Сайто Киёси между абстрактным искусством и реализм
27 апреля 1907 года — 14 ноября 1997 года.
"Киёси Сайто родился в городе Айдзубангэ, префектура Фукусима.
Он вырос в Юбари, Хоккайдо, куда его семья переехала, когда ему было четыре года.
Сайто перенес много лишений в юном возрасте.
Он потерял мать, когда ему было 12 лет, и после этого у него было три мачехи.
Однажды его оставили в храме против его воли, и он сразу же сбежал.
Сайто окончил среднюю начальную школу в Юбари в возрасте 14 лет, затем работал в аптеке
и газовой компании в Отару.
Его жизнь не была мирной, но он находил отдохновение в рисовании.
Его главным развлечением в то время было отправлять детские песни в литературные журналы
и делать иллюстрации к ним.
Он также научился рисовать маслом и самостоятельно исследовал эту сферу.
Сайто устроился на работу в мастерскую по изготовлению вывесок в Отару, когда ему
было 18 лет, что хорошо сочеталось с его интересом к искусству.
В 20 лет он начал работать самостоятельно и открыл собственную мастерскую по
изготовлению вывесок.
Бизнес процветал, но ему также нужно было узнать больше об искусстве, поэтому он изучал
наброски гипсовых фигур и технику масляной живописи у Гёкусена Нариты, преподававшего
искусство в местной начальной школе.
Сайто также познакомился с Сико Мунаката (1903-75) через Нариту.
Сайто отправился в Токио в возрасте 23 лет, потому что он чувствовал, что должен увидеть город,
чтобы выполнить такую ;;сложную работу, как изготовление вывесок.
Он передал свой магазин знакомому в следующем 1931 году и отправился в Токио во второй раз.
Зарабатывая на жизнь, создавая рекламу, вывешиваемую в общественных банях, и работая
над дизайном книг, он использовал свое свободное время, чтобы продолжить самостоятельное
изучение искусства.
В 1932 году он успешно представил картину маслом на 9-й выставке Ассоциации изящных искусств
Хакудзицу в первый раз.
После этого он оттачивал свое мастерство, отправляя картины маслом на различные открытые
выставки, такие как выставка Ассоциации изящных искусств Хакудзицу и выставка Кокугакай.
В это время он женился на своей жене Фуми в возрасте 26 лет, и у них родилась дочь Наоко.
Встреча с ксилографией
Главный поворотный момент наступил в 1936 году, когда Сайто столкнулся с гравюрами на дереве
Сотаро Ясуи (1888-1955) в галерее в Гинзе, и он был вдохновлен попробовать эту технику сам.
Гравюра на дереве Сайто была впервые выбрана на 5-й выставке Японской ассоциации гравюры
того года.
Он также провел свою первую персональную выставку в Отару.
Две его гравюры на дереве и одна из его картин маслом, включая « Женщина в моей родной деревне»,
были отобраны для 12- й выставки Кокугакай следующего года .
В том же году он также посетил Айдзу впервые после переезда.
Он почувствовал себя тепло принятым, сразу же сделал много набросков и создал такие работы,
как « Зима в Айдзу» (Бангэ).
После этого Сайто много раз бывал в Айдзу, и серия «Зима в Айдзу» стала важной частью его
жизненного дела.
В 1938 году Сайто был приглашен Тадасиге Оно (1909 – 1990) стать членом Formative Woodblock
Print Society.
В тот год он также потерпел серьезную неудачу, когда его масляная живопись и гравюра,
представленные на выставку Kokugakai, были отклонены.
Сайто был крайне шокирован и начал брать уроки рисования в Sukiyabashi.
В это время он также прочитал Hanga Wo Tsukuru Hito E («Ксилографам») Ёсиро Нагасе и изучал
такие темы, как монотипия.
Другим важным событием этого времени стало знакомство Сайто с мастерами современной
европейской живописи через художественные журналы.
На него особенно повлияли работы Гогена, Мунка и Редона.
Сайто сказал: «Это выражается как „масса“» и «Мои работы стали плоскими из-за Гогена».
Началась Вторая мировая война. Сайто избежал призыва, но его призвали к сотрудничеству,
и в это время он посвятил себя своему творчеству.
В 1942 году он провел персональную выставку в Кюкёдо в Гиндзе.
Сайто начал работать в The Asahi Shimbun Company в 1944 году, в последние годы войны, г
де он занимался дизайном текста и обложек.
Примерно в это же время он также познакомился с Коширо Онти (1891 – 1955).
Сайто участвовал в исследовательском обществе гравюры на дереве Ишимокукай, возглавляемом
Онти, и его « Сцена Асакуса» была включена в книгу Tokyo Kaiko Zue («Воспоминания о Токио»),
запланированную Онти.
Когда мир искусства постепенно восстанавливался после войны, Сайто снова начал отправлять
свои работы в возрожденную Японскую ассоциацию печати и Кокугакай и устраивать
персональные выставки.
В это время американцы в Японии начали замечать работы Сайто и положительно их оценивать.
Творчество Сайто становится популярным среди американцев.
На 1- й биеннале искусств в Сан-Паулу в 1951 году Сайто стал первым японцем, получившим приз
на международной художественной выставке за гравюру на дереве Steady Gaze , вместе с
Тетсуро Комаи (1920–1976) за гравюру на меди Momentary Illusion.
Это был первый раз, когда японский художник получил приз на международной художественной
выставке в послевоенную эпоху, и это удивило многих, потому что приз был вручен за гравюры,
а не за масляные работы или картины в стиле Нихонга.
Благодаря этой премии Сайто получил всемирную известность, в основном в Соединенных Штатах.
В этот период Сайто сосредоточился на изображении традиционной японской культуры, включая
глиняные фигурки, древние статуи Будды, императорскую виллу Кацура и сад камней в храме
Рёан-дзи.
Он сказал, что это было вдохновлено американцами, которые заставили его осознать прекрасные
качества японской культуры.
Сайто сказал: «Я был поражен композициями, которые мы можем считать высшим типом упрощения».
Каменный сад является визуальным представлением этого «высшего упрощения».
Он передает открытие Сайто и вызванное им удивление тем, что это предельное упрощение —
самая экстремальная версия абстрактного искусства — можно найти в традиционной японской культуре.
Сайто покинул компанию Asahi Shimbun, где он проработал около 10 лет, чтобы сосредоточиться
на собственном творчестве в 1955 году.
Он впервые отправился в США в 1956 году по приглашению сотрудников Госдепартамента США.
Его поездка вызвала большой отклик, включая мероприятия в разных местах, такие как
персональные выставки и уроки по технике ксилографии.
Он также посетил Мексику, которая впоследствии стала одной из главных тем его творчества.
Работы Сайто выставлялись почти каждый год в США и других странах.
Его известность только росла, и его работа держала его в напряжении.
Однако у него были проблемы со здоровьем, такие как травма плеча.
Из-за этой популярности его также называли «коммерческим художником» и «печатником сувенирных
гравюр на дереве».
Сайто начал беспокоиться о своем пути примерно с 1965 года.
Он сказал: «Я начал беспокоиться о том, что произойдет, если я продолжу рисовать такие вещи,
и я внезапно потерял способность рисовать».
С этого времени его работы начали претерпевать серьезные изменения.
На первый взгляд, «Стена Киото» (A) кажется основанной на тенденциях 1950-х годов, включая ее
тему и композицию.
Плоские области цвета с большим количеством пятен гомадзури и резьбы полностью отличаются
от абстрактности «Сада камней».
После этого момента Сайто перешел от простых, плоских областей цвета и начал добавлять сложные
художественные эффекты к своим картинным плоскостям.
Одним из основных примеров являются коллаграфы, на которых он сосредоточился с 1960-х годов.
Интересно, что он снова взялся за темы, которые использовал в 1950-х годах, такие как «Сад камней»
(C) и коллаграф « Глиняная фигурка» (F) .
Это показывает, что намерения Сайто явно менялись.
1960-е годы были трудным периодом для Сайто, но это была также богатая эпоха, в которую он
изучил совершенно новые техники коллаграфии (Коллаграфия (от греч. «;;;;; + ;;;;;» — «клей
+ пишу» через англ. collagraph)[1] — процесс или высокой, или глубокой печати, изобретённый в
середине XX века и при котором печатная форма создаётся на твёрдой подложке (плотном картоне,
листе фанеры и так далее) из коллажа разных материалов. Коллаграфию выполняют путём
вырезания и вставки бумаги (либо иных элементов) на жёсткой подложке.
Андрей Машанов утверждает, что, в отличие от линогравюры и ксилографии, конкретно эта техника
позволяет проще передать сложные текстуры и тонкие черты. Выразительные возможности
коллаграфии зависят от количества печатных форм и прогонов через офортный станок, а также
от основы, способа нанесения текстуры на основу и способа печати (высокой или глубокой).
Елена Саяпина и Надежда Устрицкая отмечают, что благодаря коллаграфии можно заменить
металлические формы для печати на таковые, созданные с помощью бескислотных технологий.
В высших учебных заведениях техника коллаграфии изредка используется в преподавании эстампа) и
бокуга (живопись тушью суми; бокуга использует градации чёрной туши для создания чувства света и
тени, а также модулированные мазки кисти и линии для создания ощущения объёма и ритма)
и расширил диапазон своих выражений. «Зима в храме Хокке-до, Никко» — одна из его ранних работ
бокуга этого периода.
Сайто преодолел свой кризис, во время которого он даже думал о самоубийстве, путем процесса
проб и ошибок.
«Обнаженная» стала поворотным моментом.
Сайто сказал, что эта работа вывела его из спада: «Я делал набросок лица моей служанки, когда
появились смутные линии моей юности.
Я был ошеломлен и в итоге нарисовал набросок обнаженной натуры, похожий на те, что были в
прошлом».
Сайто понял, что эти смутные линии, которые он удалил в процессе сглаживания и упрощения,
добавили сложный нюанс к работе, и таким образом он смог перейти к следующей фазе.
1970-е годы стали периодом зрелости Сайто как художника.
В 1970 году он переехал в Камакуру и начал создавать произведения искусства на темы, связанные
с Камакурой.
Он также работал над прошлыми сериями и брался за новые темы, включая « Дом в Айдзу (A)» ,
«Дерево хурмы в Айдзу (3)» и «Сезон урожая в Айдзу (2)» , на которых были изображены пейзажи
Айдзу; «Цветок и девушка» , которая, по его словам, была для молодежи; и «Глаз», которая впечатляет
своей простой, яркой композицией.
Еще одной уникальной характеристикой этой эпохи было то, что Сайто вернулся к темам, над
которыми он работал раньше.
Древние статуи Будды, которые он начал рисовать в 1940-х годах, стали серией «Нежность».
Затем они стали основной темой гравюр на дереве и бокуга Сайто до его последних лет.
Киото был еще одним важным предметом для Сайто в 1950-х годах, одним из примеров которого
является «Кацура, Киото».
Однако есть явные различия по сравнению с такими произведениями, как «Кацура, Киото».
Линейная композиция, кажется, является продолжением работ Сайто эпохи 1950-х годов, но он
добавил глубокие тени и свет, которые манят зрителя с темного переднего плана в яркий интерьер.
Это придает работе глубину, которая не просто пространственная; она передает глубокую
духовность здания.
Сайто возобновил серию «Зима в Айдзу» , которую начал в юности, в том же году, когда переехал в
Камакуру.
Всего 115 работ, и Сайто продолжал работать над ней до последних лет своей жизни.
Одна из его самых ранних работ этого времени уникальна своим четким контрастом между белым и
черным.
Однако со временем Сайто начал добавлять деликатные штрихи к своим картинным плоскостям.
Пейзажи наделены глубокими эмоциями через людей и развешивание белья среди глубокого снега.
В 1987 году Сайто переехал из Камакуры в Янаидзу, который находится недалеко от его родного города.
В том же году он создал «Зиму в Айдзу (71)» в Вакамацу.
Этот пейзаж представляет собой монотонный мир с синей занавеской норен.
Норен отбрасывает тень на дверной проем, что вызывает ощущение человеческого присутствия
среди тишины, придавая пейзажу богатое поэтическое чувство.
Сайто жил в Янаидзу, пока не скончался в 1997 году.
В течение последних 10 лет своей жизни его поддерживали местные жители, включая семью Токуити
Ватанабэ, и его желание создавать произведения искусства не ослабевало до самого конца.
Многие из его работ этого периода изображают природные особенности Айдзу, включая серии
«Айдзу в мае» и «Весенний туман, нежность».
Сайто родился в Айдзу и всегда питал сильные чувства к этому региону, хотя и жил вдали от него
много лет.
Он сказал: «Посещение места один или два раза в год совсем не похоже на жизнь там».
Это может означать, что Сайто наконец почувствовал, что стал настоящим жителем Айдзу."
(с)
Киёси Сайто не состоит в российских реестрах и номинациях.
Он популярен в интернете.
"Киёси Сайто был художником сёсаку-ханга в Японии 20-го века.
В 1938 году он выпустил свои первые гравюры в своей ныне знаменитой серии «Зима в Айдзу».
Сайто был одним из первых японских художников - граверов , победивших на биеннале в Сан-Паулу
в 1951 году.
Ранние работы Сайто изображают деревни, населенные местными японцами, с высокой степенью
реализма и трехмерности.
Его более зрелые работы объединяют современные элементы с японскими традициями.
Его гравюры представляют собой архитектуру и растительный мир, сплющенные в двухмерности.
Работы Сайто известны тем, что сочетают в себе художественные идеи и стили Востока и Запада.
Он вдохновлялся и находился под влиянием западных художников, включая Поля Гогена, Анри
Матисса и Пабло Пикассо, при этом сохраняя давнюю традицию японской гравюры на дереве
Он провел некоторое время в Париже и сделал там серию. Ксилографические гравюры Киёси Сайто
под названием «Осень» считаются чрезвычайно редкими и ценными."
(с)
https://en.wikipedia.org/wiki/Kiyoshi_Sait(artist)
Мне понравились оригинальные произведения этого живописца.
И я решил представить творчество Киёси Сайто любителям изобразительного искусства.
Стиль: синтетический. Фигуративная живопись: гравюра на дереве (описанная выше) и другие
техники раннего периода творчества.
Стиль: оригинальная цветная ксилография на дереве с выраженным национальным колоритом и
влиянием постимпрессионизма.
Жанр: портрет, пейзаж всех времён года, жанровые сцены и другое.
Палитра: стремящаяся к монохроматической, оригинальная.
Вернисаж прилагается:
https://www.liveinternet.ru/users/5591322/
000160 (392x700, 342Kb)
000164 (503x700, 521Kb)
(506x700, 463Kb)
Май в Аидзу2 (480x700, 437Kb)
Лето и дом (480x700, 342Kb)
000161 (700x605, 298Kb)
000162 (700x477, 176Kb)
000163 (700x433, 367Kb)
000169 (700x462, 403Kb)
000170 (700x434, 188Kb)
000171 (700x496, 236Kb)
000172 (700x500, 486Kb)
000173 (700x486, 219Kb)
99127621_3902238663150999_7810462898962038784_n (700x503, 320Kb)
100621208_3902239009817631_3764335743120441344_n (640x439, 163Kb)
100867215_3902238886484310_4265682482399019008_n (700x472, 242Kb)
100918570_3902238243151041_6047476607474466816_n (700x528, 453Kb)
101003701_3902239146484284_3558420695824203776_n (700x469, 327Kb)
101061172_3902238363151029_3906132731188215808_n (700x527, 437Kb)
101532222_3902238466484352_3675086859580473344_n (700x528, 417Kb)
Лодки 1932 (700x445, 337Kb)
перцы2 (700x504, 326Kb)
coral-1955 (700x523, 325Kb)
цветы (700x492, 330Kb)
Хоккайдо коровы (700x524, 465Kb)
Хоккайдо конь 750 (700x521, 501Kb)
С быком2 (700x469, 450Kb)
160916344_156796678_a1a4cdad254db79c41988f2639aba002 (143x72, 23Kb)
По материалам интернета.
Свидетельство о публикации №224090401537