Мемуар. Герой Валя Смагин
Эту историю мне рассказал Валя Смагин через пару месяцев после ее финала, когда я приехал продать машину, забрать библиотеку и проститься с севером, как оказалось для службы уже навсегда
Вот ее фабула
Был обычный летный день, который обозначен в рабочем календаре одним словом – «Полеты».
Валя был в экипаже, который по учебному плану боевой подготовки полка ходил «за угол» - огибал Норвегию и над нейтральными водами Атлантики дул с дозаправкой в промежность между Исландией и Британией
На обратном пути штурман (впервые самостоятельно дававший курс) над морем Баренца в районе западнее Кильдина потерял ориентировку из-за отказа навигационного оборудования (кажется, бортового панорамного локатора) и возникшей растерянности. Командир экипажа (КЭ) доложил об этом руководителю полетов (РП), обязанности которого исполнял в тот день какой-то чин из штаба дивизии ради треб подтверждения классности (влиявшей на право занятия должности и переменную часть жалования). Этот РП еще более растерялся (у него уже как назло возникли проблемы с несколькими бортами) и распорядился набрать эшелон «Х» и помотать пару кругов, ожидая решения. Помотали. Запросили указаний. Приказали потерпеть и еще чуть покружить, добавив, чтобы не волновались – их якобы обнаружили посты ПВО и сейчас дадут курс на вход в зону станции ближней навигации (РСБН) и радиокомпаса (АРК). На самом деле РП не мог понять где находится «заблудившийся» борт. В итоге горячее на борту, в центре которого между ревущими двигателями в спецкабине сидел как в шахте лифта штурман-оператор РТАН (пуска ракет) Валя Смагин, было на исходе и появился сигнал о его малом значении.
Валя ничего о происходящем тогда не знал – чрез СПУ никакой тревоги не передавалось – и он сидел в своей кабинке в кресле на парашютной сумке и спокойно ждал завершения полетов. Всё, что он мог «видеть», определялось мизерным мутном окошком в люке пола его кабинки … закрытом креслом. То есть он невидел ничего. А в тубус на экране его РТАН уже не надо было втыкаться и пялиться – станция была выключена после пролета угла Скандинавии и выхода борта на курс к Кольскому
Когда уровень запаса горючего стал ниже критического (а борт не получил сигналов от систем аэродрома посадки), КЭ доложил РП о том, что … борт терпит бедствие. РП, так и не разобравшись с геолокацией, приказал экипажу покинуть борт – катапультироваться, присовокупив инфо о том, что они якобы над сушей …
Валя вдруг получил по СПУ от КЭ приказ катапультироваться. Он сбросил люк и отправил себя в кресле катапультой по рельсам в проем черной дыры. Когда парашют раскрылся, Валя завис и ухватился за стропы, то он увидел две вещи: пару светящихся внизу точек и … странный блеск под ногами. Его разум молнией поразила догадка: это вода! Ему предстоит жуткая ледяная ванна
Валя выпустил спасательную лодка ЛАС-1, автоматически надуваемую сжатым в баллончике воздухом. Он стал следить за мерцающими огоньками и направлять на них линию спуска, манипулируя стропами. Он также следил за приближением воды и, когда стало нужно, отстегнулся и плюхнулся в воду.
На нем было полное зимнее обмундирование полярного летчика. Оно стало быстро намокать и набухать от воды, кожаные сапоги на толстом меху стали пудовыми, а ноги - будто зажатыми в кандалы. Он еле забрался в лодочку, которая радостно предательски качалась на волнах как ореховая скорлупа. Несколько раз его вышвырнуло за борт, он снова забирался и снова оказывался в воде. В очередной раз он экстренно … освободился от верхней одежды и встал в лодке враскорячку, упершись всеми конечностями в борта ЛАС-1. И при этом он не терял самообладания, искал огоньки и каким-то образом умудрялся направлять на них нос лодки = это же был берег и он мог оказаться спасительным
Надежда его крепла. Он понял, что борется и успешно. Надо было лишь яростно работать, не покрыться льдом, не устать, не стать недвижимым из-за охлаждения и изнеможения и не закоченеть
И тут началось самое страшное. Бурно сбегающие назад в море после мощного прибоя валы воды не давали лодке приблизиться к берегу… Сражение с ними продолжалось не одну минуту. Наконец Валя понял = это жопа … Но он был атлетом (реально = мастером спорта по спортивной гимнастике) и необычайно крепким духом мужиком с несгибаемой волей инстинкта жизни и борца. Он и не допускал мысли «Это пипец».
И тогда он принял гениальное решение, которое говорило о силе его духа и здравии мозга: он оставил лодку и, уже понимая, что и его тело скатывающиеся с ревом хищника волны не пустят на берег и закатают в холодное море, он придумал как выбраться и обмануть библейский Океан: он стал нырять под скатывающуюся волну, опускаться и цепляться за камни дна, подтягивая тело в исподнем – на нем к тому моменту остались лишь нательная рубашка и кальсоны! В несколько яростных титанических приемов, уже чувствуя, что мерзнет и чуть ли не коченеет, он выбрался на берег и пополз по гальке
И Боги, удивляясь, смилостивились - чудесным образом он оказался в пределах видимости того строения, которое подавало ему огни. Он брел к нему, качаясь и падая. Он уже не чувствовал своего тела. Подойдя к хижине, он уже не мог ни стучать, ни издавать звуки и звать, ничего … Он со всего маха остатком сил ударил головой в проем крохотного окна и … вырубился…
Ему повезло – он вышел на рыбаков и охотников из аборигенов крайнего Севера. Они его спасли – умело отогрели, реанимировали, привели в сознание
В экипаже из шестерых парней в живых остался только Смагин.
***
Я привел его рассказ по памяти, прошло почти 50 лет. Больше мы не виделись. Но я благодарен судьбе = она показала мне – в жизни есть герои и в ней есть место подвигу
Прим. В этот несчастливый день был по вине РП потерян еще один борт (экипаж уцелел) – у него, ждавшего очередь на посадку, по той же причине *помотайте круги* кончился керосин когда до ВПП оставалось пару км и борт уже шел по глиссаде на посадку = КЭ сажал машину, не выпуская шасси, на тундоровое покрытие. Кто-то скажет – ну, наплел сказитель … Ага. Но этот финал: второй борт, приземлившись на брюхо и проехав по кочкам, замер, уткнувшись носом … в хилые, но стойкие полярные кривые березки гарнизонного кладбища.
Фото - из архива сети ОК
Свидетельство о публикации №224090300216