Изумрудный убийца

---
     Зелёного цвета платья, обувь, браслеты, диадемы, да, этот всегда пользовался особым вниманием женщин. Это цвет жизни, гармонии, равновесия.
     Можно пойти в Третьяковку и полюбоваться на роскошные платья высокородных дам на дворянских балах. Особенно выделяются своим роскошеством одежды изумрудного цвета грешницы на картине «Христос и грешница» венецианского художника Лоренцо Лотто (1480–1556).
     Прекрасно выглядит Мария-Кристина Австрийская принцесса Трансильвании на картине какого-то Австрийского художника конца 16-го века в платье из ярко-зелёной ткани.
     Почти 30 лет Фламандский художник Маркус Герарт рисовал картины с дам английской знати, одевая их в пурпурно-изумрудные одеяния. Это было в начале 17-го века. Но что интересно. Лица этих дам были бледны, а никакой жизнерадостности. Этот факт приписывали тому, что их одежда должна была соответствовать придворному этикету, и была не очень удобной.
     А вот портрет Неизвестной черноволосой дамы в изумрудном наряде. Что-то с ней тоже не так, словно под прекрасными богато украшенным платьем на ней надеты оковы. Недуг во время позирования Язвы на теле
     А вот дама в зелёном платье с книгой в руках на портрете Августины Бертин де Во художника Жан-Луи Жироде-Триозон в 1809 году. Явно по дороге от одного врача к другому.
     В чём же причина, и почему именно в зелёного цвета одеждах дамы так бледны своим лицом Всё дело в том, что в Средние века популярность и статус зелёных изделий была сильно подмочена. В начале этой эпохи началась революция в изготовлении красителей. Европейские химики искали способы решения вопроса, как сделать стойкой зеленую краску. И они нашли выход, они использовали новый пигмент, благодаря которому появлялось все больше разных химических красителей. Мода на тот или иной цвет менялась в Европе ежегодно. На то она и Европа, капризница.
     В начале 18-го века в Европе появляется наука о цвете. Одним из основателей её считают Мишеля-Эжен Шеврёля. Он создал сотни красительных смесей, которые позволяли сочетать в своих одеждах все цвета радуги. Основой всех этих новшеств был Белый мышьяк, мелкодисперсный порошок. На его основе делали лекарства, отраву для грызунов и краску для тканей.
     В середине 18-го века с зелёным цветом много экспериментировал Шведский химик Карл Вильгельм Шееле, кстати совсем без никакого образования, однако же, по рекомендации Шведского короля стал академиком Шведской академии наук. Он много чего изобрёл, глицерин разные кислоты. Но главным, чем он запомнился историкам моды, это была «Зелень Шееле». Он добавил в раствор медного купороса смесь калия и мышьяка. В результате получился великолепный, яркий оттенок зелёного цвета, который долго не тускнел.
     Мода, однако, не стояла на месте и требовала всё новых и новых предложений от ткачей. И вот, в начале 19-го века появляется новый краситель, более насыщенный оттенок зелёного изумруда. Английская и французская зелень, в разных странах этот пигмент называли по-разному.
     С этого самого момента зелень в одеждах богатых дам становится очень популярной. Зелёного цвета барышни носят буквально всё. Не нужно только думать, что это был просто зелёный цвет, химики могли делать самые разные оттенки этого красителя. Но среди компонентов всех красителей изумрудно-зелёных тонов всегда присутствовал мышьяк. Пигменты с мышьяком использовались в тканевых обоях, в гобелена, нательных одеждах, в обивке карет, в обуви, в перчатках, в мебели.
     Вот, кстати, и картина эту тему Георга Фридриха Кёрстинга 1812 года «Вышивальщица у окна». Главная его суть, это десятки зелёных оттенков буквально во всём.
     Так и её лицо тоже не отличается свежестью, он рисовал не по памяти, а с натуры. Вышивальщица позировала ему несколько месяцев, пребывая в одежде, насыщенной ядом, мышьяком. Это ядовитый краситель к тому времени отравлял всё Европу уже почти 50 лет, начиная с середины 18-го века, им приправляли даже сладости к чаю. Эпоха мышьяка. Век отравления Европы. Так называли эти времена историки моды, жившие много позже.
     Наконец, плохим самочувствием дворцовых дам стали интересоваться врачи, которые отвечали за здоровье жён лордов в Англии. Как-то прямо на балу умирает местная принцесса девятнадцати лет, которую прочили в невесты Королю Дании. Это был политический брак, нужно было порешать какие-то вопросы в экономике, примерно, как сейчас это происходит с Павлом Дуровым во Франции.
     Стали выяснять что да как и почему, и сообразили, что девочка умерла от внезапного отравления. Она часто заходила в мастерскую, где создавались пигменты для тканей, и ей разрешали распылять на ткани красители изумрудного цвета.
     Когда она умирала на руках доктора, то жаловалась, что ей всё вокруг кажется зелёным. Это и навлекло докторов на мысль, что всё дело может быть в красителях. Те, кто представлял в прессе это дело, назвали его Смертельные краски.
     Был созван совет химиков, которые занялись этим вопросом. В отчётах отмечалось, что одно только украшение для волос с пигментом, в котором был мышьяк, способно было убить 20 человек. Бальное платье с пятиметровым шлейфом, могло убить 12 человек, которые только всего лишь касались руками этого платья и шлейфа за ним.
     Чарующие своей красотой дамы в своих изумрудных нарядах убивали не только себя, отчего и лица их на картинах придворных художников были такие скучные и бледные, но тех, кто её окружал, и тех, кто сооружал эту красоту.
     Зелень всегда считалась подружкой самых замысловатых ядов. Не зря изготовителей ядов изображали всегда с зелёными лицами, глазами, а сами эти яды были удивительно красивы на вид с изумрудными, переменчивыми прямо на глазах тонами.
     Не таким ли ядом околдовала Царевна лягушка Царевича Ивана. Но он сообразил сжечь источник яда, кожу изумрудного цвета, в русской печке. Кстати, если вы помните, она там не просто горела, а ещё и искрилась, чуть ли не взрывалась.
     Посмотрите повнимательней на ваши одежды, нет ли там подарков от ваших подружек, соседей, даже сестёр, обычно старших незамужних, ведь по старым испоконным правилам замуж первой должна выходить старшая сестра.


Рецензии