Культура казачества тезисы ч. 1, 2, 3

К составлению разделов о культуре российского казачества: тезисы, гипотезы, фактология и комментарии
                (препринт)
                Соклаков А.Ю.

1. вводная часть
Обязательно упомянуть, что как история, история культуры и собственно сама современная культура активно искажается с целью обрушения или ослабления целых государств и народов. Эти деструктивные усилия призваны исказить историческую память населения и нарушить согласие в нем по национальному, классовому, языковому, религиозному и проч. признакам.
Будет очень полезно и правильно положить в основу повествования этих параграфов известнейшую работу казачьего православного писателя К.Б. Раша «Армия и культура», его сборника «Время офицеров», работ о казаках «Рыцари пояса Богородицы» и пр. Они есть в сети (готов переслать). В них есть концептуальная патриотическая и историческая основа и масса нужной фактологии.

2. предшественники казаков и легендарное казачество
- в одних и тех же природно-климатических условиях, также и территориальных границах различные племена/народы действовали схожим образом «из века в век».
Иллюстрации: например, скифский олень и елень на казачьем гербе; летописные упоминания/путевые заметки/сказания о берладниках, бродниках, черных клобуках, касогах, берендеях, ушкуйниках (поискать о причинах наименования беломорского побережья Терским берегом), торках, черкасах, «Змиевых валах», походах русских дружин в Степь, музейные собрания и археологические комплексы/находки. С одной стороны, показать схожесть и заимствование приемов и предметов, их развитие у разных племен/народов, плюс показ логичности включения в число пограничных стороженй и далее в казаки представителей иных племен/народов. С другой стороны, показ превалирование восточно-славянского элемента (по причине отсутствия развитого рабовладения в дохристианский период и далее - притягательности (ка пример – чингизид свт. Петр Ордынский) и миролюбия христианских начал (Русская идея), потребности Руси в выстраивания эффективной защиты своих караванов и территории от набегов по захвату ясыря(пленников)). Напомнить, что к традиционному казачьему региону было близко Тмутараканское княжество (вообще о древних (византийских и проч.) традициях воинской и пограничной служб в причерноморье.
Отражение двух моментов: межграничье как зона для укрытия бежавших разбойников и изгоев (проигравших в династических и иных междоусобных столкновениях); место воинских походов и сторожевой службы (разведка, наблюдение за соседями, защита своих караванов, упреждение о готовящихся нападениях и проч.). Легенды, предания и песни об атамане Кудеяре (одно из вероятных мест захоронения под Тулой), упоминания об Илье Муромце как о добром казаке (сказания, иконография, житие, мощи). Нужно упомянуть о легендарном и часто упоминаемом в культуре Малороссии казаке Мамае, а также о эпической могиле казака Саура на Донбассе.
Письменный источник: (накануне Куликовской битвы) послание/грамота свт. Митрополита Московского Алексея к сторожам Червленого Яра (в т.ч. и на Дон). Во время Куликовской битвы – легендарное преподнесение казаками Дмитрию Донскому Донской и Гребневской икон Божией Матери.
Также упомянуть и о многочисленных попытках удревнить и оторвать историю казачества от Руси – России (причины этого).

3. казачество доимперского периода
- аспекты: культура и культурное наследие казаков доимперского периода, а также казачество и его лидеры доимперского периода в культуре России (произведениях созданных на события этого периода истории);
- о взаимовлиянии и обогащении культур (казаков и окрестных народов) в связи с продвижением казачества на юг и восток;
- о роли похода Ермака в культуре казачества, о реликвиях дружины Ермака (знамя и проч.);
- о казачьей основе в основании сибирских городов;
- о традиции дарения рыбы царю яицких казаках и их традициях рыбного лова;
- оренбургский пуховый платок – традиционный промысел оренбургских казачек;
- от навыков дедиловских казаков в обработке самородного железа на буром угле поверхностного залегания к их переселению в создаваемые в Туле оружейные слободы до появления особого сословия оружейников (казюки);
- о Булавинском восстании и жестоком усмирении Дона – оставленный след в культуре, сожжение донского архива;
- о документах/грамотах приказов Ивана Грозного и иных монархов по казачьим вопросам;
- о свт царевиче Дмитрии и воровских казаках – поддерживавших Лжедмитриев;
- о Федотьевской иконе Божией Матери (защита рязанцев от поляков и казаков Сагайдачного);
- о просьбе в подданство яицких казаков в 1613 г. и ежегодных подарках царю;
- восстание Степана Разина в культуре и народной памяти;
- восстание К. Булавина в культуре и народной памяти и начало обособленности традиций и культуры некрасовских казаков;
- зарождение казачьей символики/геральдики;
- казацкие прозвища;
- казацко-крестьянские восстания в Речи Посполитой в народной памяти (Косинского, Богуна, Жмайло, Наливайко, Павлюка, Хмельницкого, Острянина и Гуни, Барабаша и Пушкаря, Левобережное, Правобережное, Федоровича, Сулимы, Палия, проч.);
- предательство Мазепы и уничтожение Сечи в православии (анафема) и культурном коде народа, орден за предательство;
- народная память о роли казачества, братчин и православных братств в защите Православной церкви на территории Малороссии;
- подвиги казаков (участие в битвах) этого периода в культурном наследии (битвы при Листани и Молодях в памяти народа и казачества, Азовское и Албазинское сидения, реликвии Азова и кандалы Разина в Старочеркасске, православный стержень албазинцев, битвы Хмельницкого, легенда о Казак-камне – реально существовавший скала-памятник подвигу казака петровской эпохи в Выборге (спас жизнь царя ценой своей) и др. знаковые события);
-  о святых связанных с историей казачества этого периода, например: святоигумен (старообрядческий) Досифей,  святой Далмат Исетский, Иргенские мученики, святой митрополит Дмитрий Ростовский и др.;
- о чудотворных и чтимых иконах, связанных с историей казачества этого периода: Икона Ставротека Войска Запорожского; Покрова, Иржавецкая, Бердичевская, Песчанская, Табынская и другие иконы Божией Матери; икона Николая Тульского.


Рецензии