Дума первая. Против психологов

ДУМА ПЕРВАЯ

(текст Собирается в одно целое)


Это не будет в строгом смысле исследование. Скорее это будет разговор с самим собой вслух. А для читателя - возможность найти единомышленника.

Думаю, многие уже начали о многом догадываться. Так что я лишь берусь озвучить то, что у многих на уме и в сердце. Просто каждый должен делать свое.

Моя задача - предупредить. Если человек упал и получил лишь некоторый урон - это одно, это можно, это даже надо. Но если опасность для жизни - это иное.

Все бы ничего, если бы занятия психологией были просто разновидностью хобби или интеллектуального развития, повышением IQ или просто расширением кругозора.

Всякий из нас поставлен перед Вечностью, или лучше сказать перед Лицом Бога. Хотим мы того или нет. Этот вопрос стоит перед каждым. И поэтому нужно реагировать.

Все самое страшное всегда начинается с чего-то милого и безобидного. И мне очень не хочется преувеличивать. Поэтому я не буду приводить примеров. Сделайте сами.

Что бы я ни сказал, этого будет или много или недостаточно. Чтобы не порождать споров, а пригласить к интеллектуальному диалогу, я воздержусь от примеров.

На моих глазах множество людей сначала испытывали счастье, как они считали, а потом мгновенно гибли. Я и сам ходил по краю. Могу ли пройти мимо? Нет.

ДУМА ВТОРАЯ

Раз страшно, значит, надо писать... Просто примеры, которые всплыли, - они очень болезненные. И всегда очень трудно говорить на темы, что бьют прямо в нерв.

Уважаемый читатель, наверное, уже понял, что я поменял решение и, преодолевая свой собственный страх, иду подбирать нужные и максимально утонченные слова.

Гитлер в самом начале своего пути хотел просто поднять с колен униженных немцев. Напомню, что я говорил, - все самое страшное начинается с самого беззлобного.

Вы помните, как много людей, даже высший свет из тогдашних россиян, попались на эту "удочку"? Почему? Потому что они тоже хотели "добра". Вернуть старую Россию.

Многие восприняли тогда Гитлера как освободителя от коммунистов. И что же они увидели потом? Они сказали, когда "хлебнули" сполна: "Лучше уж коммунисты".

Я прошу здесь остановить свою мысль и не идти далее, потому что это слабое место каждого человека - сравнивать, какое зло больше - их или наше, мое или его.

Коммунисты тоже верили, что если без Бога, то лучше. А что тут сделаешь? Вот так люди решили. А кто из нас, верующих, не злился на Бога? Кто не доходил до края?

Есть такое слово - увлеченность. Лично я для себя однажды сформулировал правило: не нужно ни чем увлекаться. Святые Отцы даже молитвы рекомендуют чередовать.


ДУМА ТРЕТЬЯ


Бывает, что нам чего-то не говорят. А бывает, что что-то намеренно скрывают. Бывало с Вами такое? И как? Лично мне всегда было непросто.

Первое - это скорее метод. Когда ты чего-то не должен знать по определенным причинам. Чаще - потому что не готов и не сможешь. Реже - спасти душу.

Второе - это прямой обман. Когда тебе говорят одно, а имеют в виду другое. Или когда намеренно не говорят чего-то и тем вводят в заблуждение.

Это этическая проблема. И в том, и в другом случае. Сказать человеку что-то и убить его душу. Не сказать человеку чего-то и убить его душу.

Заметьте, везде мы говорим о душе. Душа - это термин не просто религиозный, и даже не просто духовный. Душа - это термин прямо христианский.

В последнее время часто говорят об энергии. Восстановить энергию. Наполниться энергией. Не тратить энергию. Незаметно происходит замена смыслов.

Или иначе. Говорят о психике. Хотя уже почти не говорят. Больше говорят о бессознательном. Такое время сейчас - брать, не думаю, откуда это.

Однажды я услышал, а потом и нашел множество подтверждений. Что психология уже давно не наука о душе. Это было примерно в 2012 году. Размышляю до сих пор.

ДУМА ЧЕТВЕРТАЯ

Почему я затронул тему души, а точнее - тему ее отсутствия в современном психологическом подходе? Потому что человек как ценность устраняется.

Если вы внимательно присмотритесь к стилистике языка, на котором говорят современные психологи, то вы увидите именно обездушенность как подход.

"Перепрошивка". "Зарядиться". "Отбалансировать". И так далее. Если "вытащить" эти термины из психологии и попытаться вспомнить, откуда они, невольно улыбнешься.

Человек перестает быть ценностью. Он становится machine. Ее можно перепрошить, перезагрузить, перезарядить, отбаласировать и прочее. Винтик.

При этом если обратить внимание на целеполагание, которое озвучивается, то все будет выглядеть иначе. Человек провозглашается абсолютной ценностью.

"Человек забыл свое предназначение". "Человека поглотил социум". "Все из детства - родители виноваты". "Надо обозначить границы и выбирать себя". И прочее.

Лично мне хватает только одного примера. Вот ребенок. Его папа подсел на психологию. И теперь он выбирает себя. У него три жены и трое детей от всех.

И тогда встает закономерный вопрос: "Если тебя обидели родители, если социум виноват, если все кругом плохие, то почему бы не остановить зло на себе?"

ДУМА ПЯТАЯ


Вот сижу я, набираю тексты, стираю, набираю снова, стираю. И спрашиваю себя: "А что такое? Почему ты это делаешь?" И ответ очень горький. Я борюсь с собой.

Я написал уже три отдела, и все они удалены. Что-то не то, что-то не нравится. Но ведь недостаточно простого "что-то". "В чем же именно вопрос?" - спрашиваю я себя.

И вот  неутешительный ответ. С одной стороны, я понимаю, что диалог предполагает определенную степень интеллектуальности. А с другой - "Да кому это надо!"

Говоря проще, я подозреваю того, кто будет читать, того, кого я даже не знаю, того, кого я еще даже и не обрел, в том, что он не будет читать. Ну, глупо же!

"А вдруг нет? А вдруг, наоборот, люди захлебнулись во всем этом плоскодумье... И больше не хотят! А хотят и простоты и глубины одновременно! А вдруг!.."

Когда я говорю "плоскодумье", я имею в виду нежелание ни во что вникать. Равнодушие. Как издавна принято у нашего человека говорить, "моя хата с краю".

И вот оно. Простое бытовое неверие. И уже ведь не в первый раз с этим сталкиваюсь. И ведь много раз уже перешагивал через свое неверие, что кто-то чего-то не будет.

А может быть, это и не моя мысль? А может быть, это мысль-сопротивление? Как говорится, от врага. Если он есть, разве нужен ему этот текст? Вникаем.

ДУМА ШЕСТАЯ

А если еще более честно, то это просто трудно - писать такие тексты. Надо не только думать и вникать, подбивая все осмысленное, но и формулировать это.

Честно сказать, проще и легче писать life-тексты, - так это называется? Такие... легкие... непринужденные... Чтобы все тебя читали и ссылки кидали друг другу...

"Но раз уж ты, Петр, берешься за этот труд, чтобы упорядочить себя и прокалить, тогда и надо брать побольше и покрепче!" Что же, приступим. Простите за отступы.

Кто-то скажет: "А что ты в эту душу вцепился? Сдалась она тебе? И кто это может доказать все? И откуда ты знаешь, что она есть?" Чем докажешь, как говорится...

А кто-то еще добавит: "Слушай, каждый сам выбирает, во что ему верить, отстань, а!" И ведь кажется, что нечего ответить. А ведь и не факт, что надо отвечать.

Но есть такие ситуации, когда и где ответить не только можно, но и нужно. Например, в процессе создавшейся атмосферы спора отвечать смысла никакого нет.

Но есть такие ситуации, когда ответить мы вполне должны, если, конечно, можем. Когда я говорю "можем" - это не про образованность и про интеллектуализм...

И вот она - хорошая возможность - пригласить к себе на страницы и поднять эту крайне важную тему. И да, как видится, можно доказать, не доказывая как будто...

ДУМА СЕДЬМАЯ

Вы можете просто ответить на вопрос "Что такое бессознательное?" Или "Что такое энергия?" Не что-то там из учебников, а реально - что это? Это воообще есть?

Вы поймите меня правильно (если возмущаетесь). Я не против науки. И не против научного подхода. И каждый раз говорю об этом. Я об опьянении эффектом научности.

Вот какие я хочу поставить вопросы: Почему мы не интересуемся историей термина, контекстом его появления, наделением его теми или иными смыслами? Ну, почему?

Давайте я постараюсь привести очень простой пример. Я буду ставить вопросы один за одним. А вы вникайте в них и смотрите, к чему они постепенно приводят вас.

"Важно, чтобы у детей было все, в чем они нуждаются?" - "Плохо, если в какой-то момент дети окажутся в какой-то нужде?" Внешне эти вопросы о чем? А внутренне?

"Получается, если мать рожает много (как считает кто-то) детей, то она - девиантная мать". Я вам говорю о самых последних, как говорится, писках моды.

Вот видите, как просто, казалось бы, выкладывая из внешне правильных вопросов псевдологические цепочки, подвести вас к самой элементарной ненависти...

Но кто-то и тут посмеется и скажет: "Да мне вообще все равно! И на эту мать! И вообще!" А я не буду против. Только скажу: "Завтра кого-то настроят против тебя".

ДУМА ВОСЬМАЯ

Мы становимся перед проблемой авторитета. "Кто об этом сказал?" "Где это написано?" "Насколько мы можем доверять тому или иному источнику?"

Источником может быть не только книга или документ. Это часто и человек. А человек, как известно, существо непостоянное и лживое. Как ему верить?

Возьмем, например, родителей. У кого родители идеальные? И несмотря на это, мы слушаемся их, берем советы, учимся жизни. Потом проводим все это через "фильтр".

В нас заложено послушание своим родителям. И даже если почти не было полезного, один маленький совет спустя десятилетия вдруг покрывает все накопившиеся обиды.

И позвольте сказать больше. Даже если родитель наш совсем уж был плох, то у тебя может хватить сил решить и сказать себе: "Он был таков, чтобы я не был таков!"

И еще скажу. Мы часто думаем, что хорошие люди - это дети хороших людей. Но ведь это едва ли не на 100% ложное утверждение. Мысль нуждается в сопротивлении.

Чтобы нечто ценное родилось на свет как плод мысли, должна существовать трудность, или барьер. Неслучайно же в школе у нас одни сплошные упражнения и задачи...

Мысль, поскольку душа есть Божие дыхание в человеке, призвана преодолевать земное притяжение. Не потому ли мы мучаемся, пока достаточно не потрудимся в мыслях?

ДУМА ДЕВЯТАЯ

Немного о "бессознательном". Меня всегда удивляет, как люди легко соглашаются на те или иные мысли, доводы. И я думаю порой: "Где в это время пребывает ваш ум?"

Вот, например, вам говорят: "А вы знали, что большую часть ваших решений вы принимаете неосознанно?" И тут, вроде бы, должен следовать один вывод, но...

Некто продолжает: "Надо настроить что-то там внутри так, чтобы оно там все правильно выбирало так, чтобы ты всегда был успешный и счастливый". Занавес.

И каждый раз я удивляюсь так, что у меня, как говорится, челюсть отвисает и все внутри пребывает сначала в шоке, потом в переживаниях, а потом... неважно.

Вместо того, чтобы озаботиться тем, чтобы быть в предельной концентрации и внимательности, человек выбирает еще большое отключение от реальности. Занавес.

И здесь самое время вернуться в начало и сказать, а как надо было бы поступить. Если не идти в отключение от реальности, а в предельную концентрацию...

Но подождите еще немного. Помните, я говорил, что самое неприятное - это когда говорят одно, а имеют в виду другое? Здесь происходит именно то.

Нам говорят: "Надо достичь предельной осознанности". Но предлагают нам настроить свое т.н. "бессознательное". Простите, у меня нет слов... Занавес.

ДУМА ДЕСЯТАЯ

Каждый из нас мог обратить внимание, что в нас всегда присутствует тяготение вниз. Например, наступили на ногу. Хочется грубости. Но мы можем сказать: "Да ничего".

Что это такое? Это нравственный закон, заложенный в нас. А так же это реализация умственных способностей, заложенных в нас. А они - свойства нашей души.

Но вот хочется отметить. Если в нас есть тяготение вниз, хотя мы и можем пойти вверх, значит, в нас есть возможность и того и другого. Это очень важно.

Это и есть настоящая свобода. Святые Отцы говорят о том, что Бог, создав человека, дал ему полную свободу. Кажется, хорошо, не так ли? Но не все так просто.

Многие именно с этим решением Бога и не могут согласиться. Они говорят так: "Неужели тот, кто любит, может дать нам погибнуть?" И тоже интересно.

Ведь если человек может так говорить о Боге, то внешне отрицая Бога, он попадает в ситуацию, которая является лучшим доказательством существования сказанного.

То есть отрицающий Бога человек является лучшим доказательством того, что Бог создал человека свободного к самоопределению. Как по мне, так чудо чудесное!

Понять это сможет тот, кто хотя бы раз любил. Все попадают в ловушку желания ограничений ближнему. Но любовь умирает, если мы не даем права выбрать.

ДУМА ОДИНАДЦАТАЯ

Уверен, что сам я, мои эти тексты, а также стилистика письма, не могут не вызвать реакции у тех читателей, которые имеют то или иное отношение к психологии.

Смеха ради я мог бы сам себе поставить несколько диагнозов навскидку, щеголяя осведомленностью. Но этого я делать не стану. Думаю, юмора достаточно сегодня.

Кстати говоря, это один из основных моментов, бросающихся в глаза любому человеку любого уровня образования. Постоянное невыносимое осуждение всех вокруг вслух.

И вместо того, чтобы задаться вопросом, а в чем моя потребность осуждать всех вокруг, человек предпочитает постоянно находить недостатки в окружающих его людях.

Раз уж речь идет о закрытии всех потребностей, то почему бы не закрыть и эту потребность - успокоить свой внезапно открывшийся и теперь непрекращающийся ор.

Но нет, теперь все кругом больные. В основном, все, кроме тебя самого. У тебя лично все неплохо, надо только кое-что доработать на ближайшей сессии.

Больные, в основном, все вокруг. Поэтому надо провести границы, и даже если вдруг нечаянно общение случилось, то через слово нужно перебивать и напоминать о них.

В какой-то момент люди вдруг чувствуют власть говорить всем вокруг, какие все не такие -  в свой же адрес ни в коем случае таких реплик не принимать. Занавес.

ДУМА ДВЕНАДЦАТАЯ

О т.н. преодолении бессознательности. Помните, я ставил вопрос? Что вместо поиска собранности людям предлагается (да они и сами не против) уход в бессознательность.

Конечно, найдется очень умный человек и обязательно скажет (или подумает), что я все неверно понимаю. Что речь идет как раз об упорядочивании внутреннего хаоса...

Давайте я еще раз проговорю. Мы имеем дело с подменой смыслов. Говорится одно, а предполагается другое. Поэтому тут не переговоришь апологетов психологии.

Я отталкиваюсь от простых вещей. Вот конкретный человек. Сходил к психологу. Встал и ушел из семьи. Нашел нового "партнера". Потом еще. И не может остановиться.

Да, ситуации бывают разные. Но давайте и тут расставим. Речь ведь давно уже не идет об исключениях из правил. Людей не учат даже, а убеждают, жить для себя. 

Не будем говорить, что это религия, пока скажем, что это течение. Которое именует  себя научным знанием. При этом законами научного подхода аккуратно пренебрегает.

Очень много разговоров о новых открытиях. Приводятся Галилей и Коперник. Есть такое устойчивое понятие - "мученики науки". Так себя зачастую видит психолог.

Когда конкретному носителю "знания" начинаешь задавать вполне четкие вопросы, в ответ получаешь почему-то лукавую улыбку, отписки или отговорки, и не более. Увы.

ДУМА ТРИНАДЦАТАЯ

Чувствую, что атмосфера становится напряженной. Поэтому прошу меня простить, если я кому-то своими текстами делаю больно. Или кто-то считает, что я лжец.

Давайте перед продолжением немного передохнем. Мне вспомнился один яркий случай из моего отрочества. Если позволите, я поделюсь. Это был 8 или 9 класс.

Мы с парнями на уроках труда. У нас это было отдельное от школы здание. Соответственно, т.н. свободы у парней было больше, чем они могли вместить.

Мы выходим на перемену. Идем за здание. Парни достают сигареты и начинают дымить. Я стою рядом. Так сказать, не отбиваюсь от коллектива. Пытаюсь не быть вороной.

Вдруг один из них протягивает мне сигарету и говорит: "Будешь?" Я говорю четко и коротко: "Нет". Он напирает: "А что? Родители не разрешают?" (общий смех).

Я не знаю, откуда во мне это было, но я так же четко и коротко ответил: "Не хочу". А внутри продолжил: "Я же могу хотеть не курить, верно? Это же мое право?"

Наверное, вы поняли, для чего этот пример приведен. Но здесь я все же немного скажу. Почему если я не хочу, например, курить, как все, то я - какой-то не такой?

И давайте теперь расширим. Почему если я веду сражение со страстями и, соответственно, не хочу грешить, я автоматически становлюсь больным неврозом?

ДУМА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

И вот здесь-то и кроется главная проблема православных, которые не только пытаются уважать относительно молодое "научное" знание, но и берут его на вооружение.

Это похоже на пакт о ненападении, подписанный Гитлером и Сталиным. Если не знаете или не помните, поинтересуйтесь. Извините, если это похоже на гиперболизм.

Так и здесь. Мы же с вами должны понимать, что одно дело - соглашения о сотрудничестве, совместные конференции и прочее. А другое - реальность, жизнь.

Не помню уже кто, но кто-то меня научил, что на все эти массовые мероприятия имеет смысл ездить и быть там только ради того, чтобы побеседовать в кулуарах.

Так вот. Спросите честно наедине психолога, верит ли он в существование страстей. И вы увидите ровно то, что я вам описывал ранее. Но не торопитесь перебивать.

Вот какое неравновесие получается. Ты как адекватный верующий человек начинаешь верить в "бессознательное", а твоей вере тихонько и снисходительно улыбаются.

Но это еще не самое неприятное. Самое опасное - то, что начиная с малого, ты оставляешь все. Увлекшись психологией, человек становится неверующим.

Это не бывает резко и сразу. Это никогда не происходит как-то быстро. Это всегда долгий и постепенный процесс. Это похоже на чей-то спланированный сценарий.

ДУМА ПЯТНАДЦАТАЯ

Пришло время оговориться и расставить некоторые акценты. Потому что название выглядит вызывающим, пугающим, дерзким, неуважительным, нарциссическим и т.д...

Я прекрасно понимаю, что в наше время очень много психологов. И я отдаю себе отчет в том, какая волна могла бы подняться. У каждого есть нагрузки и обязательства. 

Однако, во-первых, я не считаю себя тем, на кого сильно кто-то будет обращать внимание. Я считаю себя человеком маленьким. Поэтому волну мне поднять не удастся.

Я пишу скорее единицам, не толпам. Мое обращение не в массы, а к уму и в сердце. Но я также прекрасно понимаю, что имею изъяны, поэтому простите, если обидел.

Во-вторых, у меня есть некоторое понимание, что человек достаточно редко меняет что-то в своей жизни достаточно резко. Поэтому я приглашаю именно к размышлению.

Понятное дело, что искренние люди кладут на это всю свою жизнь и ревностно стараются помогать подопечным. Поэтому обвинять их в чем-то - безнравственно.

В-третьих, видится, что это проблема нашего времени вообще: много информации, проверить ее нет времени, поставить вопросы при внутреннем конфликте тоже.

Я вижу свою цель в том, чтобы обратить внимание на несоответствия, несостыковки, а также невидимые ловушки, незаметно вредящие человеку спустя длительное время.

ДУМА ШЕСТНАДЦАТАЯ

Теперь о названии. Неслучайно оно персонифицировано, то есть акцент делается на действующем лице. Не на психологии как таковой. А на носителе, обладателе знания.

На наш взгляд, важно оговориться, что есть понятие иррационального, то есть непостижимого, а есть понятие разрыва логических связей, и это часто путается.

Иррациональное - это то, что находится за пределами ratio, разума то есть. А разрыв логических связей - это внутренняя смысловая ошибка внутри утверждения.

Например, психология - это слово, которое состоит из двух слов - psyche и logos. Слово греческое, но я даю по-латински, для того, чтобы не перегружать.

Психология (в строгом, научном смысле) - это наука о душе, или духе. Если чуть шире взять, это наука о бессмертии человеческой личности. Чувствуете конфликт?

Все, что связано с наукой, связано с проведением экспериментов. И тут возникает вопрос: "А можно ли проводить эксперименты над душой? Этично ли это?"

Душа - это "объект", если можно так выразиться, невещественного мира. А все, что касается невещественного мира, недоказуемо, с точки зрения науки.

Душа - это то, что относится к Вечности, поэтому в строгом научном смысле науки о душе быть не может. Слово о душе может быть, если переводить дословно psichologia.

ДУМА СЕМНАДЦАТАЯ

Наверное, всем известно утверждение о Боге - что его существование невозможно доказать, как и несуществование. Если опять же говорить о строго научном подходе.

Ключом, инструментом, методом познания невещественного мира является вера. А вера есть дар, испрашиваемый у Бога и приумножаемый ежедневными усилиями человека.

Для научного подхода не характерно принятие утверждения на веру. И в этом, на наш взгляд, ее ограниченность. Впрочем, никто не запрещает ученым быть верующими.

Во всех областях жизни есть люди с присущими им недостатками. Крайности никогда никакого человека не украшали. Поэтому неверующий ученый - это устоявшийся миф.

На наш взгляд, отрицание веры как метода познания является недобросовестным подходом. Есть духовный мир со своими его законами, которые так же можно изучать.

Однако следует постулировать, что духовный мир гораздо шире мира научного. Видимый мир, поскольку временный, постольку и меньший в сравнении с миром духовным.

Я понимаю, что читать все это м.б. нелегко. Но я прошу потерпеть. На протяжении всего текста постараюсь чередовать сложное и легкое. Прошу потрудиться немного.

Давайте тогда скажем прямо, что психолог сегодня - это человек, который претендует на звание врача, который хочет человека вылечить от некоторых болезней...

ДУМА ВОСЕМНАДЦАТАЯ

От каких же болезней хочет вылечить психолог? Хороший вопрос, не правда ли? Конечно, мы не будем заниматься перечислением диагнозов, но пойдем к истокам.

Крайне важно понимать, в чьи руки ты себя отдаешь, когда отдаешь свой внутренний мир для изменений, совершенствований и всего прочего. Последствия важны, верно?

Кто-то поспешит возразить: "Невозможно вот так обще ответить на этот вопрос! Надо рассматривать каждое направление отдельно! Направлений в психологии много!"

Если позволите, постараюсь этот вопрос-возмущение рассмотреть отдельно, чуть позже. А пока что со ссылкой на научный подход скажу, что все же это возможно.

"Но как? - спросят некоторые, - ведь психологических школ так много! Подходов так много! И у каждого подхода контекст, своя уникальная экосистема!" и т.д.

Потому я и сделал акцент, что в течение немалого количества времени размышляю. А в некотором смысле имею право на суждение, поскольку по образованию еще и педагог.

Нетрудно поискать, сколько внимания отводится психологии в учебном процессе при получении специализации педагога. Но больше мне помогает мое духовное образование.

Конечно, самое главное - это опыт самоанализа. Плюс опыт Святых Отцов, проверяемый на себе регулярно. Плюс наблюдения как священнослужитель и духовник.

ДУМА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ

Продолжим тему болезней, от которых хочет избавить психолог. Теперь мы не говорим "психологи", но "психолог", так как утверждаем возможность определения единого.

Говоря научным языком, путем анализа и синтеза, мы приходим к выводу о том, что у каждого психолога есть четкая цель. Православным хорошо бы ее услышать внятно.

Хорошо также выписать ее именно таким языком, чтобы он коррелировался с языком Святых Апостолов, Святых Отцов, или кратко - с Преданием Православной Церкви.

Итак, внимание. Цель каждого психолога, даже если он сам об этом не знает, заключается в том, чтобы человек полюбил этот мир как самое драгоценное сокровище.

Эта цель, опять же говоря языком науки, достигается реализацией нескольких задач. Немного в сторону. Вот видите, как все просто? Надо лишь остановиться и вникнуть!

Все ведь верно? Я не обманываю? Возьмите любого и соотнесите. И вы увидите, что это так и есть. Конечно же, чуть позже я расскажу, как это исследование проходило.

Итак, о том, решением каких задач достигается цель - любить мир... Выделим пока три основные. Их, конечно же, больше, и мы постараемся далее о них рассказать.

Задача первая - объявить свое "я" абсолютной ценностью. Задача вторая - вынести источник всех своих проблем за пределы своего "я". И третья - сменить авторитеты. Продолжим тему болезней, от которых хочет избавить психолог. Теперь мы не говорим "психологи", но "психолог", так как утверждаем возможность определения единого.

Говоря научным языком, путем анализа и синтеза, мы приходим к выводу о том, что у каждого психолога есть четкая цель. Православным хорошо бы ее услышать внятно.

Хорошо также выписать ее именно таким языком, чтобы он коррелировался с языком Святых Апостолов, Святых Отцов, или кратко - с Преданием Православной Церкви.

Итак, внимание. Цель каждого психолога, даже если он сам об этом не знает, заключается в том, чтобы человек полюбил этот мир как самое драгоценное сокровище.

Эта цель, опять же говоря языком науки, достигается реализацией нескольких задач. Немного в сторону. Вот видите, как все просто? Надо лишь остановиться и вникнуть!

Все ведь верно? Я не обманываю? Возьмите любого и соотнесите. И вы увидите, что это так и есть. Конечно же, чуть позже я расскажу, как это исследование проходило.

Итак, о том, решением каких задач достигается цель - любить мир... Выделим пока три основные. Их, конечно же, больше, и мы постараемся далее о них рассказать.

Задача первая - объявить свое "я" абсолютной ценностью. Задача вторая - вынести источник всех своих проблем за пределы своего "я". И третья - сменить авторитеты.

ДУМА ДВАДЦАТАЯ

Для того, чтобы не быть голословным, давайте возьмем и приведем сначала несколько текстов Святых Апостолов и Евангелистов. Читаем, вникаем и наблюдаем за собой...

Евангелие от Иоанна: "Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (XV. 16-19).

Вслушиваемся в себя. Честно фиксируем свое состояние. Зачастую этот текст вызывает негодование и даже отрицание. Не надо пугаться. Позже постараемся объяснить.

Евангелие от Матфея: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее" (X. 37-39).

На этом тексте обычно даже вслушиваться не надо. Реакция так и хлещет. Но будем стараться быть исследователями и наблюдать за собой с симпатичной нам научностью.

Евангелие от Марка: "Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами" (VIII. 36-38).

Обратим внимание на то, что одной из задач психолога (о которых я говорил, что их много и к которым обещал вернуться позже) является аннулирование чувства стыда.

Евангелие от Луки: "Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия. Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (IX. 20-23).

ДУМА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ



(текст собирается в одно целое)


Рецензии