Закаспийская область. Красноводский уезд

ГЕРБ Г. КРАСНОВОДСК ЗАКАСПИЙСКОЙ ОБЛАСТИ: В червленом щите серебряный пояс, обремененный тремя навьюченными натуральными верблюдами в ряд. Пояс сопровождают: сверху – золотая о шести лучах звезда, снизу – свернувшаяся в кольцо таковая же рыба. В вольной части щита герб Закаспийской области. Щит украшен серебряною башенною короною о трех зубцах и окружен двумя золотыми якорями, соединенными Александровскою лентою. [Утвержден 22 октября 1908 г.]

• Ист. и лит.: Полное собрание законов Российской империи. Собрание Третье, 1881 – 1913. – СПб.; Гос. типография, 1908. – Т. XXVIII. – № 31079.

I

КРАСНОВОДСК - у. г. Закаспийской обл., на берегу Красноводского залива Каспийского моря; лучшая гавань на вост. берегу Каспийского моря, но страдает от недостатка и недоброкачественности воды. Климат здоровый и континентальный; осадков выпадает очень мало (87,2 мм.), преимущественно в ноябре, декабре и январе. Окрестности города лишены древесной растительности и пустынны. 1 прав. церковь, 1 шиитская мечеть, 88 жилых и 12 нежилых помещений, 32 лавки. Число жителей (русские, армяне, персы, туркмены) незначительно. Сообщение Красноводска с Узун-Ада, начальным пунктом Закаспийской жел. дор. (46 морских миль), поддерживается пароходами. В 1894 г. приступлено к постройке железной дороги от ст. Молла-кары до Красноводска, по окончании которой Красноводск будет начальным пунктом Закаспийской жел. дор., что, ввиду хороших качеств красноводского рейда, сравнительно с плохой стоянкой у Узун-Ада, весьма желательно. Красноводск возник в конце 1869 г., когда кавказские войска, под начальством Столетова, высадились в Муравьевской бухте Красноводского залива и основали здесь укрепление. Ценность ввоза разных товаров в Kрасноводск в 1891 г. составила 12.788 р.

КРАСНОВОДСКИЙ УЕЗД Закаспийской области занимает юго-зап. часть ее. 87.504 кв. в., жит. ок. 27.000. В отношении рельефа Красноводский у. может быть разделен на три части. Сев. часть представляет возвышенную (до 700 фт.) степную равнину, состоящую преимущественно из горизонтальных отложений миоценовой системы и известную под названием Устюрта. Южная граница этой однообразной равнины круто обрывается у предполагаемого древнего русла Аму-Дарьи (Узбой). На юго-зап. окраине этой части у., южного побережья Кара-Бугаза и сев. берегов Красноводского залива появляются более древние отложения в виде обнаженных невысоких гряд (Куба-Даг у Красноводска, Курянын-Кюрре, далее на ЮВ. Балханы и т. п.), состоящих из образований эоценовой, меловой и юрской систем, а у Красноводска даже из палеозойских и массивных пород (гранит, порфир). Средняя часть Красноводского у., простирающаяся от Устюрта к Ю., состоит из новейших образований – песчаных дюн и барханов, которые представляют в сущности западное продолжение Кара-Кумов, и, занимая небольшие пространства, на В. доходят, однако, до самого моря (между Красноводским и Михайловским заливами). Южная часть Красноводского у., лежащая к Ю. от Закаспийской железной дороги до персидской границы, на Ю. представляет обширные степные, местами песчаные пространства, а на В. наполнена западными невысокими отрогами хребта Копет-Даг, состоящего из отложений меловой системы. В юго-зап. углу этой части у. у низовий Атрека встречается много солоноватых озер и поросших камышами болот.

На крайнем юге, в пределах Красноводского у., протекает р. Атрек, служащая границей России с Персией (правый берег русский), и его правый приток – Сумбар, принимающий слева бедный водою и пересыхающий летом – Чандыр. Атрек, протекающий в восточной части своего течения в высоких крутых берегах и вследствие сего непригодный для выведения оросительных каналов, в низовьях делится на множество рукавов, почти пересыхающих летом. После спада вод остается множество луж, озер и болот, до того изобилующих летом множеством комаров, оводов и других насекомых, что туркмены, со своим скотом, откочевывают к С. Все остальное огромное пространство Красноводского у. совершенно лишено ручьев и речек; вода здесь встречается: в степных и песчаных местностях только в колодцах (нередко солоноватая), а в холмистых местах – в колодцах и родниках.

Растительность уезда состоит из своеобразных травянистых или кустарниковых степных растений; лесов нет вовсе.

Климат континентальный, с резкими переходами температуры; зима мягкая, лето очень жаркое; осадков немногим менее 100 мм. Метеорологические наблюдения ведутся в Красноводске, в Узун-Ада и в Кизил-Арвате, на границе с Асхабадским у.

Население, состоящее главным образом из туземцев — туркмен (иомуды и гокланы) и киргиз, а отчасти из пришлого элемента (персы, русские, армяне и проч.); рассеяно крайне редко. Большая часть туркмен и киргиз ведут кочевой или полукочевой образ жизни; в последнее время заметно некоторое стремление к оседанию.

Земледелие сосредоточено почти исключительно в южной части уезда, в долинах Атрека, Сумбара и Чандыра, где есть поливные средства; в остальных местностях, за исключением ничтожных клочков земли, поливаемых из колодцев и засеваемых кое-где дынями, арбузами и огурцами, культура не существует. Сеются в небольших размерах преимущественно пшеница, ячмень, джугара (Sorghum cernuum), кунжут. В последнее время в низовьях Атрека стало развиваться хлопководство (хивинский хлопок и американский перерод); в 1891 г. из Чикишляра вывезено 4.847 пд. чистого волокна. Садоводство в ничтожных размерах существует только в южной части Красноводского у. (в Каракалинском приставстве): яблоки, абрикосы, персики, гранаты и виноград.

Важнейшим источником благосостояния населения Красноводского у. – скотоводство; в 1891 г. насчитывалось: овец – 208.230 голов, верблюдов – 34.875, лошадей – 4.720, крупного рогатого скота – 2.276, коз – 41.418. В небольшом количестве имеются и ослы. Главнейший продукт скотоводства – овечья шерсть. Скот круглый год находится на подножном корму, вследствие чего в суровые и снежные зимы сильно страдает от бескормицы; убыль достигает иногда до 35%. На кибитку (семью) в Красноводском у. приходится до 43 голов всякого скота, из них до 37 овец.

Кустарные промыслы сосредоточиваются преимущественно на обработке шерсти: выделка войлоков, ковров, паласов и т. п. Рыболовство в значительных размерах существует на побережье Каспийского моря, на о-вах Челекене и Огурчинском, а в особенности в заливе Гассан-кули; всего из промыслов Красноводского у. в 1891 г. вывезено в Астрахань и Баку рыбного товара разного рода (рыба соленая, балык, икра, клей, жир и проч.) на 185.753 р. Значительное подспорье для населения составляет также разработка минеральных богатств – гипса, каменной соли, нефти, озокерита. Месторождение серы находится в 70 в. к СЗ. от Красноводска, на возвышенности Кукуртли, но не разведано и не разрабатывается.

Внешняя торговля Красноводского у. производится главным образом через порты: Красноводск, Узун-Ада, Чикишляр и Гассан-Кули; обороты ее по вывозу с зап. берегом Каспийского моря и Персией в 1891 г. составили около 720 тыс. пд., на сумму до 360 тыс. руб. (соль, нефть и озокерит, гипс, рыбный товар, кунжут, хлопок, шерсть, овчины, шкуры, войлоки и т. п.). Ввоз менее значителен, размеры его определить трудно. В пределах Красноводского у. находится зап. оконечность Закаспийской ж. д., от Узун-Ада до Кизил-Арвата (243 в.); остальные пути – почти исключительно вьючные. Красноводский у. состоит из территории собственно Красноводского у. и из 2 приставств, Каракалинского и Чикишлярского.

• Ист. и лит.: Красноводск.// Энциклопедический словарь. – СПб.; Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон, 1895. – Т. 16а. – С. 543 – 545.

II

ГОРОД КРАСНОВОДСК И КРАСНОВОДСКИЙ УЕЗД. Кроме описаннаго в предыдущей главе железнодорожнаго пути, в Туркестан ведет и другой морской, по Каспийскому морю до Красноводска и далее по Cpeднeaзиaтcкoй железной дороге. Путь этот представляет своеобразный интерес, и потому путешественнику, желающему ознакомиться со Средней Азией, следует посоветовать, при возможности, проехать в эту страну по одному из названных путей, а вернуться по другому. Сообщение с восточным побережьем Каспийскаго моря поддерживается срочными пароходами общества «Кавказ и Меркурий», которые ежедневно отправляются из Баку в Красноводск и раз в неделю из Астрахани – вдоль восточнаго побережья Каспия в форт Александровский, Красноводск и Чикишляр, заканчивая рейс в персидских пределах в Мешедессере. Переезд из Баку до Красноводска требует всего около 15 часов, между тем как рейс от Астрахани до Красноводска через форт Александровский занимает около 3 суток.

Побережье Закаспийской области безжизненно и пустынно. Морской берег, то песчаный, низменный и незаметно сливающийся с пеленой вод, то высокий, сложенный из плитняка и обрывистый, не разнообразится растительностью и почти повсюду безлюден. За исключением Атрека, впадающаго в Каспий на границе с Персией, в море не вливается ни одна речка, ни один ручей, и отсутствие пресной воды, часто даже и колодезной, составляет одну из характерных особенностей всего побережья. На всем огромном его протяжении (около 2.700 верст без мелких извилин), если не считать двух – трех небольших рыбачьих поселков, имеются в сущности 3 населенных пункта: форт Александровский, Чикишляр и Красноводск, из коих только последний имеет характер городского поселения.

*   *   *   *   *

Южная часть Закаспийскаго побережья, начиная приблизительно от половины Кара-Бугаза, принадлежит Красноводскому уезду, занимающему всю юго-западную часть Закаспийской области до границ Персии.

Площадь Красноводскаго уезда – 109.896 кв. верст; население (туркмены и частью киргизы) – 59.300 душ обоего пола, т. е. 0,5 жит. на 1 кв. версту. Северная часть уезда представляет южную оконечность Усть-Урта, круто обрывающуюся к Узбою, средняя – цепь возвышенностей (Куба-Даг, Кюрянын-Кары, Балханы, Кюрень-Даг), начинающихся у Красноводска и сливающихся на юго-востоке с Копет-Дагом, а южная – обширное степное, кое-где песчаное пространство, залегающее между названными возвышенностями, Каспийским морем и Атреком, протекающим на границе с Персией.

Единственными проточными водами уезда являются Атрек с правым притоком Сумбаром, который имеет важное ирригационное значение; почти вся культурная площадь уезда, около 4.000 дес., сосредоточена в районе этой последней реки; кроме пшеницы, садовых и огородных культур, здесь разводится также и хлопчатник. В юго-восточной горной части уезда кое-где существуют и богарные (под дождь) посевы (ячмень, пшеница), но площадь их не более 500 дес. В виду незначительной посевной площади, хлеба для продовольствия населения не хватает и его приходится привозить из Хивы, Персии и т. п. На всем остальном пространстве уезда почти исключительным занятием населения является скотоводство. В 1909 г. в у. насчитывалось: лошадей 16.840 голов, верблюдов 65.946 гол., овец 536.657 гол. и коз 115.716 гол. На Каспийском побережье, в особенности у Красноводскаго и Гассан-Кулинскаго заливов, процветает рыболовство.

Административным центром Красноводскаго уезда и вместе с тем наиболее важным торговым и экономическим пунктом Закаспийскаго побережья является г. Красноводск, расположенный на берегу обширнаго Красноводскаго залива. Последний отделен от открытаго моря длинной песчаной косой и рядом островов, из коих наибольший Челекен занимает площадь до 400 кв. верст и представляет лучшую стоянку для судов на всем восточном берегу Каспия. Город расположен в северо-западном углу залива на берегу Муравьевской бухты на сравнительно небольшом пространстве, защищенном с севера скалистыми, лишенными всякой растительности, горами (Куба-Даг). Климат Красноводска теплый и здоровый; лето очень жаркое, что, в виду отсутствия древесной растительности как в городе, так и в его окрестностях, делает пребывание в нем в это время года очень тягостным. Помимо отсутствия растительности, крупным недостатком и тормозом развития Красноводска является его бедность пресной водой; вода добывается из кяризов (солоноватая) и опреснителей, имеющихся при железнодорожной станции, а частью привозится поездами со станций Джебел и Казанджик.

Первое русское укрепление было построено здесь, по приказанию Петра I, князем Бековичем-Черкасским, еще в 1716 г., близ так называемых «Красных вод» у входа в Балханский залив (узкая часть Красноводскаго залива, далеко вдающаяся в сушу); после гибели Бековича-Черкасскаго в Хиве укрепление было однако покинуто гарнизоном, возвратившимся морем в Астрахань. Теперешний Красноводск основан в 1869 г., в виде укрепления, кавказскими войсками под начальством полковника Столетова и долгое время не имел никакого значения, пока, наконец, перенесение сюда в 1896 г. начальнаго пункта Закаспийской железной дороги из Узун-Ада не дало сильнаго толчка его развитию.

Жителей в Красноводске насчитывается около 7.000 (около половины русских, затем персы, немцы, грузины, поляки, евреи и др.), домов около 500, церквей – 3, мечетей – 2, низших учебных заведений – 4; военный лазарет и городская больница; аптека; собрания – военное и общественное; казначейство. Пристани пароходных обществ («Кавказ и Меркурий», «Восточное Общество» и др.) и транспортныя конторы; таможня. Благоустройством и удобствами жизни Красноводск не отличается; гостиницы плохи, многие предметы первой необходимости (овощи, зелень и т. п.) привозятся из Баку, а городской сад имеет вид палисадника с чахлыми деревцами; имеется несколько извозчиков. Из промыслов довольно крупное значение имеет рыболовство; для замораживания рыбы, отправляемой в Европейскую Россию, построены холодильники. Местная торговля невелика, транзитное же движение грузов очень значительно, так как Красноводск является перевалочным местом для множества самых разнообразных грузов (хлопок, сушеные фрукты, шкуры и кожи, хлопковое масло, шелк, лес, мануфактура, керосин, шерсть, сахар, мука, чай, металлы и т. п.), ввозимых в Туркестан и вывозимых из него по Среднеазиатской железной дороге; по своим коммерческим оборотам станция Красноводск занимает первое место среди всех станций этой дороги. Лучшим зданием в городе является железнодорожный вокзал в мавританском стиле, расположенный на высоком месте, откуда открывается обширный вид на море, пристани и город. У станции расположены: опреснитель, казармы 8-го Красноводскаго батальона, депо, мастерския, переселенческий барак, железнодорожное училище и приемный покой. В виду недостатка места для развития путей, товарная станция (Красноводск Второй) расположена в 8 верстах, у Уфринской бухты. Городские доходы составляют около 56.000 руб., расходы около 50.000 руб.

В 7 верстах восточнее города, в так называемом гипсовом ущелье Куба-Дага, находятся ломки хорошаго качества гипса (белый, розовый и зеленый), который в значительном количестве (до 100.000 пудов) вывозится и в Баку. На Красноводской косе, близ бухты Бековича, в 1892 г. основан русский рыбачий поселок, названный в память Петра I Петровским; в поселке ныне насчитывается до 300 душ обоего пола.

Прежде чем приступить к обзору более замечательных пунктов, расположенных по Среднеазиатской железной дороге, необходимо сказать несколько слов о морском побережье к югу от Красноводска. Красноводский залив замыкается с юга пустынным островом Челекен, известным добычею соли, озокерита и нефти; сообщение с островом (около 50 верст) производится на туркменских парусных лодках. К востоку от Челекена, у входа в Михайловский залив, лежит Узун-Ада, прежний крупный торговый центр и начальный пункт Закаспийской железной дороги. В настоящее время место, где некогда кипела жизнь, почти засыпано сыпучими песками, и от прежняго поселения осталось лишь кладбище на склоне песчаной горы у морского залива.

В 300 верстах к югу от Красноводска, несколько севернее залива Гассан-Кули и персидской границы, находится пристань и небольшое укрепление Чикишляр, основанное в 1873 г., в качестве опорнаго пункта для отряда Маркозова, который должен был принять участие в хивинском походе. Поселение, состоящее из нескольких десятков домов и церкви, имеет унылый и заброшенный вид; в нем насчитывается около 400 жителей. Местопребывание пристава, казармы гарнизона и таможенная застава; при местном лазарете имеется грязелечебница. Торговое значение Чикишляра невелико. Лежащий к югу от последняго залив Гассан-Кули, куда впадает Атрек, представляет значительный рыболовный район. От Чикишляра и Гассан-Кули начинается телеграфная линия, соединяющая наши пограничные с Персией посты (Яглы-олум, Чат, Кара-Кала и др.), расположенные на правом берегу реки Атрека, с Кизыл-Арватом.

Вся местность к северу от реки представляет обширное пустынное пространство, редко населенное скотоводами-туркменами (иомуды, ак-атабай, джафарбай), кочующими зимой в Персии, а летом пepеходящими в наши пределы. Разбросанныя здесь и там в необозримой степи кладбища, могилы и развалины со следами оросительных каналов указывают на существовавшия здесь некогда оседлыя поселения. Из этих остатков бывшей культуры в особенности замечательны развалины города Мешхед-и-Мисриан (Месториан), расположенныя верстах в 50 к северу от Яглы-олума. Большая часть развалин городских зданий сосредоточена внутри крепостной ограды, имеющей форму пятиугольника и занимающей площадь около 120 дес. Ограда состоит из двойной кирпичной стены с круглыми башнями через 10 саж. и двумя воротами на южном и северном фасах крепости. Из построек уцелели лишь два минарета и портал соборной мечети, украшенный голубыми изразцами, все же остальныя здания представляют груды жженаго кирпича квадратной формы. Судя по остаткам надписи на портале мечети, она была построена в начале 13 в. султаном хорезмшахом Мухаммедом (сыном султана Teкеша), при котором произошло нашествие монголов на Туркестан. Вокруг городских стен также разбросаны развалины построек, мечетей и минаретов и видны следы оросительных каналов, проводивших воду из Атрека. В 7 верстах от города находится кладбище с мечетью, весьма чтимой иомудами. По одному преданию, город был разрушен калмыками, появившимися в этих местах в конце 16-го и в начал 17-го столетий, по другому – разрушение плотины на Атреке, направлявшей воду в город, приписывается туркменам-гокланам.

От Красноводска Среднеазиатская железная дорога направляется на юго-восток и на протяжении около 100 верст идет по пустынному берегу Красноводскаго и Балханскаго заливов у подошвы скалистых гор Куба-Даг и Кюрянын-Карры. По ту сторону Балханскаго залива лежит обширный песчаный полуостров Дарджа.

К северо-востоку от ст. Джебел (126 верст от Красноводска), расположенной уже в глубине материка, виднеется горный массив Большие Балханы, изобилующий источниками, пастбищами и лесными зарослями; горы эти имеют важное значение для туркмен, кочующих летом в горах со своими стадами. На станцию с гор проведена вода, благодаря чему вокруг станционных зданий разведен небольшой сад. Железнодорожное депо, мастерския и небольшой торговый поселок. В 5 верстах от станции в урочище Молла-Кара по руслу Узбоя имеется несколько соляных промыслов, а также горячие серные источники и целебныя грязи, эксплоатируемые железнодорожным и военным ведомствами и пользующиеся большой известностью в качестве лечебнаго средства от ревматизма и накожных заболеваний. Ветка ж. д. С 1908 г. на берегу озера Молла-кара Среднеазиатской железной дорогой устроены грязелечебница и водолечебница (на 60 больных), с помещениями для медицинскаго персонала и гостиницей. В 20 верстах к С.-В. от станции находятся развалины текинской крепости Таш-Арват-Кала, взятой Ломакиным; впоследствии здесь стоял отряд Скобелева, отчего крепость получила название Скобелевской дачи. Несколько хороших родников и небольшой запущенный сад.

Горы Большие Балханы тянутся вдоль железной дороги почти до ст. Бала-Ишем (156 верст), к юго-западу от которой начинается скалистая гряда Малых Балхан, переходящих далее к юго-востоку в Кюрень-Даг, сливающийся с Копет-Дагом. Пустынный район станции Бала-Ишем, расположенный между Большими и Малыми Балханами, отличается сильными и почти постоянными ветрами, обилием солонцов и выходов соленых источников и нефти. В 32 верстах к юго-западу от станции находится нефтеная гора (Нефте-Даг), в которой имеются месторождения нефти и кира; дековилевский конно-железный путь, соединяющий эту гору со станцией, пересекает огромный, описанный выше, солончак Баба-Ходжа, бывший еще сравнительно недавно заливом Каспийскаго моря. В 23 верстах к югу лежит гряда Монжуклы, а в 45 верстах к юго-востоку – подобная же гряда Буя-Даг; обе эти возвышенности, изобилующия холодными и горячими солеными источниками и выходами нефти, окружены обширными топкими солончаками.

За ст. Бала-Ишем железная дорога пересекает ложбину Узбоя и у ст. Казанджик (246 верст) приближается к подошве Кюрень-Дага (все станции на этом перегоне пользуются водой, привозимой из Казанджика). Станция эта отличается обилием воды (из кяриза и горнаго источника) и древесных насаждений, что способствует развитию малярии; при станции депо, мастерския и поселение (около 500 душ обоего пола) с церковью и больницей.

Минуя следующую станцию Узун-су, у которой полотно пересекает глубокий овраг (мост в 17,5 саж.), железная дорога поднимается на каменистыя предгорья Кюрень-Дага к ст. Ушак (285 верст) и затем, вступив в пределы Асхабадскаго уезда, подходит к ст. Кизыл-Арват (315 верст).

• Ист. и лит.: Россия: Полное географическое описание нашего Отечества./ Под ред. В.П.Семенова-Тян-Шанского.  – СПб., 1913. – Т. 19: Туркестанский край. – С. 621 – 625.

III

ГОРОД КРАСНОВОДСК
[Уездн. гор., лучшая гавань на восточном берегу Каспийскаго моря. От СПб. 3.324 в., от Москвы 2.552 в. Жит. ок. 6.375. Православн. церковь, шиитская мечеть, более 90 лавок, военное собрание и библиотека. Почтово-телеграф. контора].

• ТОРГОВЛЯ.

АПТЕКА:
Хохловкин Ихиэль Хаимович.

БАКАЛЕЯ:
Харатов Зульфагар.

ЖЕЛЕЗО:
Мнацаканов Семен.

КОЛОНИАЛЬНЫЙ ТОВАР:
Григорьянц Исаак; Епифанов Александр; Кан Абрам; Тер-Ованесов Ованес.

МАНУФАКТУРА (ТКАНИ):
Махмутов Аджи-Дейнал; Айрумянц Александр; Арутюнов Маркар; Бахинилиев Аджи; Дильдаров Григорий; Качаров Михаил; Мискаров Давид; Михайлов Михаил; Степанов Иванов; Хачатуров Семен.

ПОСУДА:
Мамедов Мешади-Абдуил.

• ПАРОХОДСТВО.
Акц. пароход. Об-во «Кавказ и Меркурий».

2) КРАСНОВОДСКИЙ УЕЗД
[Жит. около 46.000; в состав уезда входят Чикишлярское и Каракалинское приставства. Скотоводство и рыбная ловля в Каспийском море, близ Чикишляра и с. Гассан-Кули. 1). Гассан-Кули, поселение на берегу Каспийского моря, при впадении р. Атрека в зал. Гассан-Кули. Жит. 1.655, все туземцы. Значительное рыболовство. Почтово-телеграф. контора в с. Кара-Кале. 2). Чикишляр, поселение на берегу Каспийского моря, близ границы с Персией. Местопребывание небольшого гарнизона и управление пристава. Жит. 527, б. ч. туземцы. Военное собрание, при нем библиотека. Таможенная застава. Почтово-телеграф. контора]. 

• ТОРГОВЛЯ.

МАНУФАКТУРА (ТКАНИ):
Риза-оглы Ага (укреп. Кара-Кала); Арутюнов Багдасар Саркисович (укреп. Кара-Кала); Юсуп-Бай-оглы Юсуп-Бай (укреп. Кара-Кала).

МЕЛОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ:
Григорьянц Ованес Григорьевич (укреп. Кара-Кала); Ризок-оглы Мамед (укреп. Кара-Кала); Юсуп-оглы Сапа-Хыти (укреп. Кара-Кала).

• Ист. и лит.: Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации: торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи. – СПб.; Изд-во А.С.Суворина, 1895 – 1902.


Рецензии