Симон Киринеянин
«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»
(Евангелие от Матфея 16 .24)
Провидением было предуготовано, что первым и единственным, кто взял на себя крест, тяжкий крест Христа и последовал за Ним до Голгофы, оказался Симон из Киринеи.
Что известно о нём? Упоминания в несколько строк у трёх евангелистов да рассуждения толкователей Библии. Полагают, что он принадлежал к выходцам из греческого города Кирены, что на северо-западе Африканского побережья, по соседству с Египтом (нынешняя Ливия). С 300 года до н.э. территория входила в состав римской империи. В семье Симона сохранились предания о предках из племени Авраамова, переселившегося в Египет из Израиля. Со временем в Кирене образовалась большая еврейская община. Купцы из этой общины вели обширную торговлю с Иерусалимом, где со временем даже построили свою синагогу, которую назвали «Синагогой Вольноотпущенников». Уже давно вместе с отцом Симон перебрался в Иерусалим. Здесь у него родились двое сыновей – старший Руфус и младший, любимец Александр, названный именем почитавшегося в Египте Александра Македонского.
Призвания к торговле у Симона не обнаружилось, и он стал смиренным землеробом на доставшемся ему от отца наделе. Встав спозаранку, Симон усердно и кропотливо работал на своем поле, покуда поднявшееся солнце не стало немилосердно припекать спину и шею. Утерев пот и обернув голову белой тканью, он возвращался домой. Приближаясь к Львиным воротам, он ещё издали услышал долетавшие из-за городской стены крики, вопли, плач, топот ног, окрики и бряцание оружия. Навстречу ему из арки ворот медленной улиткой выползала скорбная процессия, окруженная толпой любопытных и сочувствующих. Симон посторонился, отступив и прижавшись к стене. Мимо него, сгибаясь под тяжестью крестов, проследовали друг за другом двое приговоренных. Первый шёл, твердо ступая, плотно сжав губы и упорно глядя под ноги. Второй крутил головой по сторонам, огрызаясь и препираясь с идущими сбоку охранниками, злобно переругиваясь с праздными зеваками, сбежавшимися на безрадостное зрелище.
Неожиданно процессия застопорилась. Разъяренные и озадаченные стражники суетились вокруг третьего осужденного.
- Иисус, Иисус! – раздалось в толпе. Послышались женские рыдания.
Упав на взлохмаченную пылью дорогу рядом со своим крестом, Иисус тщетно пытался высвободить из-под тяжелого бруса придавленную левую руку. Подбежавший молодой воин приподнял крест, и приговоренный сел, опираясь на правую руку. По лицу Его было видно, что ночь Он провёл без сна. Судя по синякам и кровоподтекам, бездушные стражники безжалостно измывались над Ним. Неожиданно, поднырнув под расставленными руками стражников, к страдальцу кинулась молодая женщина, и сняв с головы белый плат, осторожно приложила к Его лицу, бережно утирая пот и капли крови, сбегающие от шипов тернового венца, венчающего Его голову. Стражник, озверело рыча, кинулся к женщине и, грубо схватив за плечо, отбросил в толпу. Подоспевшие женщины помогли ей подняться, и теперь она стояла, застыв, не сводя глаз с осужденного и трепетно прижимая к груди свой плат. (См. «Святая Вероника и плат нерукотворный»).
Стражники метались вокруг третьего осужденного, который стоял, придерживая бессильно повисшую левую руку. Подъехавший на коне сотник оглядел толпу и, указав рукоятью плётки на Симона, что-то скомандовал. Два стражника кинулись к нему и, схватив его с двух сторон, потащили к кресту.
- Помоги! – резко скомандовал сотник.
Стражники, подняв крест, взвалили его на левое плечо Симона Киринеянина, и приказали Иисусу следовать рядом, чуть впереди. Скорбная процессия снова тронулась в путь к высящейся вдалеке Голгофе. Симон терпеливо нёс возложенный на него крест, искоса взглядывая на идущего подле него Иисуса. Оборотившись к Симону, Иисус улыбнулся благодарно и участливо. Симон даже замешкался, разглядев Его лицо. Он ничуть не походил на разбойника. В Его удивительно внимательном, проникающем до глубины души взгляде и во всём Его кротком облике светилось извинительное сочувствие, доброта и …любовь. Симон невольно вспомнил, что так, в раннем детстве смотрел на него давно умершая мать. Не заметив выбоины в дороге, Иисус споткнулся и снова упал, упал на поврежденную левую руку и даже застонал от пронзительной боли. Тяжело поднявшись, Он прижал покалеченную руку к груди и пошёл дальше, тихо покачивая её.
Сопровождавшие процессию женщины всё громче плакали и рыдали, сочувствуя страдальцу. Неожиданно лицо Его преобразилось. Обратившись к толпе и, воздев правую руку, Он вскричал словно в провидческом пылу: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?»
Оторопевшие, было, стражники, подбежав, принялись толкать Его в спину, загоняя на узкую тропу, поднимающуюся к вершине Голгофы (См. «Голгофа»). Там, у загодя вырытых ям, сбросив свои кресты, уже сидели два разбойника. Один из них всё также упорно молчал, понурившись, а другой непрестанно бранился, озираясь по сторонам. Подъехавший на взмыленном коне сотник указал на третью яму. Стражники помогли Симону сбросить крест, и он, потирая онемевшее плечо, поглядел на Иисуса, который присел на кучу вырытой земли рядом с изголовьем креста. Иисус кивнул ему, как доброму знакомому, и сделал правой рукой благословляющий жест. Кивком головы суровый сотник приказал Симону идти, и он, отойдя в сторону от жаждавшей зрелища толпы, устало присел у небольшого выступа скалы. С другой стороны её он заприметил несколько женщин, которые стояли, молча, не сводя заплаканных глаз с Иисуса. Меж тем экзекуция началась. Положив на крест первого разбойника, палач взмахнул тяжелым молотом и вогнал в раскрытую ладонь длинный четырехгранный гвоздь с большой округлой головкой. Поморщившись как от боли, Симон тяжело поднялся и, обогнув надсадно галдящую толпу, направился к дому.
От обеда Симеон отказался. Выйдя во двор, он сел в углу, отгоняя от себя неотвязные, страшные картины казни. Неожиданно небо потемнело, огненные молнии гневно прорезали тяжёлые тучи, раздались яростные удары грома и хлынул дождь. Прибежавшие из города сыновья наперебой принялись рассказывать, что сегодня на Голгофе состоялась публичная казнь. Распяли двух разбойников, а с ними известного в Иерусалиме проповедника Иисуса, называемого Христом, которого многие почитали Мессией. Симон сидел, опустив голову, и, молча, потирал слегка саднящее левое плечо. Ночью ему, словно живой, привиделся Иисус, который с добросердечной и участливой улыбкой снова благословил его.
*********
По преданию, сыновья Симона стали последователями Христа. Александр был среди тех, кому Христос явился на пути в Эммаус, он упоминается в разговоре с Клеопой о Христе. Полагают, что сыновья Симона Киринеянина стали миссионерами, проповедниками учения Христа. Апостол Павел в своем послании к римлянам называет Руфа человеком «избранным в Господе» (Римлянам 16:13).
В ноябре 1941 года профессор Сукеник проводил раскопки в одной из непотревоженных гробниц Иерусалима, сохранившихся в долине Кедрон. Найденные в пещере керамические изделия и лампады позволили предположить, что они принадлежали киринейским евреям и относились к I веку н. э. У левой стены стояли 11 оссуариев первого века н. э. для хранения костных останков. На одном из них были нацарапаны упоминаемые в Новом Завете имена. На одной стороне - имя «Александр», написанное на греко-иврите, а на другой дважды по-гречески написано "Александр, сын Симона", и добавлено на иврите: «Александр Киринеянин».
Свидетельство о публикации №224090501296