Беседа на слова Стяжи дух мирен
Кроме того, важно понять, почему Серафим Саровский говорит: «дух мирен», а не «Святой Дух», «Дух Утешитель», «Дух Истины» или «Дух Божий»? На первый взгляд может показаться, что преподобный ведет речь о Духе, как Боге, или Третьем Лице Святой Троицы. Но зачем он добавляет прилагательное «мирен» или «мирный»? Стяжать или обрести, добыть, Бога, каковым является Дух, невозможно, ибо как сказал Спаситель: «Дух дышит, где хочет» (Ин.3:8). Посетить кого-либо или нет решает Бог, а не человек. В Евангелие от Иоанна мы читаем: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин.14:27), а незадолго до принятия Крестных мук, Христос завещает ученикам: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины» (Ин.15:26). Совершенно очевидно, что Иисус говорит о разных вещах. Само слово «мир» можно толковать и как покой в душе, и как видимая или невидимая природа, и как миропомазание, то есть благодать. В первом случае Христос уже дает ученикам Свой мир, но не в прямом смысле, а наделяет их силой и способностями, свойственными Ему по природе, как Сыну Божьему, как Слову, Которым все сотворено. Другими словами, Спаситель уделяет им часть Своих ипостасных свойств. Эти дары были нужны ученикам для укрепления веры, после смерти Учителя и установления мира, как единения между собой, что и случилось в Сионской горнице в Духов День, когда зародилась Святая Церковь. Наделенные миром Господа, апостолы становились единым целым во Иисусе, живым телом Церкви. Мир Христов, который Он дает Своим ученикам – это мир не Бога, а Богочеловека, поскольку к миру, как природе Бога, никто приобщиться не может. Во втором случае, Спаситель говорит уже о Святом Духе, Которого пошлет для укрепления учеников в предстоящей духовной бране и апостольском служении, как о Боге – равночестном и единосущном Лице Святой Троицы.
Как и все боговдохновенные мужи, Серафим Саровский говорил не от себя, а только то, что ему открывал Святой Дух. Поэтому его слова – слова не человека, а Бога, а значит – истины. Если исходить из этого, то экзегеза или толкование слов «стяжи дух мирен» может быть следующая. Для следования Христу, необходимо уподобиться Спасителю в Его земной жизни, приобщиться к Его богомужней природе. Но уподобиться не в плане творения таких же чудес, что человеку невозможно, а уподобиться в Его терпении, смирении, любви, преданности Отцу, и, если понадобится, то и в крестных муках. Стяжать дух мирен или приобщиться Христу человек может только, со-распинаясь Ему, в борьбе со страстями, твердостью в вере и упованием на жизнь будущего века, то есть на спасение по милости Божьей. Несение этих подвигов с терпением приобщает подвижника к миру Христову, то есть наделяет свойствами Богочеловека, в силу которых он привлекает к себе тысячи душ, ищущих спасения, как Евангельское учение привлекло многочисленных язычников. Стяжавшему этот мир, не нужно ходить по городам и весям с апостольской проповедью. Ему достаточно обрести мир Христов в себе, и тогда он станет источником спасения для других: «Даром получили, даром давайте» (Мф.10:8), – говорит Иисус. Нужно понимать, почему эти слова преподобный Серафим сказал именно Н. Мотовилову. Он, по промыслу Божьему, подвергся таким скорбям и искушениям, что и передать сложно. На нем Господь явил все муки ада – от геенны до червя неусыпающего. И все это Николай Мотовилов терпеливо переносил, за что и был любим о. Серафимом. Слова преподобного: «стяжи дух мирен» – были напутствием и укреплением скорбящего духовного сына. Не утратили они своего значения и для любого, кто с надеждой ожидает жизнь будущего века, терпеливо перенося попущенные скорби и искушения.
Свидетельство о публикации №224090400655