Зеркало. Морис Зюндель
Ваша глубинная , внутренняя жизнь, та, посредством которой вы изменяете самого себя, эта жизнь совершается во взгляде, обращенном к другому.
Как только взгляд возвращается к самому себе, всякое очарование исчезает и становится невозможным. Мы очаровываемся, когда не смотрим на самих себя. Когда мы молимся, мы обращены к другому; когда мы по-настоящему любим, мы укоренены в близости любимого существа. Так что абсолютно невозможно видеть себя в зеркале иначе как карикатуру, если претендуем открыть там свой секрет.
Внутренняя жизнь ускользает от отражения в зеркале; она может открыться только через другого и для него. Когда вы забываете о себе, потому что находитесь перед пейзажем, который вас восхищает, или перед произведением искусства, от которого перехватывает дыхание, или перед мыслью, которая вас освещает, или перед умиляющей вас улыбкой ребенка, вы чувствуете, что существуете. И именно в эти моменты ваше существование становится значимым. Но вы ощущаете это тем сильнее, чем больше событие отвлекает вас от самих себя.
Именно потому, что вы не смотрите на себя, вы видите себя действительно и духовно, глядя на другого и теряясь в нем. Это и есть чудо достоверного знания. В этом освободительном движении, когда мы словно выходим за пределы своего я, обращаясь к другому, мы чувствуем всю ценность и все могущество нашего существования...
Во взгляде, обращенном к другому, мы рождаемся для самих себя.
Иллюстрация:
Сандро Боттичелли.
Венера и Марс (фрагмент)
Свидетельство о публикации №224090501216
Взгляд на зеркало здесь близок тому, что изложен в энциклопедии по культурологии. Цитирую:
ЗЕРКАЛО – 1) инструмент визуальной магии; 2) мифологема отражения и альтернации реального; 3) позиция и образ проективного видения, универсалия культуры. Архаич. семантика З. синкретизирует свойства органики и качества артефакта: см. мифологию отражения в мифе о Нарциссе. В ритуале гадания (в частности, святочного) З. выполняет роль границы, маркирующей вход в потустороннее. Этимон "З." ("зрак") указывает на возможность нездешнего видения: З. указывает местонахождения пропавших предметов и существ, оно есть "экран", демонстрирующий картины прошлого и ветвящегося будущего (З. повелительницы эльфов во "Властелине Колец" Толкиена); покажет вора, злоумышленника, суженого; оно обладает автономной изобразит, памятью (прообраз фотографии; ср. зеркальные цветы в сказке Булычева "Сто лет тому вперед"). С другой стороны, З. является индикатором человеческого и даже личностного (нечисть безвидна; бесы не имеют своего лица и не отражаются в З.), оно наделено речью и характером. И все же физич. свойства и оптич. эффекты З. (инверсия левого и правого; бесстрастный "реализм" отражения) обеспечили З. демонич. репутацию; см. устойчивый мотив кривого З., подающего весть о мире кривды и запредельно-перевернутого мира и гротескные З. "комнаты смеха". З. – источник неосознанной тревоги и страха. В христ. атмосфере дома зеркало воспринималось как анти-икона или как пародия на нее; схожая реакция – на театр: З. и лицедей столь же неуместны в храме, как монах – в толпе ряженых. З. – атрибут лукавого, карнавального мира с акцентом на "женское"; в этом смысле языч. семантич. реликты в З. амбивалентны: оно может сулить чаемое (увидеть З. во сне – к свадьбе), но может быть и опасным предметом (даже после смерти владельца; ср.обычай занавешивания зеркальных поверхностей в доме покойника). Мифология З. возникла на упорном отрицании физики прямого отражения и перспективы. Самоочевидная симметрия трактуется как асимметрия, а равнодушная "объективность" зримого в нем есть умышленная деформация "объекта" с позиции неправого зрения и лживой зеркальной души. Человеку трудно согласиться со своим отражением, – и тогда последнее становится партнером по "диалогу" (по сути – овнешненному аутомонологу). Признание неадекватности подобия и растущее на этой почве недоверие к гносеологич. принципу отражения породили множественный мир псевдокопий,двойников, мимикрий и подделок под Я, к-рые образовали реальность теней, эстетич. действительность искусства (о ней и рассказывает миф о Нарциссе), ментальные пространства самосознания и его превращенных форм. З. обречено оказаться принципом и инструментом познания и персонологии, метафорой творчества, источником смутного ощущения "иного" и Другого, а в этом смысле – единственным бытовым предметом, "идея" к-рого больше его самого. Идея зеркальности как универсального онтологич. принципа не покидает филос. почвы с рождением многовидной эйдологии подобия (традиция "мимесиса") и с признанием за Универсумом свойств еди-номножественной целостности, смыслоозаренное единство к-рой может быть описано на языке зеркальной стереометрии, включающей в свои объемы динамич. проекции, развертки, иерархии и ярусы. Целостность (мира, организма, текста) проявлена в способности каждого значимого элемента нести в себе (отражать") свойства, смысл и память целого (атом, живая клетка, лексема). Слово "зеркало" не стало термином философии, но в составе аргументивной лексики сохранило внутр. энергию убеждения, особенно в ситуациях кардинальной смены картин мира. Примером таковой может послужить творчество Николая Кузанского, с его представлениями об активной онтологии свертывания/ развертывания, где образ зеркала призван к означению единства космогонического и энтропийного демиургич. "человеч. Бога" (Humanis Dei). Кузанец согласен с мыслью Плотина о том, что весь мир есть царство взаимных созерцаний и зеркальных пересечений. Самоочевидная соразмерность мира суть "как бы приспособленность вертикальной поверхности к отражению образа" У Кузанца обе стороны З. Мира обладают способностью отражения, причем плоскости могут свернуться в одну точку, развернуться в мировой зеркальный Шар с переменным объемом. Образ зеркально-шаровидного мира, насыщенного памятью симультанных состояний времен и пространств, стал достоянием гносеологич. утопий в лит-ре; традицию эту суммировал Борхес. Как Божье Зеркало восприняли природу пантеизм и поэтич. натурфилософия (Тютчев). Кардинальную роль сыграло З. в открытии и утверждении канонов прямой живописной перспективы; ср. увлечение ренессансными художниками образами окна и З. Примерно тогда же возникает и своего рода риторика З.: зеркальное стекло вставляют в портретную раму, отражение воспринимается как натурный "автопортрет". Зеркальная эстетика жизнеподобия, предъявившая искусству требования наивного реализма, также не заставила себя ждать (она дожила до эпохи соцреализма и соцдадаизма). На архетип З. ("Юности честное зерцало") опиралась канонич. этика долженствования. С победой релятивистских картин мира З. актуализует научно-худож. парадоксы возможных миров (по модели Л. Кэрролла) и тексты, в к-рых истор. эпохи смотрятся друг в друга на манер сопоставленных З. (М. Булгаков, С. Кирсанов,ср.параллельное кино и поэтику "Зеркала" Тарковского). Поэтика авангарда 20 в. использует З. как эстетич. принцип распыления реальности, в противоположность принципу зеркального собирания мира вокруг напряженного рефлектирующего Я – см. прозу Кьеркегора. З. эстетизируется в эротич. лирике (у Брюсова зеркало – свидетель свидания и соглядатай; у Ахматовой – шкатулка памяти). А. Белый и Вознесенский увидели в З. инструмент построения "иношних" альтернаций бытия, с его кубистич. и супрематич. разломами и перевертышами; Хлебников увлечен созданием текстов для зеркального чтения (палиндром), а Платонов – зеркального синтаксиса прозы с инверсией причин и следствий (золу в "Чевенгуре", <с 1929> "не разгребают куры, потому что их поели"). Авторитет З. как инициатора визуальной наглядности окончательно подорван трансцендентальной эстетикой лица (см. Лик\лицо\личина) и философией Другого. Комментируя ситуацию "человек перед З." М. Бахтин говорит, что в З. личность видит не себя (для этого потребна эстетически компетентная позиция Другого), но 1) лицо, к-рое Я намерено показать Другому; 2) реакцию на него Другого; 3) реакцию на реакцию Другого. Эта триада, заслоняющая Я от себя (сходная с триединой структурой театральной игры по Брехту) неявно намекает на старинную репутацию З. как дьявольского стекла. Поэтому в присутствии З. человек не избавлен от одиночества, но углубляет его: в З. происходит дурная объективация и насильств. коррекция сложившегося в памяти Я автообраза. З. подает "я" принципиально чужое лицо; ср. эффект неузнавания себя на офиц. фотоснимках (Ходасевич: "Разве мама любила такого?"). Если с позиции Другого подлинность лица удостоверяется как "З. души", то мертвый буквализм отражения в стекле способен спровоцировать на истерию и смертельный поединок с зеркальным двойником, агрессивным и эпатирующим (Брюсов). Если об-лик человеческий хранит наследно-родовое богоподобие, то З. кажет Я обезьянью карикатуру на него (З. изобрел дьявол – Обезьяна Бога); человек улыбается своему отражению со смешанным чувством удивления и недоумения (подобное чувство возникает при сравнении портрета известной личности и посмертной маски). Двое перед З. не в состоянии сохранить серьезную мину: зеркальное тождество избыточно и внеэстетично, оно воспринимается в категории нелепого.
К. Г. Исупов
Надеюсь, Вам пригодится.
С уважением,
Виктор Кутковой 10.06.2025 00:37 Заявить о нарушении
И думаю ,что человек для другого может быть порою кривым зеркалом. А важно, чтобы был истинным. Но это требует определенных качеств и чистоты. И все же бывают такие зеркала (люди), отражаясь в которых можно увидеть себя не карикатурно искаженным и не приукрашенным, а по-настоящему.
Правда, некоторые считают, что только Бог может быть таким зеркалом.
Вообще, тема Другого очень интересна.
Спасибо и всего Вам самого доброго!
Вера Крец 10.06.2025 10:40 Заявить о нарушении