Васишта. Глава 14
ГОРОД ГАЗНИ
Посольский караван вышел из Казвина и двинулся на восток в сторону Газни. Асаф-Хан, хороший политик и полководец, ехал верхом и думал о ситуации, в которую попал, зная скандальную историю Долгорукого и шаха от шпионов: «Зачем мне этот астролог? Дома своих хватает. Не в добрый час попался я под руку Тахмаспу! Теперь думай, куда пристроить этот подарок! Да ещё скоро в Индию ехать… Моголы уже давно захватили наши земли и теперь правят. Даже нынешний восемнадцатилетний Акбар* был наместником в Газни, когда в девять лет приехал учиться, как управлять провинцией. Хватка и ум у него уже тогда были. А что если подарить астролога Акбару? Они почти ровесники - найдут общий язык». И посол улыбнулся дельной мысли.
Василий ехал верхом. Рядом погонщик вёл осла, навьюченного вещами. Правда, одежды было немного, большую часть занимали ящики с книгами, которые он покупал на полученные от шаха деньги. Однажды купил у седого старика книгу самого Заратустры, как говорил продавец.
Он гулял по городу, а навстречу шёл нищий оборванный человек, который схватил его за рукав и забормотал что-то нечленораздельное. Княжич подумал, что у него просят денег и подал мелкие монеты, но человек отвёл руку и поманил под деревья. Достав из сумки, которая висела у него на плече, книгу, протянул Василию. Он стал листать её, читая и удивляясь. Спросил у старика, за сколько отдаст, тот заломил такую цену, что княжич ахнул, но вспомнил, что когда-то Азиз Оглы советовал торговаться. Они сели на траву и повели неспешный торг. Наконец Василий вытащил мешочек с деньгами, который у него был с собой и отдал старику.
Вечером он показал книгу Форугу. Тот не мог поверить, что княжичу выпала такая удача.
- Это редкая книга! Я искал её много лет! Тебе сам Аллах помогает!
- Тогда возьмите её. Я перед вами и Азиз Оглы в неоплатном долгу. Пусть она принадлежит вам!
- Нет, - сказал Форуг, – её продали именно тебе. Мне она в руки не далась, хотя я искал её везде, значит, судьба этой книги там, где будешь ты. Читай, в ней собраны знания и мудрость Персии.
Они ехали по каменистому плоскогорью, окружённому горами Гиндукуш. По полям бродили стада овец и верблюдов. Их охраняли огромные мохнатые собаки. Василий подивился, насколько умны они были - находили отставших животных и пригоняли в стадо. На ночь останавливались в селениях и в караван-сараях, которые встречались на пути. Василий интересовался здешней жизнью, языком. Местные жители делали прекрасные одеяла, тюфяки из овечьей и верблюжьей шерсти и ткали лёгкие тёплые ткани, выделывали кожи, выращивали фрукты и обрабатывали металл.
Когда-то давно, лет триста назад, государство Газни процветало, присоединив к себе северо-западные земли Индии до самого Аравийского моря и часть Ирана с городами Исфахан и Тегеран. Газнийцы контролировали китайский Шёлковый путь, и все богатства стекались сюда, делая эти земли лакомым куском для соседей, беспрерывные войны истощали силы, и вот уже больше двадцати пяти лет Газни находилось под властью индийских Моголов.
Вдали показался город. Он расположился у слияния двух рек – Лоры и Газни. В центре возвышался огромный холм, на котором были построены крепости, дворцы, храмы. Это был, так называемый, верхний город. Вокруг него, в нижнем городе, жили ремесленники и торговцы, ближе к окраинам селился простой люд.
Посольский караван прошёл через весь город и остановился недалеко от верхнего, где у Асаф-Хана был построен большой дом, вокруг которого был разбит фруктовый сад. Василию выделили небольшую комнату на половине, где жили слуги. Радовало, что поселили одного: можно было читать книги, делать астрономические вычисления, никому не мешая по ночам. Правда, работы для него было немного, сделал всего-то несколько гороскопов для жён Асаф-Хана, а остальное время свободно гулял по окрестностям, ходил в бани, которые играли важную роль в жизни горожан, где можно было узнать не только новости Газни, но и его историю.
Оказалось, что здесь когда-то жили и работали величайшие люди, трактаты по астрономии, философии и стихи которых Василий изучал в школе в Гилане: Али ибн Сина**, Навои***, Фирдоуси****, Аль-Бируни*****, которого очень почитал и чья могила находилась в этом городе.
Бани у них были хороши, но не хватало пару с берёзовыми веничками! Да только берёз здесь отродясь не видели, но зато, если оплатить, банник намнёт бока так, что будут красные как от пара. Помещения внутри были выложены обливным цветным кирпичом, а плоские каменные плиты, на которых моются, тёплым воздухом изнутри прогревались. После мытья, можно было посидеть в комнате на коврах и чаю попить в хорошей компании.
Княжич давал монету баннику, и тот посылал своего сына на базар купить лепёшек и фруктов, а сам заваривал имбирный пряный чай. Василий приглашал за стол всех, кто хотел разделить с ним трапезу, а сам больше слушал, чем говорил, заодно и патанский язык учил.
Банник, которого звали Ариф, княжича уже хорошо знал и, раскланиваясь перед ним, уводил в отдельную комнату. После мытья мазал тело приятно пахнувшим маслом и разминал, пока Васька не просил отпустить его. Потом шли пить чай с горячими лепёшками, которые к этому времени успевал принести младший банник, к ним подсаживались знакомые, и начинался разговор, который иногда затягивался дотемна.
- Мы, газнийцы, свою историю почитаем, рассказываем своим детям, а те в свою очередь поведают своим, когда придёт время, - начинал Ариф.
- Это так, - согласно кивали остальные.
- Знаешь ли ты, Васуль, поэта Фирдоуси? Это он для нашего султана Махмуда Газневи написал свою великую поэму «Шахнаме».
- А тот ему не заплатил, - вздохнув, сказал пекарь. – Обманул! Нехорошо поступил!
- Мой дед говорил, что заплатил, но только серебряными монетами, а обещал золотыми динарами! Фирдоуси тогда сильно обиделся… пришёл в нашу баню и раздал серебро народу.
- Может и не в вашу! Бань много! Пятьсот лет прошло, поди узнай, в какой раздавал!
- А вдруг у нас? - не сдавался банник.
- Эту баню прадед твой строил. Она моложе Фирдоуси.
- Прадед перестраивал старую, что до неё была!
- Ты, Ариф, лучше притчи Аль-Бируни расскажи, - попросил кто-то. – Хорошо у тебя получается.
Василий был знаком с трудами Бируни, но то, что он писал ещё и притчи, не знал.
- Расскажите, Ариф, - попросил он.
- Однажды падишах увидел сон, - начал банник, - будто семь тощих коров съели семь толстых. Утром призвал он своих мудрецов, рассказал тот сон и спросил, что это означает. Самый мудрый поклонился и сказал: «В стране будет семь лет изобилия, а потом придёт сильная засуха — и семь лет будет неслыханный и невиданный неурожай и голод».
«Что же нам делать?» - спросил падишах.
«Нужно в течение семи лет зажиточной жизни запасать зерно и воду на семь лет последующих».
Так все и вышло, как предрек мудрец. Да только люди, пока была сытая жизнь, позабыли о предсказании. И однажды началась сильная засуха, которая принесла неурожай и голод. И так длилось семь лет. Толстые шатались от истощения, от тонких остались кожа да кости. Тогда снова позвал падишах старейшего и спросил: «Когда закончится засуха?» Тот ответил: «Через неделю пойдёт сильный дождь, но пусть ни один человек не пьёт эту воду, иначе он лишится разума!»
Послал падишах глашатаев, чтобы те поведали об этом народу. Да после такой засухи не смогли сдержаться люди и напились. И все, кроме падишаха, который эту воду не пил, лишились разума. И с тех пор никто не стал подчиняться его велениям!
В третий раз посылает он за мудрецом и просит совета.
«Вы тоже должны выпить этой воды, - сказал тот, - это единственный для вас выход».
Выпил падишах – и тоже спятил. И с того дня стал издавать указы, один другого хуже. А глупый народ, довольный своим дураком-падишахом, стал выполнять все его нелепые веления!
- Давно Аль-Бируни это написал, - захихикал пекарь, - а будто про наше время.
- Тише ты, - толкнул его в бок, рядом сидящий патан.
* Чтобы научиться административному опыту, Акбар в ноябре 1551 года занял должность наместника провинции Газни (и тогда же впервые женился), ему было 9 лет, а год спустя вместе с отцом принял участие в военном походе в Афганистан.
** Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (980 – 22.06.1037) – персидский учёный, философ, врач. Известный на Западе как Авиценна. Написал 450 трудов в 29 областях науки.
***Алишер Навои (09.02.1441 – 03.01.1501) – тюркский поэт, суфий, государственный деятель тимуридского Хорасана.
**** Хаким Абулькасим Фирдоуси Туси (940 – 1020) – классик персидской поэзии, автор эпической поэмы «Шахнаме» («Книга царей»). Национальный поэт Ирана.
***** Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (04.09.973 – 09.12.1048) - крупнейший учёный-энциклопедист на протяжении всех времён (астроном, математик, физик, историк, астролог, географ, философ, писатель и т.д.) Создал сферическую астролябию, солнечный и лунный механические календари, рассчитал радиус Земли. Написал 150 работ почти по всем сферам знаний, из них 23 по астрологии.
Свидетельство о публикации №224090300250
Продолжаю излагать своё мнение о прочитанной главе. Удивительное дело, уже так давно, аж 1500 лет назад Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (04.09.973 – 09.12.1048) - крупнейший учёный-энциклопедист на протяжении всех времён (астроном, математик, физик, историк, астролог, географ, философ, писатель и т.д.) Персии написал притчу о коровах (7 тучных и 7 худых коров), а помним мы её и до сих пор.
Понравилась глава, познавательная и блестяще написанная. Спасибо.
Мила Стояновская 18.12.2024 14:03 Заявить о нарушении
С пожеланием здоровья,
Валентина Шабалина 18.12.2024 11:07 Заявить о нарушении
Притчу о коровах мы знаем, потому что учились в советских школах.)) А вот нынешние дети, к сожалению, уже не знают.
Хотя в юности, читая её, не особо вникала, кто был автор.
Сейчас преклоняюсь перед мудростью и познаниями Аль-Беруни!
Валентина Шабалина 18.12.2024 15:03 Заявить о нарушении