Полиамория. Быть или не быть?
Как сказал Шекспир: "Бедна любовь, если её можно измерить". Поэтому измерять любовь я не стану (оставлю это поэтам), а вот поговорить о таком типе межличностных отношений, как полиамория, который отличается от общепринятых в большинстве обществ, мне бы хотелось. Ну и о любви, конечно, но совсем чуть-чуть — где Шекспир и где я.
Так или иначе, люди способны испытывать разные виды любви (теория множественной привязанности): романтическую, дружескую, родительскую, любовь к себе, духовную, платоническую, сексуальную. Как правило, эти типы любви у разных людей могут пересекаться и сочетаться в разных вариациях. Такие привязанности не конкурируют друг с другом, а дополняют эмоциональную жизнь человека.
Хочу также отметить, что, согласно различным научным исследованиям, человек по своей природе не является однозначно полиаморным или моногамным. У людей есть склонности к разным формам отношений — как к моногамии, так и к полиамории.
Научное название полиамории — консенсуальная немоногамия (или этическая немоногамия).
Полиамория — это не только про секс. Это практика или философия, при которой люди одновременно состоят в нескольких романтических или сексуальных отношениях, при этом все участники согласны на такой формат.
Основной принцип полиамории — это открытость, честность и согласие всех вовлечённых сторон, что коренным образом отличает её от предательства и измены. В отличие от традиционных моногамных отношений, полиамория предполагает более гибкие границы разнообразие в романтических связях.
Рассмотрим её с разных точек зрения:
1. Биология:
В биологии полиамория рассматривается как проявление человеческой сексуальности и её вариативности. Разные виды любви связаны с различными гормонами и нейромедиаторами - разные нейрохимические пути. Поскольку эти химические вещества могут действовать одновременно, человек может одновременно испытывать разные виды любви.
2. Социология:
С социологической точки зрения полиамория рассматривается как социальный феномен, который бросает вызов традиционным представлениям о браке и моногамии.
3. Психология личности:
В психологии полиамория может быть связана с определёнными чертами личности, такими как высокая открытость новому опыту и низкая ревность.
4. Сексология:
С точки зрения сексологии, полиамория рассматривается как одна из форм сексуальных и эмоциональных предпочтений, не являющаяся патологией.
5. Нейронаука:
ФМРТ-исследования (функциональная магнитно-резонансная томография) показали, что различные формы любви активируют разные области мозга. Например, романтическая любовь активирует области, связанные с вознаграждением и страстью, в то время как любовь к детям или друзьям активирует области, связанные с заботой и привязанностью.
Полиамория и полигамия — это разные концепции отношений:
Полиамория — акцент делается на эмоциональную близость, честность и открытость.
Полигамия — форма брака, при которой один человек имеет несколько супругов.
Основное различие заключается в том, что полиамория не обязательно подразумевает брак и больше ориентирована на равноправные отношения, тогда как полигамия чаще связана с культурными или религиозными традициями, где обычно присутствует доминирующая личность.
Полиаморные люди описывают свои чувства разнообразно, часто подчёркивая уникальные аспекты своих отношений. Вот несколько примеров:
1. Любовь и радость:
Многие полиаморные люди говорят о глубоком чувстве любви и радости, которое они испытывают от возможности делиться своей жизнью с несколькими партнёрами. Они отмечают, что каждый партнёр приносит что-то уникальное в их жизнь, что обогащает их опыт и усиливает чувство счастья.
2. Чувство свободы:
Некоторые полиаморные люди описывают чувство свободы, которое возникает от возможности открыто строить отношения с несколькими людьми без ограничений традиционной моногамии. Это может быть связано с ощущением, что они могут быть самими собой и выражать свою любовь без страха осуждения.
3. Эмоциональная сложность: Полиаморные люди также признают, что их чувства могут быть сложными. Например, некоторые говорят о переживаниях, связанных с ревностью или страхом быть недостаточно хорошими для своих партнёров. Однако они также отмечают, что работа с этими чувствами может привести к личностному росту и укреплению отношений.
4. Стабильность и уверенность: Несмотря на распространённое мнение, что полиамория связана с нестабильностью, многие полиаморные люди описывают свои отношения как стабильные и основанные на глубоком доверии. Они чувствуют себя уверенно в своих связях, зная, что каждый партнёр поддерживает их и заботится о них.
5. Ревность и её преодоление:
Ревность часто упоминается как одно из сложных чувств в полиамории. Однако многие полиаморные люди отмечают, что они научились справляться с ревностью через открытое общение и уверенность в партнёрских отношениях. Некоторые даже описывают чувство радости за своих партнёров (компертс), когда те счастливы в отношениях с другими.
6. Гармония и баланс:
Многие полиаморные люди говорят о стремлении к гармонии и балансу в отношениях. Это требует умения распределять своё время и внимание между партнёрами, что может быть вызовом, но также приносит чувство удовлетворения, когда всё складывается удачно.
Эти описания показывают, что чувства полиаморных людей многогранны, включают как положительные, так и сложные эмоции, и требуют высокого уровня осознанности и эмоциональной зрелости.
Полиамория и мораль:
Полиамория часто противоречит традиционным моральным нормам, которые подчёркивают исключительность и верность одному партнёру. Это может вызвать моральный конфликт у людей, которые придерживаются этих традиционных норм, и привести к осуждению полиаморных отношений.
И, раз уж мы находимся на литературном сайте, то позволю себе привести примеры полиаморных отношений среди русских писателей:
1. Лев Толстой:
Лев Толстой был женат на Софье Андреевне, но, несмотря на это, у него были эмоциональные и романтические увлечения другими женщинами, в том числе его переписка с Валерией Арсеньевой. Его взгляды на любовь, мораль и сексуальные отношения, особенно в более поздние годы, изменились в сторону стремления к духовной чистоте, что порождало внутренний конфликт.
2. Владимир Маяковский: Маяковский состоял в длительных отношениях с Лилей и Осипом Бриками. Эти отношения были близки к полиамории: они открыто поддерживали друг друга и имели другие романтические связи. Лиля и Маяковский сохраняли глубокую эмоциональную привязанность, несмотря на наличие других партнёров.
Отношения Маяковского с Лилей и Осипом Бриками вызвали множество обсуждений в литературных кругах и за их пределами. В советском обществе, где официально продвигались определённые нормы морали, их открытые отношения были предметом слухов и осуждений. Тем не менее, их близкие друзья из авангардистов относились к этому более лояльно, рассматривая их отношения как часть творческой свободы.
3. Иван Бунин:
Бунин и его жена Вера Муромцева имели сложные отношения с Галиной Кузнецовой, которая на некоторое время стала частью их семьи. Галина была в романтических отношениях с Буниным и они жили вместе с Верой в "полиаморном" треугольнике. Позже Галина ушла к Маргарите Степун.
Сам Бунин не скрывал свои чувства и связь с Галиной, что было смелым шагом для того времени. Он описывал свою сложную личную жизнь и эмоции в письмах и дневниках, что показывает его осознанное принятие этого треугольника.
В литературных кругах того времени отношения Бунина с Галиной и Верой вызывали интерес и обсуждения. Их совместное проживание и романтический треугольник были необычны, но среди эмигрантской интеллигенции это воспринималось с меньшей степенью осуждения, не критиковали открыто, так как в этих кругах уже присутствовала более терпимая атмосфера к творческим людям.
В более консервативных слоях общества его отношения воспринимались с осуждением. Связь Бунина с Галиной считалась нарушением традиционных брачных норм. Открытые отношения подобного рода были далеки от моральных стандартов того времени.
4. Анна Ахматова:
Ахматова имела сложные и многослойные отношения с несколькими мужчинами, включая мужа Николая Гумилёва и возлюбленного Бориса Анрепа. Хотя это нельзя назвать открытой полиаморией в современном понимании, её эмоциональные привязанности одновременно к нескольким людям были интенсивными.
Ахматову осуждали за её романтические связи, особенно во время её брака с Николаем Гумилёвым. Личная жизнь поэтессы часто подвергалась обсуждению и осуждению, особенно в контексте её творческого круга. Однако в интеллигентных кругах Серебряного века её любовь к разным мужчинам воспринималась скорее как проявление творческой натуры, а не как нарушение общественных норм.
5. Александр Герцен:
Герцен жил в сложных отношениях с женой Натальей Александровной. Жена писателя влюбилась в друга мужа, немецкого поэта Георга Гервега и не стала скрывать от Герцена свои мечты о "браке втроём", причём её интересовала больше духовная составляющая таких отношений. Наталья состояла в романтических отношениях с обоими мужчинами и Герцен принимал этот треугольник, что можно считать примером полиаморных отношений.
Общество с неодобрением воспринимало отношения Герцена с женой Натальей и её любовником. В 19 веке такие отношения считались скандальными, особенно среди русского дворянства. Хотя Герцен сам старался не придавать этому значимости, его окружение и общество рассматривали такие отношения как аморальные и отклоняющиеся от норм.
Косность взглядов и традиционная мораль могут быть серьезными препятствиями для принятия полиамории в обществе. Тем не менее, изменения в социальной и культурной сфере, а также рост осведомленности и обсуждений этих тем могут способствовать постепенному изменению отношения к полиамории.
Мораль и нормы не являются фиксированными и могут эволюционировать вместе с изменяющимися представлениями о человеческих отношениях и свободе выбора.
Вопрос о том, является ли полиамория "любовью" или просто особой формой отношений, остаётся довольно спорным и зависит от личных убеждений и восприятия каждого человека. Здесь нет однозначного ответа.
"Люди больше всего на свете любят наклеить на другого человека ярлык, который раз и навсегда освобождает их от необходимости думать".
(Уильям Сомерсет Моэм)
Свидетельство о публикации №224090501559
Заметил, что описывая уникальность ощущений полиаморных людей, вы употребляете слова «многие, некоторые» (из них), то есть, некоторые такие вот индивиды (иногда даже многие) чувствуют в таких необычных отношениях «глубокое чувство любви и радости, свободы, стабильности и уверенности…».
То есть, не все, даже не большинство из них, а только многие и некоторые.
Получается, ну, один, два, максимум, три из десяти. Это ведь уже многие.
Приводя в пример Герцена, Вы написали, что его семья являлась примером полиаморных отношений.
Другими словами, в ней по сравнению с другими семьями (Ахматовой, Толстого, Маяковского, Бунина) наиболее проявилась, так сказать, положительная уникальность полиаморных отношений.
Я бы с этим не согласился. На самом деле, Александр и Наталья были по-настоящему счастливы только ДО известных треугольников. А после это оказалось только данью тогдашней моде и привело семью к напряжению и раздорам. И хотя сам Герцен воспитал Наталью именно в таком духе, однако когда она увлеклась Гервегом, то вынудил семью последнего съехать от них подальше. Да ещё и грозился потом вызвать Гервега на дуэль. То есть, теорию-то он своей жене преподал, а на практике спасовал.
Моё мнение такое: полиаморные отношение могут быть гармоничными только в одном случае - когда разным сторонам треугольника нравятся в силу психологических особенностей именно такие отношения. Скажем, один (одна) любит иметь контакт с несколькими любовниками. А другим в этом треугольнике (пятиугольнике) нравится, наблюдая за этим, страдать и воспитывать в себе какие-то особенности характера.
То есть, всем всё нравится и все получают удовольствие от этого процесса.
А Вы, Анастасия, как думаете?)
Ирвин Котовски 15.10.2024 07:40 Заявить о нарушении
И я против любого регулирования, уравнивания и вмешательства в личные отношения, какими бы странными они не казались приверженцам норм и правил.
"Каждый дро...т как он хочет" - грубо, но мне нравится)
Анастасия Кат 16.10.2024 00:43 Заявить о нарушении