Библейские мифы, легенды и притчи27

                Екклесиаст (продолжение)
На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые деяния их — в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что пред ним. Всему и все — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертву, как добродетельному, так и грешнику, как клянущемуся, так и боящемуся клятвы.

Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна часть всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их, а после того они отходят к умершим. Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению. И любовь их, и ненависть их, и ревность уже исчезли и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем.

Итак, иди, ешь с веселием хлеб твой и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнию с женой, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай, потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.

И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для их. Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них.

Вот еще какую мудрость видел я под солнцем, и она показалось мне важною.  Город небольшой и людей в нем немного. К нему подступил великий царь и обложил его, и произвел против него большие осадные работы. Но в нем нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростию этот город, и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке.

И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают.

Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми. Мудрость лучше воинских орудий, но один погрешивший погубит много доброго.

Мертвые мхи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника. То же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честию.

Сердце мудрого — на правую сторону, а сердце глупого — на левую. По какой бы дороге не шел глупый, у него всегда не достает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп.

Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего, потом что кротость покрывает и большие проступки.

Есть зло, которое я видел под солнцем, это — как бы погрешность, происходящая от властелина: невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко. Видел я рабов на конях, а князей, ходящих, подобно рабам, пешком.

Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей. Кто передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них. Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить.

Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный. Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же. Начало слов из уст его — глупость, а конец речи его — безумие. Глупый наговорит много, хотя человек не знает, что будет, и кто скажет ему, что будет после него? Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город.

Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!

От лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет дом. Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь, а за все отвечает серебро.

Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого, потом что птица небесная может перенесть слово твое, и крылатая — пересказать речь твою.

Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. Давай часть семи и даже восьми, потом что не знаешь, какая беда будет на земле.

Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь, и если падет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет. Кто наблюдает ветер, тому не сеять, и кто смотрит на облака, тому не жать. Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так же можешь знать дело Бога, который делает все. Утром сей семя твое и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то или другое хорошо будет.

Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце. Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжении всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет — суета!

Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих. Только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность — суета.

И помни создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «Нет мне удовольствия в них!» Доколе не померкли солнце и свет, и луна, и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем.

В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы, и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось, и помрачатся смотрящие в окно, и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха, и замолкнут дочери пения, и высоты будут им страшны и на дороге ужасы, и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы: доколе не порвалась серебряная цепочка и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух его возвратится к Богу, который дал его.

Суета сует, сказал Екклесиаст, все — суета! Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал и составил много притчей. Старался Екклесиаст приискивать изящные речения, и слова истины написаны им верно. Слова мудрых — как иглы, как вбитые гвозди, и составители их  - от единого пастыря. А что сверх этого, сын мой, того берегись: составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела.

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди его соблюдай, потом что в этом все для человека, ибо всякое дело Бог приведет на суд и все тайное, хорошо ли оно или худо.


                Слова пророка Исайи
Видел я Господа, сидящего на престоле. Вокруг него стояли серафимы, у каждого по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, двумя закрывал ноги и двумя летал. И сказал я:

Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди нечистого народа. Как я расскажу, что видел самого Бога?

Тогда подлетел ко мне один из серафимов, и в руке у него был горящий уголь, который он взял с жертвенника. Коснулся он углем тем моих уст и сказал:

-Грех твой очищен! Уста твои чисты!

И услышал я голос Господа:

-Пойди и скажи народу: слухом услышите и не уразумеете, очами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и не обратится, чтобы я исцелил их.

-Надолго ли, Господи? - спросил я.

-Пока не опустеют города и останутся без жителей , пока земля эта совсем не опустеет. Убитые будут разбросаны, и от трупов их подымется смрад, и горы размокнут от крови. Истлеет все небесное воинство, и небеса свернутся, как свиток книжный. И превратятся реки в смолу, и будет земля гореть днем и ночью, во веки веков никто не пройдет по ней.

Но не радуйся земля филистимская, что сокрушен жезл, который порождал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон. Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться  в безопасности, а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.

Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой! И придут народы к свету твоему, цари — к восходящему над тобой сиянию. Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их — служить тебе, врата твои будут всегда открыты, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут и совершенно истребятся. Придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя. Ты будешь насыщаться молоком народов и груди царские сосать. Вместо меди будут доставлять тебе золото, а вместо железа — серебро. Придут чужеземцы и будут пасти стада ваши, и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и виноградарями, а вы будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их.
 
Дева во чреве примет и родит сына. И почиет на нем дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости. Он будет судить бедных по правде и дела страдальцев решать по истине. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, барс будет лежать вместе с козленком, молодой лев и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. Придут многие народы и скажут: взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит он нас своим путям, и будем ходить по стезям его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима. И будет он судить народы, и обличит многие племена, и перекуют они мечи свои на орала и копья — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учится воевать.

Глас вопиет: в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Богу вашему!


Рецензии