И крутится, крутится, крутится немыслимое фуэте!..
Когда Земля, начав вращение,
Как девственница в наготе,
Разволновавшись от смущения,
Вдруг раскрутилась в темноте.
Ах, только б не остановиться,
Не раствориться в суете,
Пусть голова моя кружится
С Землею вместе в фуэте.
Ах, только б не остановиться,
И если это только снится,
Пускай как можно дольше длится
Прекрасный Сон мой – фуэте!
Всё начиналось с фуэте!
Жизнь – это Вечное движенье,
Не обращайтесь к Красоте
Остановиться на мгновенье,
Когда она на Высоте.
Остановиться иногда
На то мгновение – опасно,
Она в движении всегда,
И потому она прекрасна!
Ах, только б не остановиться…
Валентин Гафт
---------------------------------------------
"Ты вечная, как чудное мгновенье из пушкинско-натальинской Руси..."
"Фуэте;» — музыкальный художественный фильм в жанре драмы российских кинорежиссёра Бориса Ермолаева и режиссёра-балетмейстера Владимира Васильева, вышедший на экраны в 1986 году.
Прима-балерина Елена Князева накануне своего пятидесятилетия готовится к выступлению в юбилейном для театра «Лебедином озере» и одновременно участвует в постановке новаторского балета «Мастер и Маргарита». Неожиданно балетмейстер отдаёт роль молодой балерине, с которой у него начинается роман. Преодолевая ревность и отчаяние, Князева начинает работать с ученицей над образом Маргариты…
В фильме звучат стихи Валентина Гафта.Екатерина Максимова — Елена Князева
Владимир Васильев — Андрей Новиков, Мастер
Аристарх Ливанов — Князев
Валентин Гафт — Поэт. Воланд
---------------------------------------
«Прекрасная „голгофа“ балета никогда ещё не была показана с такой силой и правдой, как в этом фильме. Муки труда и творчества огромны, почти непереносимы, смертельны. Но та же Спесивцева когда-то записала в своём дневнике: „Не от танцев помрёшь, оставишь их — и ничего не будет, и ты ничья, и от тебя, и тебе“.
Это ощущение пронизывает фильм, все судьбы в нём.
Напряжённость балетных будней показана в фильме с такой достоверностью, что один интеллигентный, но далёкий от балета зритель спросил меня: „Что это — хроника, документальные съёмки?“.» -
(балетовед и театральный режиссер Борис Львов-Анохин)
-------------------------------------------------------
Е.М.
Танцуешь легко и раскованно,
почти не касаясь земли,
со стоном по разные стороны
горячие тени легли.
Кому-то шуршать кринолинами,
кому-то на сцене стоять:
Анюта ли, Екатерина ли –
уже невозможно понять.
Земное и даже небесное
беру напоследок взаймы,
пока ты летишь по-над бездною,
в которой находимся мы.
Душа никогда не заблудится
на той, неземной высоте
и крутится, крутится, крутится
немыслимое фуэте!
( Валентин Нервин)
-----------------------------------------------------
"31 балерина крутит 32 фуэте
Фуэте; ([-тэ]; фр. fouett;, от fouetter — «хлестать; подгонять; взбивать») — общепринятое сокращённое название виртуозного движения классического танца, ...
Первой русской балериной, показавшей свои 32 фуэте, была главная звезда Мариинки Матильда Кшесинская.
В своём фундаментальном труде «Классический танец. История и современность»], Л. Д. Блок так раскрывает смысл строк Пушкина:
«Стоит Истомина; она, одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит…» — это, вероятно, Grand fouett; de face.
«Касаясь» — явно на высоких полупальцах, «медленно кружить» — переводить ногу спереди назад широким полукругом позволял Истоминой прекрасный апломб, выработанный учителем Дидло.
Современные балерины значительно усложнили фуэте. Например, газета «Коммерсантъ», под впечатлением от спектакля «Дон Кихот» так описала фуэте Натальи Осиповой:
«На третий акт […] припасла и вовсе невиданное — фуэте. Такого не делал никто и никогда: первые пятнадцать — сплошь двойные, шестнадцатый — тройной (то есть оборот в 1080 градусов!), остальные шестнадцать — связка из двух одинарных и одного двойного. И все это в бешеном темпе, с высоко поднятой „рабочей“ ногой, с продвижением вперед максимум на полтора метра».
Долгое время фуэте не входило в список обязательных балетных элементов, считаясь особым балетным трюком, не обязательно органично входящим в хореографическую канву балетного спектакля и нужным лишь для того, чтобы дать блеснуть прима-балерине. Именно из-за этого фуэте не любили балетмейстер, реформатор балета Михаил Фокин и великая балерина Анна Павлова.
В настоящее время фуэте входит в обязательную программу хореографических училищ, исполняется на государственном экзамене по классическому танцу и в какой-то мере его техникой владеет любая выпускница балетной школы."
"...Фуэте, начинающиеся и заканчивающиеся двойным туром: Майя Плисецкая, балет «Конёк-горбунок»
Фуэте в исполнении Нины Ананиашвили, Па-де-де из балета «Лебединое озеро»
Фуэте с двойными турами в исполнении Ульяны Лопаткиной, Па-де-де из балета «Лебединое озеро»...
...
Известный педагог и директор МАХУ Софья. Головкина как-то на гастролях проделала 100 фуэте подряд , причем строго держась на одной точке.
"Фуэте — балетный термин, виртуозное вращение.
ФУЭТЕ;, нескл., ср. . Фигура классического женского танца, состоящая в повороте на пальцах одной ноги и одновременном круговом движении в воздухе другой ноги..."
"Духи «Фуэте» — ароматный символ СССР конца 80-х начала 90-х годов ХХ века.
.Так, в 1989 году на международной химической ярмарке в Братиславе духи «Фуэте» «Новая заря» были удостоены золотой медали.
Оригинальные духи «Фуэте» — это красивая цветочная композиция, вобравшая в себя всю прелесть и нежность фиалки, свежесть и прохладу зелени смородины, утонченность флердоранжа.
Духи «Фуэте», к большому сожалению, сняты с производства и больше не выпускаются..."
Cr;me fouett;e (фр.) — взбитые сливки, термин французской кулинарии.
Николай Цискаридзе назвал фуэте обычным трюком. «Наверное, обыкновенному зрителю кажется, что это очень сложно. Для тех, кто не умеет его делать. В балете написано 32 такта, 32 поворота — стабильная вещь. Есть извращенцы-балетмейстеры, которые просят крутиться больше, кто-то — меньше»,
"В детстве я мог сделать много фуэте на спор и всех побеждал, потому что у меня очень хороший вестибулярный аппарат, и мне было безразлично, сколько вращаться.
--Николай Цискаридзе "Фуэте длиною в жизнь..."
"Всё начиналось с фуэте..."
"Хитрость в том, что при фуэте танцовщики смотрят в одну точку и не поворачивают голову. Так артисты избегают мельтешения и как следствие головокружения"...
" И крутится, крутится, крутится
немыслимое фуэте!.."
Свидетельство о публикации №224090500146