Таруса. Часть 9
Еще одно громкое имя - художник Николай Петрович Крымов. Последние 30 лет своей жизни, начиная с 1928 года он провел в Тарусе. В этом году исполнилось 140 лет со дня его рождения.
В семье Петра Алексеевича и Марии Егоровны Крымовых было 12 детей. Жили они в своем маленьком доме с садом в Москве на Патриарших прудах. Отец Николая был тоже художником, закончил Училище живописи, ваяния и зодчества, обучался у профессора С.К. Зарянко и дружил с И.И. Шишкиным. Обнаружив у сына интерес к рисованию стал его учить тому, что знал сам. Когда Николаю исполнилось двадцать, он поступил в то же училище, в котором учился отец. Это училище было одним из лучших художественных учебных заведений дореволюционной России , в нем учились самые известные московские художники и архитекторы. Среди преподавателей были Валентин Серов, Леонид Пастернак, Николай Касаткин.
Николай часто бывал в доме у Серовых и после смерти Валентина Александровича в 1911-ом году, вдова Серова подарила ему мольберт мужа, которым Крымов пользовался всю свою жизнь.
Своим идеалом Крымов всегда считал Исаака Левитана и тоже стал пейзажистом. А приехав в 1920 году в Звенигород ходил с этюдником по любимым левитановским местам и еще больше постиг их покоряющую силу и правду его пейзажей.
В 1926-ом году Крымов написал статью, в которой изложил свою теорию «общего тона». Не цвет, а тон, то есть сила света в цвете, - главное в живописи. В качестве камертона, позволяющего определить истинную степень освещенности объекта изображения, он предлагал использовать огонек свечи или спички. Николай Петрович говорил: «Тот, кто это поймет, будет иметь в кармане ключик к тайнам живописной мудрости».
Свою настоящую «обетованную» землю пейзажиста Николай Петрович нашел именно в Тарусе, которую полюбил и регулярно приезжал туда для работы и отдыха начиная с 1928 года. Эти места очаровывают художника с первого взгляда и становятся поистине родными. За 30 лет Николай Петрович познакомился с каждым уголком этих вдохновляющих пейзажей. Всей своей сущностью русский художник видел обобщенные образы родины - в широких просторах заокских далей и полей; в неторопливом и плавном течении Оки, вьющейся среди холмистых берегов; в белоствольных березовых рощах; в особой пышности тарусских деревьев – ив и лип; в типичном облике провинциального городка с его уютом зеленых садов и тропинок, сбегающих к реке.
Он любил сравнивать живопись с музыкой и говорил своим ученикам так: «Для того чтобы стать музыкантом, человек, имеющий врожденный слух, должен развить его. Для того чтобы стать певцом, прежде всего надо поставить голос, для того чтобы стать художником, надо прежде всего поставить глаз - научиться верно видеть. Мы с вами будем ставить глаз. Если художник умеет видеть, он сумеет написать все, что угодно, начиная с чайника и кончая сложной картиной, в зависимости от его склонности, знаний и способностей». Известно, что Николай Петрович всю жизнь бережно хранил деревянную дощечку для живописи - дар В.А. Серова, его преподавателя в училище, и только семидесятилетним стариком написал на ней любимый и родной тарусский пейзаж. Невероятная Таруса и река Ока и сегодня остаются местом вдохновения и притяжения многих живописцев.
В 1950-е годы Николай Петрович с супругой жили на одной и той же даче в Тарусе, где балкон был переоборудован во временную мастерскую, а открывавшийся с него вид охватывал широкую и разнообразную панораму. Последние свои картины художник писал с большим подъемом и большим трудом (совсем отказали ноги). Екатерина Николаевна вспоминала: «Мы устанавливали ему мольберт, все принадлежности, усаживали его. Это было очень тяжело. Но несмотря на все боли, он все же каждый день смотрел на небо и сердился, если нельзя было писать». Здесь художник мог чувствовать себя по - настоящему свободным, хоть и не мог ходить.
Один из множества учеников Н.П. Крымова - Ф.П. Решетников вспоминал об этом времени так: «Каждое утро Николай Петрович торжественно выходил на террасу в своей академической шапочке, ставил холст на мольберт и тщательно подготовлял все необходимое к работе. Впрочем, тщательная подготовка у него начиналась всегда за много месяцев вперед. Уже с осени он выбирал подходящие размеры подрамников… Найдя композицию пейзажа и точные пропорции форм на листке бумаги, он переводил это на холст, после чего начинал писать красками. В плохие дождливые дни почти никто из нас не работал. Мы шли к Николаю Петровичу на террасу побеседовать, посоветоваться. Верный его друг Екатерина Николаевна с исключительной теплотой и радушием принимала «незваных» гостей и была всегда активным участником наших собеседований».
К Николаю Петровичу приходило много молодежи, его бывшие ученики и зрелые мастера, его последователи, - за советами, за консультациями. Его всегда окружали художники: даже те, кто у него не учились, были счастливы послушать мнение о своих работах от «самого Крымова». При разборе приносимых ему работ, всегда внимательном и длительном, учитель передавал ученикам свои глубокие знания, накопленные за долгие годы.
Те ученики, кому посчастливилось вернуться с Великой Отечественной войны, награжденные орденами и медалями, скромно, как учил Н.П. Крымов, встали за мольберты или пошли в вузовские аудитории писать прерванные войной дипломы, и работали, любя искусство самоотверженно и беспредельно. Пройдя войну, закончив художественный институт, его ученики - уже известные мастера, и через четверть века будут писать о нем с преданной любовью. В их воспоминаниях он предстает идеалом педагога - воспитателя. Они изложат его теорию, опишут метод преподавания, приведут высказывания учителя об искусстве, месте и роли художника в обществе.
В 1984 году, в статье, написанной к столетию со дня рождения Николая Петровича, Юрий Кугач напишет: «В тот год, как мы потом осознали, нам выпало величайшее счастье: нашим учителем стал Крымов». Можно изумляться, каким педагогическим талантом обладал этот художник. Он сам был великим тружеником и учил трудиться своих учеников.
«Не стремитесь за славой, известностью - трудитесь», - говорил он. Учитель с его обаятельностью, остроумием, заразительностью, имел безграничное влияние на учеников. Его идеалы и авторитеты в искусстве становились их идеалами и авторитетами. Он, в каждом из учеников увидел и развил индивидуальность. У пейзажиста Н.П. Крымова ученики стали жанристами, историческими живописцами, портретистами. Но самое главное - он воспитал в них граждан, беззаветно любящих Родину, Россию, ее народ, его великую культуру.
Николая Петровича Крымова можно по праву считать одним из самых талантливых пейзажистов и педагогов живописи в отечественной истории. Ушел из жизни художник 6 мая 1958 года в возрасте 74 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Тем, кто хочет поближе познакомиться с Николаем Петровичем Крымовым рекомендую прочитать замечательные воспоминания тоже прекрасного художника-пейзажиста Федора Петровича Глебова, бывшего ученика Крымова. Не пожалеете, это один талант пишет о другом таланте.
Продолжение здесь:http://proza.ru/2024/09/10/6
P/S В коллаже слева направо: 1. Н.П.Крымов 2."Зимний вечер" 3."Уборка сена" 4."Липы цветут" 5."Ока" 6."Летний день" 7."Утро" 8."Зимний день" 9. Тарусская художественная галерея
Свидетельство о публикации №224090501521
Благословенный край ваша Таруса. И - да, она в России, что немало говорит о самой России.
Мария Купчинова 17.10.2024 14:06 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Мария! Большое спасибо, что читаете! :-)))
Николай Таурин 18.10.2024 00:18 Заявить о нарушении