхнулся  в воду.
 
На нем было полное зимнее обмундирование  полярного летчика. Оно стало быстро намокать и набухать от воды, кожаные сапоги на толстом меху  стали пудовыми, а ноги - будто зажатыми в кандалы. Он еле забрался в лодочку, которая радостно предательски качалась на волнах как ореховая скорлупа. Несколько раз его вышвырнуло за борт, он снова забирался  и снова оказывался в воде. В очередной раз он экстренно … освободился от верхней одежды и встал в лодке враскорячку, упершись всеми конечностями в борта ЛАС-1.  И при этом он не терял самообладания, искал огоньки и каким-то образом умудрялся направлять на них нос лодки = это же был берег и он мог оказаться спасительным

Надежда его крепла. Он понял, что борется и успешно. Надо было лишь яростно работать, не покрыться льдом, не устать, не стать недвижимым из-за охлаждения и изнеможения  и не закоченеть 

И тут началось самое страшное.  Бурно сбегающие назад  в море после мощного прибоя валы воды не давали лодке приблизиться к берегу… Сражение  с ними продолжалось не одну минуту. Наконец Валя понял = это жопа …  Но он был атлетом (реально = мастером спорта по спортивной гимнастике) и необычайно крепким духом мужиком с несгибаемой волей инстинкта жизни и борца. Он и не допускал мысли «Это пипец».

И тогда он принял гениальное решение, которое говорило о силе его духа и здравии мозга: он оставил лодку и, уже понимая, что и его тело  скатывающиеся с ревом хищника волны не пустят на берег и закатают в холодное море, он придумал как выбраться и обмануть библейский Океан: он стал нырять под скатывающуюся волну, опускаться и цепляться за камни дна, подтягивая тело в исподнем – на нем к тому моменту остались лишь нательная рубашка и кальсоны! В несколько яростных титанических приемов, уже чувствуя, что мерзнет и чуть ли не коченеет, он выбрался на берег и пополз по гальке   

И Боги, удивляясь,  смилостивились  - чудесным образом он оказался в пределах видимости того строения, которое подавало ему огни. Он брел к нему, качаясь и падая. Он уже не чувствовал своего тела. Подойдя к хижине, он уже не мог ни стучать,  ни издавать звуки и звать, ничего … Он со всего маха остатком сил ударил головой в проем крохотного окна и … вырубился…

Ему повезло – он вышел на рыбаков и  охотников из аборигенов крайнего Севера. Они его спасли – умело отогрели, реанимировали,  привели в  сознание
В экипаже из шестерых парней в живых остался только Смагин.

***
Я привел  его рассказ  по памяти, прошло почти 50 лет. Больше мы не виделись. Но я благодарен судьбе = она показала мне – в жизни есть герои и в ней есть место подвигу

Прим. В этот несчастливый день был по вине РП потерян еще один борт (экипаж уцелел) – у него, ждавшего очередь на посадку, по той же причине *помотайте круги* кончился керосин когда до ВПП оставалось пару км и борт уже шел по глиссаде на посадку =  КЭ сажал машину, не выпуская шасси, на тундоровое покрытие. Кто-то скажет – ну, наплел сказитель … Ага. Но этот финал: второй борт, приземлившись на брюхо и проехав по кочкам, замер, уткнувшись носом …  в хилые, но стойкие полярные кривые березки  гарнизонного кладбища.

Фото - из архива сети ОК


Рецензии