Пушкин и среднестатистический поэт его эпохи

Пушкин
и 
«среднестатистический» поэт
пушкинской эпохи

Когда то, кажется у Парандовского в его Алхимии слова я прочитал о том, что высота вершина национального или местного Парнассуса зависит от качества и количества мастеров этого цеха при Храме Аполлона.   Хороший по качеству мастеровитый цех увеличивает вероятность появления в нем гения и оживление у жертвенника (алтаря)

Всегда потому хотелось почувствовать поэтическую среду, из которой вынырнул Сверчком Пушкин и через пару лет был титулован Гением и Первым Поэтом Отечества чего при жизни кажется не удостаивался никто … Мы знаем грандов нашей поэзии  той поры становления лит. языка, удобного в применении – от Симеона  Полоцкого и Антиоха Кантемира через  Сумарокова, Тредиаковского и Ломоносова к Дмитриеву, Державину, Жуковскому и Батюшкову с Вяземским … Потом в строй встали Боратынский, Пушкин, Козлов, Языков, Лермонтов, Тютчев. Это пара верхних ярусов зала Славы при том Храме = это генсекретари, учителя и отцы основатели, патриции и сенаторы

А что рядовые поэты? Кто они «толпа», чернь, подмастерья, «масса» и …  «среднестатистические» поэты пушкинской эпохи?

Мы как-то толковали о выбившемся из крепостных Слепушкине… Но и то более из-за подразумеваемой пародийности совпадений части фамилий  … созвучия его с Пушкиным
Нет, конечно, многие чувствовали себя … грандами, королями и принцами поэзии. Маяковский. Есенин, Брюсов. НО это уже век «серебряный». А что в массах поэтического пролетариата «золотого»?

Таким был, наверное, Семен  Иванович  Стромилов  (1813 г. рожд.), известный,  прежде  всего,  как  знакомый М. Ю. Лермонтова по Московскому университетскому благородному пансиону и  автор  удачной фольклорной  стилизации –  русской  песни  «То  не ветер  ветку клонит…», впоследствии ставшей народной.

Известен сонет Стромилова «Пушкин»:

В садах царей, в садах Лицея,
Безвестный юноша гулял;
Читал охотно Апулея
И музам отдых посвящал.
Потом, на воле, полный силы,
Рекою звуков хлынул в свет – 
И подружил его с Людмилой,
С делами прошлых, давних лет.
И целый мир певца Фонтана
Внимал божественным стихам,
Когда он пел в шатре цыгана,
Бродил по снежным высотам, – 
Когда героя-великана
Следил в Полтаве по пятам

(см. Каллаш В. В. Русские поэты о Пушкине. – М., 1899)

Единственное  произведение  Стромилова,  напечатанное  в  пушкинском  «Современнике»   и,  по-видимому,  одобренное  самим  Пушкиным, –  это  стихотворение  «3 июля  1836 года», где из-за опечатки он представлен Семеном Сторожиловым.

Это просто пример. У Стромилова много подражаний кумиру и без претензий

То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит —
То мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит;
Извела меня кручина,
Подколодная змея!..
Догорай, моя лучина,
Догорю с тобой и я!
Не житьё мне здесь без милой:
С кем теперь идти к венцу?
Знать судил мне рок с могилой
Обручиться молодцу.
Расступись, земля сырая,
Дай мне, молодцу, покой,
Приюти меня, родная,
В тесной келье гробовой.
Мне постыла жизнь такая,
Съела грусть меня, тоска…
Скоро ль, скоро ль, гробовая
Скроет грудь мою доска?
1840-е годы

(см. Русские песни и романсы /Вступ. статья и сост. В.Гусева.— М.: Худож.лит., 1989. — (Классики и современники. Поэтич. б-ка). — без указания автора музыки)


Рецензии