Гений и море

         


"Море.море...Ну, ты же ласковое и тёплое! " - воскликнул Манук и окунул гусиное перо в отцовскую чернильницу и на обратной стороне долговой расписки отца нарисовал то, что в этот момент зародилось в его мыслях, мыслях семилетнего ребёнка. Вошедший в это время его отец был в ярости, увидев его каракули на ценной бумаге. Как знать каким бы было наказание отца за эту провинность, если бы не его влиятельный дядя. Он был впечатлён рисунком племянника и остудил гнев отца мальчика, а на следующий день  назвав  Манука по взрослому, на русский манер-Эммануилом  пообещал подарить ему самые настоящие масляные краски. И сдержал слово! Через месяц мальчик получил пакет от дяди с красками и набором кистей. . Именно с этого дня Эммануил и стал считать себя учеником великого родственника, имя которому было Иван Айвазовский..
С того ни чем не примечательного дня, но очень тёплого и солнечного майского дня и началась совершенно иная жизнь Манука в небольшом , но славном селении Северного Крыма , под названием " Армянский базар". Небольшое поселение было основано здесь в начале XVIII века 
крымскими греками и армянами, бежавшими из Османской империи и переселившимися из крепости Ор-Капу (Перекоп) , что стало известно с 1730-х годов под названием Эрмени-Базар (с крымскотатарского — Армянский Базар).Вал крепости тянется от Каркинитского залива до Сиваша на протяжении около семи километров. Но главной особенностью этого поселения было то, что именно здесь проходил знаменитый " Солевой путь" или иначе "Чумацкий шлях"- торгово- извозный путь по которому казаки возили соль, а предприимчивые армяне устроили некогда свои торговые ряды. Примерно в пяти километрах от центральной точки этого селища бились ласковые воды Каркинитского залива, где даже в большую непогоду волны не поднимались выше двух метров. С восходом солнца Эммануил чуть ли не каждый день убегал сюда из родительского дома и делал свои наброски ласкающего его взор этого чудного места. Отец мальчика, хоть и был беден, но держал сыновей в строгости и всеми силами пытался дать им хорошее образование.  Но как всегда спонтанно и неожиданно прихавший из Симферополя дядя, подаривший краски, где то после этого через год, буквально перевернул судьбу Эммануила. Поражённый его рисунками, Айвазовский, открыл в поселении художественную школу и лично привёл за руку туда племянника, передав его в надёжные руки, приглашённого им педагога- грека. Эммануил, не забывая, про основную- церковно- приходскую школу вскоре стал  лучшим учеником художественной. Работы одаренных учеников этой школы Айвазовский лично представлял в совет Императорской Академии художеств. В 1877 году, неожиданно приехавший Иван Константинович , обратившись к племяннику со словами:"Ты самый интересный мой ученик и даже уже вскоре последователь, и в силу многосторонней органической, тесной родственной связи  и в силу внутреннего противостояния, подлинной самобытности, независимости  своего искусства».и сообщил тому, что он направил рекомендательное письмо в Петербургскую Академию. Но принял это предложение молодой художник не сразу. В Петербург сразу он не уехал лишних денег в семье не было, обратиться же за ними к знаменитому родственнику не позволила Эммануилу национальная гордость.
Заработав денег Манук всё же отправился в столицу, но только через год, а ещё через год он стал вольным слушателем Академии художеств, пейзажного класса мариниста Орловского.
               * * *
       В Петербурге Эммануил Магдесян среди бомонда стал вскоре человеком светским и узнаваемым. Ну, а какой светский человек, мог обойтись без императорских балов. На одном из таких балов в промозглый, холодный и почти зимний вечер судьба свела его с Гатчинской помещицей, впоследствие ставшей графиней Бушуевой. Она была молода и красива, со статной фигурой, весьма и весьма образованной, но принимавшей всё близко к сердцу и не терпящей иного, кроме собственного, чужого мнения. Во время мазурки речь неожиданно зашла о его творчестве. . Весело отплясывая и смотря в глаза художника она решила высказать художнику своё мнение : " А вам не кажется Эммануил, что излишне романтизируете море. Да, всё это красиво и радует глаз, наслаждает... Но мне кажется, что на ваши работы можно взглянуть один раз, другой, насладиться ими, как хорошим вином и забыть... Море... Природа... Это вечность, а посему мне кажется всё это каким то девичьем занятием, весьма банальным... Вот человек, причём любой, будь то император или какой то юродивый, вот настоящая история! Почему бы вам не начать рисовать людей. Можно начать с императора... Ну или хотя бы с меня! " Магдесян лишь улыбнулся и ничего не ответил помещице. Но когда они вместе после бала решили прогуляться по набережной Невы, Эммануил взял спутницу за руку, остановил её и окунувшись в её бездонные глаза парировал : Вот вы, давеча на балу сказали, что я романтизирую море... Но я не могу иначе! Вот ваши глаза во время мазурки... Они были полны любви, они горели, как манящие путника, огни фонарей и звали меня к себе. Потом эта любовь с началом вашей речи сменилась на надменность, ваше превосходство. Они пожирали меня, словно огонь в печи и вещали:" Кому нужно ваше море! Разве оно принесёт вам славу и богатства. Ведь всего один портрет Александра Второго, в манере, не похожей, на придворных художников, принесёт мне и деньги, и славу, что поставит меня с вами в один ряд в ранге." А вот сейчас ваши глаза полны ненависти, но в них опять где то в самой глубине возникает любовь. Я наверное первый, кто решил вам возразить вам в этой беззаботной вашей столичной жизни. Взгляните на Неву! Её затянуло тонюсеньким льдом, но даже в свете Луны этой ночи я вижу, как этому сопротивляются её чёрные воды. Пройдёт день, а может неделя и река станет смиренной, под толщей льда, холодной, как ваша рука в моей руке. Но весной солнце взломает лёд, чтобы ей стать прежней и разной, в зависимости от погоды и времени суток. Вот так и море. Оно же разное! Нежное в лучах восходящего солнца, лазурно- голубое в полдень, отражая небеса, кроваво- красное, как страница из Библии про апокалипсис, во время заката, кипящее, страшное, пахнущее смертью во время шторма и несчастно- зелёное, какое то больное после него. К его краскам невозможно привыкнуть, в любом его состоянии я нахожу какую то новую для себя деталь, которая доселе мне была неведома. Оно шепчет или ревёт в разные часы по разному, оно манит или страшит, но в отличие от человека оно не умеет врать... Я рисую его и буду рисовать его ибо это великое творение Божье, совершенство, язык которого хочу так знать. Любого человека можно понять и изучить, проведя с ним какое то время, а чтобы понять море одной человеческой жизни мало и мне надо спешить, чтобы прочитать, как можно больше глав, той истории о котором оно мне шепчет... Шепчет, даже здесь, в холодном Петербурге, хоть только и в моём воображение, видимо потому, что я, один из немногих избранных, выбранных им самим. "
С той самой холодной ночи встречи художника и Бушевой были довольно частыми, но если Эммануил воспылал к ней нежной страстью, но для будущей графини и одной из ключниц другого Российского императора Николая Второго, художник был прекрасным другом и собеседником и не более. По окончанию Академии, которую Магдесян закончил с отличием и золотой медалью, дабы оставить хоть какую то память о себе перед отъездом в Крым, художник заказал довольно известному ювелиру кулон из дерева в золотой оправе, который сам потом оформил в виде мини- фрагмента с его собственной знаменитой картины "Вид моря с разбитым кораблём" Не смотря на то, что Эммануил был вольным слушателем Орловский никогда не оскорблял самолюбия бедного, в прямом смысле этого слова, студента и выдавал ему средства из собственного кармана. В тот день, кроме" стипендии" Магдесян получил ещё и заслуженную премию от Академии, за выставочные работы. Именно премию он и решил потратить на огромный букет роз для своей возлюбленной. Но всё его старания в тот светлый июньский тёплый вечер разбились, как волны о берег. Бушуева приняла подарки и представила его своему мужу, что приехал из Гжатска к жене за советом, по поводу огромного карточного долга, который тот решил погасить за счёт передачи во владения иному владельцу части их земли. Эммануил был подавлен, но поужинав с хозяевами для приличия и подняв тост :" За море, что не умеет лгать! ", спешно удалился, пробродив до утра по петербургским улочкам, а утром уставший, отправился в путь до Феодосии, в мастерскую своего дяди .Именно тут, полностью, погружённый в работу, он хотел забыться и выкинуть из головы, придуманную его широкой душой свою любовь. Тем более, что этим планам, совершенно не зная о той, по кому тосковали сердце сына, решил поспособствовать его отец, желавший, как можно быстрее женить Эммануила. Но избранницы отца не нравились сыну, да и времени на любовь не хватало. Да и вместе с дядей нужно было ехать вскоре в Италию, где Айвазовский любил рисовать больше всего. Перед самым отъездом Айвазовский собрал на званный вечер своих знакомых и друзей. И вот тут то он и увидел её, которой суждено было стать его музой. Между ней, дочерью богатого мецената и им также, как и с Бушуевой, была целая пропасть. Да, он был узнаваем, его вернисажи собирали народ, а местные критики лестно отзывались о нём, но он не был богат, в отличие от своей избранницы. "Но, как знать, может Италия, подарит ему то, чего у него нет"- думал Магдесян, не отводя от девушки глаз. Он только подумал и дал себе слово, что не ударит в грязь лицом, перед этой девушкой , но у великого родственника изменились планы и ему пришлось довольствоваться выставкой в Петербурге, что принесла ему славу и деньги и где судьба, вновь свела его с Бушуевой. Не смотря на то, что с момента их расставания прошло всего то четыре года, та сильна изменилась. На её лице появились морщины, а в огромных глазах художник увидел её властолюбие. И хоть говорила она про то удовольствие, что получила на выставке от его картин, основные её речи были про недовольство мужем и сыном. " Мой кутила укатил в Германию! Я правда оставила его без копейки, пусть гниёт там в нищете, не просыпаясь от пьянства. Сынок не лучше! Правда дело знает!!! Основал свою кондитерскую и печёт лучшие в Гжатске пряники и кренделя! Но вот жениться как нормальный не смог! Взял в жены грязную крестьянку, чьи предки были крепостными! Мне жаль его, хоть я и прокляла его и сказала, что он не получит от меня ни копейки. Но сердце матери, ему не прикажешь! Помнишь свой кулон в золотой оправе, его я оставила ему на столе! Продаст, если захочет взяться за ум и оставит свою девку! Я мудрая женщина, тебя старше лет на семь и вижу людей! Скоро он её бросит! Хотя... Хотя, в тебе Эммануил, я ошиблась. Не смотря на всё красивые слова, что ты говорил, я не поверила и не могла даже представить, что твоё море принесёт тебе славу и богатство! Как знать, может сейчас бы у нас с тобой, что то и вышло, но я как всегда занята.. ' Бушуева не успела договорить. Конный экипаж остановился прямо перед ними и молоденький франт подал ей руку и усадив рядом с собой умчал в сторону Зимнего дворца. Больше они никогда не виделись,а через полгода после возвращения Магдесян женился на своей избраннице и предпочёл жить в Симферополе. Жена во всём старалась потакать мужу, что сильно бесило его и после двух лет совместной жизни, рисуя очередной свой шедевр художник взорвался, услышав очередную лесть из уст супруги и закричал:" Это только ты думаешь, что эта картина прекрасна! Я думаю, что пока она не закончена- это мазня! Только зритель решает насколько это прекрасно! Я имею своё мнение хорошо это или плохо, а ты губишь меня, хваля речами. Я не ребёнок! Не надо меня ублажать речами! Что ты стелишься предо мной! "С этого и начался разлад в семье, некогда вспыхнувшая искра любви между ними угасла. Эммануил видел в жене лишь кухарку и прислугу, а та считала только его деньги и укоряла за лишние траты, что ещё больше разьединяло их. А потом его стала мучить мочекаменная болезнь и испытывая боли он уходил куда нибудь на берег моря, но не от боли, а оттого, что ему сострадали и жалели его. Не смотря на то, что работал Магдесян по 11-15 часов в сутки ежедневно, деньги не задерживались в доме и это не зависило от количества его выставок и продаваемых картин. Большую часть своего дохода художник тратил на благотворительность.
Пик славы художника пришёлся на 1901 год. Магдесян посетил Австро-Венгрию, где в художественных салонах Вены и Рима открылись его выставки. Затем он проехал по любимой Айвазовским Италии, где в Риме также организовал персональную выставку и получил хвалебные отзывы в прессе. В том же году он совершил кратковременное путешествие по Армении. Здесь его путевой альбом пополнился множеством рисунков и зарисовок, послуживших основой для новых картин. Итогом поездки стала картина «Церковь на фоне горы Арарат», которая экспонируется в Национальной картинной галерее Армении.  Но конечно самыми главными моментами его жизни стали дни, что художник провёл в Италии. Несколько дней подряд рисуя свои эскизы, каждый вечер, в одно и тоже время он наблюдал за девушкой, что приходила на высокий скалистый берег, раздевалась и изящно изогнув своё тело, с огромной высоты прыгала в море. Несколько минут её не было видно, а потом она всплывала далеко от того места, где нырнула и гребла вперёд, настолько, насколько ей хватало сил. Когда она уставала, она расставляла в стороны руки и ноги и отдыхала на волнах, что ласкали её тело. А потом она возвращалась на берег и каждый раз с разной стороны, поднималась за своей одеждой и натянув её на мокрое тело, уходила по узкой, может только ей, известной тропике в сторону жалких лачуг, где обитали местные рыбаки. Нет, он конечно же так и не подошёл к ней, но зато именно эта девчушка вдохновила красноречивого армянина на пламенную речь на его выставке в Риме. Художник надо сказать был полиглотом и свободно говорил на восьми языках. Итальянский также был ему не чужд и он поднимая бокал с дорогим вином произнёс:"Я долго думал, почему мне не везёт в любви... Но ведь если начать молитву к Богу, но не отключиться от насущных проблем, то он там на небесах вас не услышит, ибо ваши мысли стали поперёк молитве и не дают к нему подняться ей. Море, творение Создателя, но он, как и он - Бог, не терпят ничего лишнего. Оно ревниво! Оно желает только любви к нему! Оно желает, Коль если ты слагаешь ему песню, не важно кто ты, художник или поэт, то в твоём сердце не должно быть места иному. Или ты любишь только его и оно позволяет тебе творить и прославлять его, либо оно не раскроет тебя себя истинное, если сердце занято любовью иной, пусть и к прекрасной женщине. И я выбрал море! И пусть мне не везёт с женщинами, но зато я знаю, что море благодарно мне за то, что я посвятил себя ему с детства! Благодаря одной вашей юной соплеменнице, на днях я понял, что не каждому дано видеть изящество в изгибах волны, слышать голос моря и быть с ним единым целым. Может я тут уже излишне восхваляю себя. Да, это не красиво! Но море- это поэзия и я не могу им не восторгаться! "
Через три года после своего триумфа в Европе, в в 1904 году, с началом русско- японской войны, Магдесян был назначен корреспондентом петербургского журнала " Нива" и несколько лет работал на Дальнем Востоке. Перенеся на ногах цинга и сильно рассорившись с Василием Игнациусом, участником военных сражений и художником- маринистом, кадровым офицером по поводу манеры письма того вернулся в родной ему Крым и последние свои годы посвятил крымским пейзажам. Восемнадцатого ноября 1908 года в его рабочем кабинете стояла на мольберте его законченная картина " Утро".Одной рукой, тяжело дыша он схватился за бок, а затем взглянув в открытое окно, он взялся ею за сердце, другой же, что дрожала и не слушалась его он всё же вывел свою подпись на картине и тяжело вздохнув выдавил из себя:" Море зовёт! " и обратившись к жене со словами:" Это всё, Бушуева! " навсегда закрыл глаза, в возрасте 52 года. Толи оскорбивший тем, что уходя в иной мир, муж назвал её чужой фамилией, толи что то иное руководило ей, но абсолютно ни в чем не нуждающаяся вдова после сорока дней с его смерти начала распродажу его картин. На выставку, что была приурочена к годовщине смерти художника вдова смогла предоставить всё же сто восемьдесят семь полотен, которые по окончанию были переданы в Симферопольский музей. Однако около пятидесяти картин всё же оставались у вдовы на " чёрный день" В 1919 году при отходе белогвардейских войск большая часть из них исчезла, а те что не были украдены через год сгорели при пожаре в доме. Картины, что до войны находились в Симферопольском музее погибли во время эвакуации. В эшелон с добром и полный людьми недалеко от Армянского базара попал снаряд. Выжить никому и ничему не удалось. Был разрушен и железнодорожный вокзал в Джанкое, к росписи которого Магдесян приложил свою руку. В отличие от Айвазовского Магдесян создавал свои произведения не по памяти, а с натуры, передавая дыхание морской стихии, её изменчивое состояние, «загоняя» миг в рамки вечности. Он не соперничал с признанным мастером эпических полотен, на которых мы видим драматизм сосуществования человека и необузданной стихии. Он просто любовался тем, что видел, и передал зрителям своё восхищение морским прибоем, цветовой гармонией безбрежного водного пространства и неба над ним. Магдесян по-своему писал бурю, шторм, штиль. Выработав собственный стиль, простой и доступный художественный язык. К великому сожалению в Крыму можно увидеть восемь картин мариниста. Шесть полотен хранятся в Симферопольском художественном музее: «Старая пристань в Феодосии», «Подножие Пушкинской скалы», «Тучи надвигаются», «Скалы у моря», «Алупкинский дворик», «Дворик Воронцовского дворца». В Севастопольском художественном музее им. М. Крошицкого экспонируется этюд «Море и скалы», в постоянной экспозиции Феодосийской картинной галереи — знаменитое полотно «Прибой». Это всё наследие великого гения, что осталось просвещенному миру. За свою не длинную жизнь он смог спеть свою великую песню красоте моря, но уничтожительные войны, как великое зло восставшие против светлости этого человека, решило стереть о нём память. Но она никогда не умрёт, не смотря ни на что, пока жив, хоть один шедевр гения Эммануила Яковлевича Магдесяна, что согревает душу и заставляет её петь его песню моря. .
              * * *
Половина четвёртого утра. Пустынный берег пляжа на Каргинитском заливе, недалеко от села Волошино, что является базой отдыха завода " Титан".Яркое солнце давно уже встало, хоть и прячется за возвышенностью. Густой туман, сквозь который пробиваются лучи солнца, скрывает всё, что находится вдали, далее ста метров. Лёгкий ,приятный, прохладный ветерок приятно ласкает  и тихо- тихо, как то несерьёзно, совсем по детски плещет волна. Запах йода бьёт в нос и проникает в лёгкие. Прямо у меня над головой пронеслась пара чаек и исчезла в молоке тумана, видимо своими истошными криками о чем то сообщив сородичам которые вероятно облепили одну из дальних скал. Поднялся невероятный гомон, который мне был только слышен. А тем временем слабый ветерок усиливался. Он уже не ласкал, а трепал кудри, поднимая песок и мусор с пляжа и кружа и неся всё это добро подальше от берега.
А туман тем временем очень быстро рассеивался. Однако быстро начинало темнеть, ибо небесное светило быстро затянули не весть откуда взявшиеся страшные чёрные тучи. Маленькие, те самые - детские волны нового дня вырастали у меня на глазах и шумно бились о берег, далеко распространяя брызги и выбрасывая на песок медуз. Ласковый залив, где, чтобы попасть на глубину, хотя бы полтора метра надо было прошагать по воде более трёхсот метров, ну а чтобы оступиться и не почувствовать дна, надо преодолеть около восемьсот метров, а то и более, буквально за какие то мгновения превратился в мальчишку- озорника, швыряющего волны. Они становились всё выше и выше, достигая уже полутора метров. От молочной краски недавнего тумана давно уже не осталось и следа и чёрный залив от цвета туч на непрокричия пахнущей, что многие ошибочно считают лечебной, грязи стал мутно- черно- - зеленым. Крик чаек смолк и они странным образом куда то попрятались на облюбованной ими скале. Парнишка- ветер из мелкого хулигана переквалифицировался в мужика- буяна и забияку, который пока просто гнул к земле деревья. Но не смотря на всё это залив не выглядел угрожающим, всё это было, как казалось  мне понарошку, будто бы это реконструкция того, что может быть было или будет на большой воде, скажем где то возле Севастополя или Феодосии. Однако не смотря на это  мне погода переставала нравиться и я поспешил отсюда пока не поздно выбраться в город.
Каких то полчаса и я в Армянске, что когда то был селом "Армянский базар". Из за розы ветров  и равнинной местности к этому времени было ещё хуже. Ветер- маньячила не просто гнул деревья, он с треском ломал большие ветви, ну а деревья помоложе выкорчевывал из земли с корнями. В окнах  пятиэтажных домов дрожали окна,   сильный гул был абсолютно не по нраву моим ушам. Не знаю почему, но вдруг вспомнилась забытая скифская легенда. По легенде ,именно в этих местах богиня  Апи, супруга бога- прародителя скифских царей Папая пыталась заполучить бессмертие для всех людей,но этому воспротивился бог моря  и всех вод Тагимасад и наслал страшный ветер, чтобы закипели воды моря.и вместе с ветром разрушили всё, что создано людьми, тем самым обрекая их на кочевую жизнь, с тем, чтобы в страхе перед ним, не каким либо другим богам, а тем более людям, не приходили даже мысли о бессмертии. Вот, видимо что то подобное и происходило сейчас. Не ясно только чем на этот раз разгневан Тагимасад или Посейдон, или Нептун. Да, море бывает разным. И хотя если не считать залива, отсюда оно будет далековато, но гнев его виден и слышен здесь. Однако, описывая ураган, что в тот раз длился двое суток и закончился сильной грозой, после которой всё стихло и выглянуло солнышко, я немного отвлёкся. Город Армянск стал городом в 1993 году, до 1921 года носивший название Армянский базар известен не только тем, что в нём родился и жил художник Магдесян. Здесь некогда жила и семья  Спериандровых, в которой родились братья  Леонид, известный геолог и Александр, знаменитый пианист, кстати брат Эммануила Магдесяна также довольно известный скрипач, это родина просветителя Ильи Канзаса, Бога медицины Синани., ну и тут родился народник- террорист Сидоренко, тот самый, что подложил бомбу в ложе императора Александра,.  Из небольших рассказов про всех этих людей, историю завода " Титан" и про залитую кровью историю Перекопского вала могла бы получится толстенная книга. Но нужно сначало закончить начатое повествование и посему мой путь лежал в Феодосию. Там в картинной галерее имени Айвазовского хранится полотно Эммануила Яковлевича " Прибой", написанное им в 1897 году. Бурное море....Кажется сейчас сумасшедший ветер только усиливается. Гребень могучей, высокой волны приподнял и накренил корабль, терпящий бедствие. Красный флаг, как знак трагедии, прикрепленный к мачте, трепещет и рвёт на ветру. Цветовая гамма бурлящей и кипящей морской глади в пугающих зелено-свинцовых и пугающих грязно-фиолетовых оттенков. Чёрные- чёрные облака зависли над водой, словно плащ сатаны.И это ещё не вся сила моря!Можно только себе представить, что будет с кораблём, если волны поднимутся ещё выше..Композиция картины, ее  богатая тональность, живописные переходы свидетельствуют не только о высоком мастерстве художника, ведь такое невозможно придумать. Это надо сначала увидеть самому, а потом заставить зрителя погрузиться в эту нарисованную реальность и вместе с бедным кораблём, пережить увиденное и додумать смилостивится ли в этот раз бог моря или набегающая волна перевернёт судно и оно пойдёт ко дну, унеся в пучину моря, жизни тех, кто находится на корабле.. Кто они? Герои не ведающие страха или безумцы, что бросили вызов стихии.
Как же жаль, что можно увидеть в Крыму только восемь картин художника, хотя доподлинно известно, что по миру в частных коллекциях находится более пятидесяти его полотен, вероятно тех, что были проданы вдовой и украдены во время Гражданской войны. А помните о кулоне, что был подарен Бушуевой?
Во Флориде, на Дайтона -бич в 1957 году, в разгар пляжного сезона появилась весьма импозантная пара, трясущийся , лысый старичок, полноватый, чуть выше среднего роста и длинноногая, с роскошными длинными светлыми волосами девушка, высокого роста. Каждый раз они приезжали сюда на своей старенькой машине и не раздеваясь садились возле берега на песок и оживлённо беседовали. Оба они почти не говорили по-английски, но свободно общались по- немецки. Старик многим запомнился кулоном на шее в золотой оправе и нарисованным в овале морским пейзажем.
Морская вода здесь достаточно холодная, однако из за плотности песка здесь можно парковаться на автомобиле и это рай для байкеров.В день, когда странную парочку видели в последний раз крепкий парень- красавец,сразу видно, что американец,не старше двадцати пяти лет слез со своего железного коня и неспешной походкой направился к ним. Поцеловавшись с девушкой и пожав трясущуюся руку старика он сёл рядом с ними. Старик снял с себя кулон и передал его парню. Тот поднялся, пару раз подкинул вещицу на ладони и также медленно пошёл к мотоциклу. Старик что то сказал своей спутнице и та кивнула головой ,бегом устремилась за парнем. Вместе они и укатили с пляжа, а старик ещё долго сидел и глядел вдаль водной глади. Потом он как то неуверенно поднялся, поднял голову , глядя в небеса, сложив пальцы руки щепотью поднёс руку ко лбу и в этот момент рухнул всём телом на песок.. Ярко светило солнце. Небольшие волны чуть слышно плескались о берег. И где то уже совсем близко выла полицейская сирена... Вскоре в одной из местных толстых газет, там, где было много места для рекламы появился некролог о русском эмигранте Фёдоре Бушуеве, что скончался прямо на местном пляже от внезапной остановки сердца,в возрасте 77 лет. . Кто были эти парень и девушка с ним, куда делся кулон- это  неразгаданная тайна..Правда, от одного знакомого и весьма уважаемого коллекционера я слышал, что подобную вещицу ,в лихие девяностые, он видел на рынке в Малоярославце. О золотой оправе там конечно не было и речи, а сама роспись на кулоне видимо кем то реставрировалась и эта реставрация была просто топорной. Но всё же это были девяностые!!! А потому особой веры в это нет.
На Староармянском кладбище в Симферополе сразу не так легко отыскать могилу художника. После летних обильных дождей на могильной плите застыли кристаллы морской соли. Даже тут море не забывает о нём.. Несильный ветер трепет прозрачную упаковку ,свежего букета роз, видимо оставленного здесь кем то совсем недавно. И почему то этот шелест напоминает мне мелодию Дюбесси " Море"'., вечный диалог ветра и моря, игру волн и различное состояние стихии от рассвета до полудня.
  "  Сыграй скрипач, мне " Море"- Дебюсси,
Брат, инструмент, давай неси
И трепетно возьми волшебные аккорды,
Чтоб в звуках этих, сказкой полных,
Волны услышал б голос ровный,
Совсем не сильной, очень скромной,
Из бесконечности слепящий синевы,
Откуда родом наши сны,
О берег, что неровный, разобьётся,
Назад откатит... И с другой волной сольётся!
И пенную поправив вмиг прическу,
Ударив в берега полоску,
Как дева ,с ласкою прильнет,
Оставит слезы и уйдёт...


                Светлой памяти великого гения и знатока моря, любившего его душой и сердцем ,художника- мариниста, философа по жизни Эммануила Магдесяна , дабы не забылось имя потомками


Рецензии