Житие преподобного Антония Сийского

ЖИТИЕ
преподобного Антония Сийского,
ПУСТЫННИКА СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ.1

___
1 Житие составлено и переведено по записям древнего Жития, помещенным в Житиях Русских Святых (Дополнительный том, 7 дек.) и в периодическом издании "Русскiй Паломникъ", 1895.


Память 7 декабря

ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ СИЙСКИЙ – один из многих святых, смотревших на преподобного Кирилла Белозерского и его заветы как на образец для подражания. Во всем следовавший Кириллу Белозерскому и подвижникам Северной Фиваиды, был так же, как и они последователем школы «трезвения», и это подчеркивается в его житии, где упоминается об «умном делании», которому «крепце прилежаше» Святой. Ради безмолвия и созерцания и переходил он на пустынный остров. Все его поучения, слова и дела, описанные в житии, свидетельствуют о том, как Преподобный был проникнут насквозь глубиною Евангельского учения. У него, как и у прочих святых Кирилловской школы, выступает характерная для всех для них черта – нестяжательность.

Как и другие подвижники Северной Фиваиды, он искал место, которое могло бы вызвать в душе возвышенное чувство, ощущение присутствия Бога. Но пустыня, которая умиляла и возвышала душу, являлась одновременно и силой грозной, полной всевозможных опасностей. При всем этом, достигнув состояния бесстрастия, он жил невредимым даже среди диких зверей. Он жил посреди глубокого снега "аки в пещере".

Откуда у преподобного Антония и других людей взялась такая сила, что они смогли победить законы природы? Как и ранее преподобный Павел Обнорский, он был "избранным сосудом Духа Святого". И здесь кроется ключ к неотмирной его жизни: он жил, как объяснит спустя столетия Мотовилову преподобный Серафим Саровский, обретя благодать Святого Духа...

ИВАН М. КОНЦЕВИЧ


ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ СИЙСКИЙ.

Кондак, глас 8:
От ю;ности, преподо;бне, пло;ть твою; в посте;х и моли;твах истончи;л еси;/ и крест твой взе;м, Христу; после;довал еси;,/ те;мже и к Вы;шним тече;ние ра;достно соверши;л еси;,/ иде;же со все;ми святы;ми Святе;й Тро;ице предстои;ши;/ и ны;не ста;до твое; посеща;я,/ помина;й чту;щих пресвяту;ю па;мять твою;,/ да вси; благода;рне вопие;м ти;:// ра;дуйся, Богому;дре Анто;ние, наста;вниче пусты;нный.



На широкой реке Северная Двина, в районе скита преподобного Антония: рыбацкие лодки в лучах летнего полуночного [не заходящего за горизонт в дни полярного лета] солнца.



Старинная гравюра с изображением города Архангельска.




Рождейся во убозей веси, яко гражданин небеснаго Иерусалима ходил еси; прост сый земледелец, первозванному апостолов тезоименит и подражатель был еси.
Акафист преподобному Антонию: Икос 1.


ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ Сийский родился в 1477 году в селе Кехта, что в тридцати верстах от города Архангельска на берегу Двины, и в святом Крещении был наречен Андреем в честь святого апостола Андрея Первозванного (30 ноября). Родители избранника Христова, предки которых были родом из Новгорода, были крестьянами, весьма зажиточными по меркам того времени. Его отца звали Никифор, а мать – Агафия. Занимаясь своим ремеслом, они, тем не менее, не предавались полностью мирским заботам, но находили время для молитв и добрых дел. Строго следя за чистотой своих сердец и сохраняя Богоугодный порядок в семейной жизни, благочестивые супруги часто посещали храм Божий, делали большие пожертвования на его нужды и горячо молили Господа, чтобы Он дал им детей. Господь услышал их молитву и даровал им первенца – сына Андрея. Позже у них были и другие дети, сыновья и дочери, но все они уступали первенство Андрею как по умственным и нравственным качествам, так и по внешнему облику. Андрей был красив лицом, высок ростом и обладал крепким здоровьем.

С ранних лет он был чист сердцем, кроток, незлобив, так что все любили его. Когда Андрею исполнилось семь лет, родители отдали его обучаться грамоте. К удивлению учителя, ребенок быстро научился читать и писать и полюбил чтение Божественных книг. А кроме того, любящие родители дали ему возможность учиться иконописи. Сельские работы его не привлекали, но с большей любовью и усердием он отдавался любимому занятию – писал  иконы и читал все книги духовного и поучительного характера, которые мог получить в своем селе. С уверенностью можно предположить, что в эти годы он познакомился, помимо Богослужебных книг, и с трудами святых Отцов, которые он мог встретить в широко распространенных в то время святоотеческих сборниках. Известно, что впоследствии в его монастыре была большая библиотека, и писания святых Отцов занимали в ней особенное место. Эти занятия еще больше укрепили в душе Андрея те благочестивые привычки и склонности, которые были привиты ему в детстве родителями.

Между тем Никифор и Агафия почувствовали приближение своей кончины, призвали всех своих детей и сказали им: «Дети, мы достигли глубокой старости, и тяжелые болезни постигли нас, как сами вы видите. Уже недалеко время нашей кончины. Ныне мы поручаем вас Богу и Пречистой Его Матери. Они станут пещись о вас во все время вашей жизни и будут вам помогать во всех ваших делах. Вы же старайтесь всегда соблюдать заповеди Божии. Милость Господня да будет с вами во веки». С особой любовью и подробностями они наставляли и своего первенца Андрея, а затем с миром отошли ко Господу. Андрею в то время было 25 лет.

После смерти родителей Андрей поселился в Новгороде и провел там пять лет, служа некоему боярину. Этот боярин был также благочестив и добр. Он очень полюбил трудолюбивого Андрея и отдал ему в жены свою дочь. Но недолго было Господу угодно, чтобы этот благочестивый союз продолжался: через год жена Андрея умерла. Вскоре умер и его тесть. Потеря этих дорогих людей послужила для осиротевшего Андрея знаком Божественной воли: оставив мир, он должен полностью следовать за Христом. Чуждаясь всего мирского, мирских радостей и развлечений, привыкнув проводить жизнь в посещении церкви, мыслях о Боге и трудах, Андрей снова отправился домой. Но в Кехте он пробыл недолго. Продав свою часть родительского имущества и раздав вырученные деньги бедным, он навсегда покинул родные места.


Разумом и испытанием конечне познал еси суету привременныя сладости; достигнув же в меру возраста в мужа совершенна, подобно подвигоположнику своему, явившему себе мирови, тридесяти лет вдал еси себе в службу Господеви.
Икос 2.


ПРЕПОДОБНЫЙ направился в обитель Пахомия1 близ озера Кено. Верст за пять до обители его застигла ночь. Святой стал усердно просить Господа, чтобы Он указал ему путь, и после молитвы заснул. Во сне явился ему благолепный муж в светлых ризах, с крестом в руках и сказал: «Возьми крест свой и не бойся вступить на подвиг твой. Подвизайся и не страшись козней диавольских, ибо ты будешь муж желаний духовных и явишься наставником множества иноков». Осенив его крестом, дивный муж сказал еще: «Сим побеждай лукавых духов».

___
1 + около 1515 года; празднуется в первую субботу после Богоявления.


Святой тотчас же пробудился. Сердце его было исполнено духовной радости. Всю остальную ночь он провел в молитве. Наутро, войдя в обитель преподобного Пахомия, он припал к ногам благочестивого основателя и начальника Кенской обители и с великим смирением просился в число иноков. Пахомий указывал на трудность иноческой жизни, говорил, что обитель его недавно основана, но ничто не могло удержать избранника Божия. Прозревая в пришедшем будущего подвижника, Пахомий принял Андрея в число иноков и облек в иноческие одежды, причем нарек его Антонием в честь преподобного Антония Великого (память 17/30 января). Это произошло в 1508 году, когда преподбному Антонию было 30 лет.

Сам Пахомий стал руководить новоначальным иноком, взяв его в свою келлию. Новый инок прежде всех являлся в храм Божий, постоянно хранил в своем сердце память о Страшном Суде и о будущем нелицеприятном возмездии. Отличаясь крепким здоровьем, он охотно исполнял самые трудные работы, занимался земледелием, трудился на поварне, усердно работая на братию. Телесным трудом Преподобный умерщвлял свою плоть и тем очищал свою душу. Сильно он боролся с наваждениями злых духов и всегда побеждал их. Спал он крайне мало, соблюдал строгий пост, пищу вкушал через день – и то помалу. За такую подвижническую жизнь вся братия относились к нему с любовью и уважением. Но великий своим смирением, святой Антоний тяготился людской похвалой.

В то время в обители не стало иеромонаха, преподобный Пахомий и вся братия просили Антония принять на себя сан священства. Уступая их просьбам, он отправился в Новгород к архиепископу и принял от него священный сан. Возвратившись в обитель, подвижник начал вести еще более строгую жизнь. В монастыре была больница. В свободное от Богослужения время преподобный Антоний ухаживал за больными: сам готовил для них воду, омывал болящих, стирал их одежды, ободрял и утешал своим словом. Так он подготавливал себя к будущим подвигам.

Вообще преподобный Антоний, поскольку был здоров телом, сопровождал духовную деятельность усиленными физическими трудами, и часто он трудился в поле. Этим путем он очищал свою душу и ум от страстей, умерщвлял плоть и всякое влечение к миру.

Любя уединение, Преподобный просил Пахомия благословить его на этот подвиг. И Пахомий благословил его, видя его добродетели и труды, сказав: "Да благословит тебя Господь, чадо мое; да будет все по воле Господней!"


Из обители в пустыню удалился, идеже храм воздвигл еси, и тамо седмь лет непрестанными труды, молитвами и посты благоугождал еси Богови.
Кондак 4.


ПРЕПОДОБНЫЙ отправился искать себе пустынное место для подвигов. Его сопровождали два благочестивых инока Кенской обители Александр и Иоаким. Из Кенской обители преподобный Антоний со спутниками своими поплыл по реке Онеге до речки Шелексны. Поднимаясь по течению этой реки лесами и непроходимыми дебрями, иноки пришли на реку Емцу, в которую Шелексна впадает, к порогу, называемому Темная Стремнина. Место это понравилось отшельникам, они поставили здесь хижину, а через несколько времени построили небольшой храм во имя святителя и чудотворца Николая и келии.

К трем подвижникам присоединилось еще четверо иноков: Исаия, Елисей, Александр и Иона. Семь лет провел преподобный Антоний со своими сожителями, постоянно молясь и трудясь. Но враг рода человеческого не мог больше сносить их благочестия. Он внушил жителям соседней деревни Скороботовой мысль, что с основанием обители земля их будет взята у них Преподобным. Жители восстали против отшельников и изгнали их, преподобный Антоний кротко удалился со своими учениками из того места и направился еще дальше на север.1

___
1 Вплоть до «русской» революции на этом месте стояла часовня, посвященная Николаю Чудотворцу. Местные жители до недавнего времени жили в крайней бедности, и, по общему мнению, причиной тому было несправедливое отношение к преподобному Антонию; однако в XIX веке, когда они стали с верой почитать Святого, их положение стало намного лучше.


Слышав молву и прещения окрестных жителей, помянув еси словеса Христова, бежати от гонящих ны, и сквозе непроходныя дебри привел еси ученики твоя ко езеру, идеже обретеся место, за многа лета в жилище иноком назнаменанное, и посреде дебрей, блат и езер с дивиими зверьми вселился еси.
Икос 4.


Снова начались странствования иноков по лесам и болотам. Однажды преподобный Антоний молился вместе с братией. Святой стоял впереди прочих с воздетыми руками. Во время молитвы к инокам подошел рыболов Самуил. Долгое время он не решался подойти к ним. Чудесная картина молящихся монахов посреди леса поразила его.  Дождавшись окончания молитвы, он приблизился к Преподобному и просил его благословения. Святой Антоний благословил Самуила, затем долго беседовал с ним и просил указать место, удобное для иноческих подвигов. Самуил привел иноков к Михайлову озеру, откуда вытекает река Сия. Место это было еще более пустынно: непроходимые дебри, темные леса, чащи, болота, заросшие мхом, глубокие озера – таковы были стены, отделявшие от мира место подвигов преподобного Антония. Единственными обитателями этого места были дикие звери.

Здесь никогда не было человеческого жилья, одни лишь звероловы порой приходили сюда. И они рассказывали, что на этом месте не раз слыхали звон колоколов и пение иноков; иногда им представлялось, будто иноки рубят лес. Отсюда составилось убеждение, что это место Самим Богом предназначено для обители.


Боготечней звезде уподобился еси водяй спутники твоя на место, идеже первее водрузил еси Крест Господень, и слезно молился еси Владыце Христу, сохранити тя от враг видимых и невидимых, и утвердити в терпении нести крест свой.
Кондак 5.


МЕСТО понравилось блаженному, и он решил здесь поселиться: на первый раз поставил здесь часовню и келлии. Так была основана знаменитая впоследствии Сийская обитель. Это произошло около 1520 года, когда Преподобному было 42 года от роду. Вначале инокам приходилось переносить много лишений. Сам Преподобный вместе с другими иноками вырубал лес и копал землю. Этим подвижники добывали себе скудное пропитание. Питались и «саморастущими былиями», то есть ягодами, корнями трав и грибами. Но часто не хватало им масла, хлеба и соли, приходилось терпеть голод. Однажды скудость была столь велика, что иноки стали роптать и даже хотели оставить то место. Но Господь помог преподобному Антонию. Неожиданно явился неизвестный христолюбец, который доставил братии муку, масло, хлеб и дал еще средства на строение обители. Получив от святого Антония благословение на дальнейший путь в Новгород, благотворитель ушел и больше не возвращался. Получив такую неожиданную помощь, преподобный Антоний стал усердно приводить монастырь в порядок; и в это время произошло следующее испытание.

Около того времени сборщик дани от Новгородского владыки  Василий Бебрь, думая, что у преподобного Антония много денег, подговорил разбойников ограбить иноков. Но Господь хранил Своих верных рабов. Когда хищники хотели напасть на обитель, им показалось, что ее охраняет множество вооруженных людей. Они засели в лесных дебрях, окружавших то место, но не могли дождаться удобного времени для нападения. Потом, гонимые ужасом, побежали, и когда обо всем сообщили Бебрю, он понял, что Сам Господь защищает иноков; пришел к преподоб- ному Антонию, упал перед ним на колени и раскаялся в своем согрешении. Старец кротко простил его. Слух о подвигах Преподобного и сожителей его распространился по окрестностям, и многие стали приходить к ним и доставлять средства к жизни.

Когда число учеников умножилось, преподобный Антоний послал в Москву учеников своих Александра и Исаию. Они должны были испросить у Великого князя Василия Иоанновича разрешение на постройку новой обители. Преподобный Антоний еще раньше был известен Великому князю как человек святой жизни. Поэтому он милостиво принял иноков, вручил им грамоту на землю, которую занимал монастырь, пожертвовал церковную утварь и ризы. С радостью были встречены иноки, принесшие из Москвы грамоту и пожертвования, вся братия горячо молилась о здравии Благоверного Царя. Это было в 1544 году.

Преподобный Антоний начал усердно строить обширный деревянный храм во имя Пресвятой Троицы. Наконец, храм был окончен. Местную икону Живоначальной Троицы, по преданию, писал сам святой Антоний. Он просил, чтобы эта икона, хранясь в монастыре, напоминала братии о его душе.

Но Господь хотел испытать терпение рабов Своих. Раз после утреннего пения, когда преподобный Антоний с братией был на работе, от оставшейся непогашенной свечи храм, выстроенный с таким старанием, сгорел. После сего братия даже хотели разойтись. Они были утешены лишь тем, что местная икона Пресвятой Троицы осталась совершенно неповрежденной. Тогда построили новый храм, и чудно сохранившаяся икона была торжественно внесена в него. Вскоре от нее по молитвам Святого недугующие стали получать исцеления. Кроме этого храма Преподобный выстроил еще две церкви: одну – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, с приделом во имя преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, к которому Преподобный часто обращался в своих молитвах, и другую в честь святого Андрея Первозванного. Благовещенская церковь была отапливаемой, в ней была устроена трапезная.

Когда обитель была устроена, братия стали просить подвижника, чтобы он принял игуменство. Смиренный подвижник должен был уступить настойчивым просьбам братии и принять на себя управление монастырем. Несколько лет он управлял обителью и показывал всем добрый пример.

Ежедневно являлся Преподобный в храм Божий и, стоя на Божественной службе от начала до конца ее, не опирался на жезл, не прислонялся к стене. И за братией следил, чтобы соблюдали благочиние в церкви: не переходили с места на место, не выходили вон без нужды. Предписывал братии неопустительно исполнять и келейное правило. По окончании молитвы подвижник первый являлся на работу и здесь подавал братии пример трудолюбия. Любил он и Божественные книги и собирал в своей обители писания Отцов и учителей Церкви. Проводя ночи в молитве, Преподобный отдыхал, лишь ненадолго забываясь сном после трапезы. Пища его была такая же скудная, как и братии; одежда ветхая, покрытая заплатами, как одежда нищих, так что никто из посторонних не узнавал в Преподобном начальника обители. Заботливо обходил подвижник монастырские службы – пекарню и поварню, ободрял братию, несущих эти тяжелые послушания, и советовал им избегать праздных бесед. С особенной любовью посещал преподобный Антоний монастырскую больницу, наставлял болящих иноков с благодарностью переносить недуги и непрестанно молиться, памятуя о приближающемся смертном часе. Для ухода за больными Преподобный поставил особого надзирателя.

Было установлено в обители строгое общежитие – общая и для всех равная пища и одежда. Хмельные пития запрещались совершенно, предписывалось не принимать их и от христолюбцев, даже не допускать принесших к монастырю. «И сим уставом блаженный возможе пьянственного змия главу отторгнути и корение его отсещи», как свидетельствует жизнеописатель Преподобного. Много заботился подвижник и о нищей братии: обязал иноков подавать нескудную милостыню, делал это нередко и сам тайно от братии, боясь вызвать их ропот.

Слыша о строгой жизни Святого, миряне стали приходить к нему, прося его молитв, и некоторые поступали в число братии. Всех иноков собралось в обитель 70 человек. Многие между ними отличались святостью своей жизни и духовными трудами; один из них, Иона, составил потом житие своего духовного отца и наставника.

В монастыре Пахомия преподобный Антоний умер для мира; жизнь в пустыне у реки Емцы была для него подготовительной школой, а жизнь в Сийском монастыре – временем, когда Богоугодник, человек духовных желаний, служил Господу, трудясь для спасения своей меньшей братии. Он был поистине "наставником множества иноков", как пророчествовал некогда благолепный муж в светлых ризах. Не довольствуясь собственными наставлениями, Преподобный предоставил монахам возможность самим познать суть и пути духовного делания, собрав в монастырской библиотеке труды многих восточных подвижников и Отцов.


Всяку славу и честь аще и праведне тебе воздаему от человек, непщуя быти виновну лишения славы Божия, тайно отшел еси во остров един, идеже вдал еси себе непрестанней молитве, трудом и пощению.
Кондак 9.
Далечайше в дебрь отбегл еси, и во глубине гор, аки в конобе, водворился еси, и тягчайшыя подвиги подъял еси, презрев страхования демонов.
Кондак 10.


НО ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ тяготился людской славой. После нескольких лет управления обителью, избрав на свое место Феогноста, мужа опытного в духовной жизни, он оставил игуменство и вместе с одним простым иноком удалился из обители в уединенное место. Сначала преподобный Антоний поселился на острове Дубницкого озера, в трех поприщах от обители, вверх по течению реки Сии. Остров был весьма красив и удобен к пустынножительству. Обошел его Преподобный, осмотрел и возлюбил: остров окружали озера, по берегам которых росли непроходимые леса, расстилались болота, заросшие мхами. Преподобный Антоний поселился здесь, поставил малую хижину и часовню во имя святителя и чудотворца Николая и еще ревностнее, чем прежде, начал подвизаться в безмолвии, непрестанной молитве и трудах: рубил лес, очищал место для посева, копал землю своими руками, сеял хлеб и питался от трудов своих, а оставшийся хлеб отсылал в монастырь. Ночью, по вечернем правиле, подвижник до самой заутрени молол муку, в летние ночи обнажался до пояса и отдавал свое тело на съедение комарам.

Господь сподобил подвижника дара прозорливости. Юный инок Сийского монастыря Филофей, боримый искусителем, задумал уйти в мир, расстричься и жениться. Но ему пришла благая мысль зайти к Преподобному в пустыню и принять от него благословение. Увидев Филофея, подвижник обратился к нему с такими словами: «Что это, чадо, пришел ты сюда, смущаемый от злого помысла? Хочешь уйти в мир, расстричься и думаешь утаить это от меня». Услышав свою тайну из уст Преподобного, Филофей устрашился, упал к ногам его и во всем признался. Подвижник поднял его, ободрил и после наставления отпустил в монастырь.

Через некоторое время преподобный Антоний отошел в другое уединенное место за пять поприщ от прежнего, на озеро Падун, и, поставив там себе келлию, предался молитвенным подвигам. Это место было окружено горами; на горах рос такой высокий лес, что снизу казалось – он достигает до небес. Келлия Преподобного приютилась у подножия этих гор и как бы обсажена была кругом двенадцатью белыми березами. Печальна была эта вторая пустыня Преподобного, она располагала к Богомыслию и молитве. Подвижник сколотил из бревен плот и с него удил рыбу на озере для пропитания. Во время уженья он обнажал голову и плечи на съедение комарам и оводам: насекомые слетались роями, покрывали его тело, кровь струилась по шее и плечам, а подвижник стоял неподвижно.

Зимой келья Святого покрывалась снегом, и он жил под снегом, как в пещере, и возносил к Богу свои горячие молитвы с теплыми слезами. Усердно внимая внутреннему деланию, он с радостью стремился к высотам, много пребывая в безмолвии, отрешив ум от всех забот, и чисто беседуя с Богом, вознося молитву свою, как фимиам, к небу.

Так прожил Преподобный два года вне своей обители, в обеих пустынях.

Между тем Феогност отказался от игуменства. Братия просили Преподобного, чтобы он снова принял игуменство. «Отче, не оставь нас, чад своих, – говорили со слезами братия. – Иди в обитель свою и пребывай с нами. Если же не придешь, мы все разойдемся, как овцы, не имеющие пастыря». Преподобный Антоний склонился на их просьбу. Снова начал управлять обителью, подавая всем пример благочестивой и подвижнической жизни. От старости он не имел уже сил исполнять тяжелые работы, но не усыпал в молитве, не ослабевал в посте. Тогда проявился у преподобного Антония дар чудотворений – награда святой его жизни.

Перед самым праздником Преображения иноки целую ночь трудились на рыбной ловле, но ничего не поймали. Печальные пришли они в монастырь, но Преподобный, ободрив их, снова послал на озеро, к Красному мысу, говоря: «Чада, окажите послушание и узрите славу Божию, ибо Господь милостив: Живоначальная Троица не забудет ваших трудов и не оставит братий ваших, верно служащих Господу, на этом святом месте алчущими в великий праздник».

Иноки отправились на указанное место, закинули сеть и поймали такое количество рыбы, что долгое время питались ею и после того праздника. С тех пор они стали называть это место ловли "Антониевым".

От суровых подвигов и от старости тело преподобного Антония высохло и ослабло, его зрение потускнело, ноги опухли, и монахам приходилось водить его в церковь. Как оливковое дерево под тяжестью своих плодов, он склонился к земле, согбенный своими годами и трудами. Телесные силы его угасали; он завершил свой земной путь, и его очищенный дух уже был готов вознестись на Небеса к Спасителю, Которому он служил всю свою жизнь. Приближалось упокоение Святого.


Светозарную жизнь скончавая, яко отец чадолюбив, вся смотрителне устроил еси во обители твоей. Уставы общежития писанием утвердил еси, во бдении и молитве не вкусил еси покоя, дондеже Господеви предал еси святую душу твою.
Икос 11.


ВИДЯ ИЗМОЖДЕНИЕ своего наставника и ожидая близкую кончину его, братия просили Преподобного дать им письменный устав и указать себе преемника по управлению монастырем. Преподобный исполнил просьбы скорбящих учеников своих: поставил им строителя обители Кирилла, а игуменом на свое место – Геласия. Геласий в то время был за морем, на реке Золотице, посланный по делу. Кирилл находился в монастыре, и подвижник обратился к нему с предсмертным наставлением: убеждал нерушимо соблюдать устав монастырский – в церковной службе, в пище и питии, равно любить братию и быть всем слугой; всякие монастырские дела обсуждать со всей братией на трапезе и без совета с ними не делать ничего, чтобы не было в монастыре неудовольствий; предписывал посещать больных братий и особенно о них заботиться.

Затем обратился к собравшимся братиям и уговаривал их не ослабевать в молитвах, иметь взаимную любовь и единомыслие, удаляться гнева и лукавых слов, повиноваться старшим, хранить чистоту телесную и душевную, иметь пищу по уставу монастыря и совершенно избегать пьянства – не варить хмельных питий в монастыре и не держать их, без всякого нарушения соблюдать общежительный устав обители.

Для большей же крепости своих распоряжений подвижник передал братии завещание, писанное своей рукой, содержащее и правила иноческого жития. В назидание и руководство современным инокам приведем эти правила Сийского подвижника.

«...А которые братья ропотники и раскольники (то есть нарушители братского единения) не восхотят по монастырскому чину жить, строителю и братии не почнут повиноваться, тех изгоните из монастыря, чтобы и прочие имели страх». Впрочем, после искреннего раскаяния их следует снова принимать и держать как братию, равно как и тех раскаявшихся, которые выехали из монастыря при жизни Преподобного и свезли монастырскую казну. «Да прежде всего имейте страх Божий в сердце своем, да вселится в нем Дух Святый, да научит Он вас и наставит на истинный путь. А между собою имейте любовь и покорение о Христе друг другу, чем покроете многие грехи свои. В общежитии живите равно и духовно, и телесно, в пище и в одежде – по заповеди святых Отец. Строителю не прибавляйте на трапезе ничего из пищи и пития сверх братского довольствия. То же равенство и в одежде, и в обуви. Питья хмельного не держите в монастыре, не принимайте его и от христолюбцев. Женский пол в монастыре отнюдь не должен ночевать, также и миряне (мужчины) не ночевали бы с братией и не жили бы по келлиям. Нищих поите и кормите вдоволь и милостыню им давайте, да не оскудеет место сие святое. А братия, которые здоровы, не оставались бы без монастырского послушания ради спасения своего, исключая больных. Близ монастыря не позволяйте крестьянам ставить починков и дворов, кроме коровьего двора, да и тот пусть будет за озером. Сие, молю вас, храните – и да будет с вами милость Божия». Затем, поручив свой монастырь Божией Матери и преподобному Сергию, преподобный Антоний приготовился к своей кончине.


Монастырь преподобного Антония, отражающийся в водах реки Сия.



Собор обители преподобного Антония.



РАКА ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ СИЙСКОГО.
У головы Святого (слева) – написанная им самим икона Святой Троицы, у ног (справа) – его настоятельский посох (в том виде, в котором он сохранялся до революции).



РЕДКИЕ ИКОНЫ В СИЙСКОМ МОНАСТЫРЕ.
Сийская иконописная школа, основанная самим преподобным Антонием, славилась своей изысканной красотой, о чем свидетельствуют две иконы из "Сийского Евангелия" XVII века. Слева – иконы из церковного календаря на март месяц, справа – символическая икона евангелиста Матфея.


Когда братия спросили, где предать погребению его тело, Святой ответил: «Связавши ноги, влеките мое грешное тело в дебрь и затопчите во мху, в болоте, на растерзание зверям и гадам, или повесьте на дереве на съедение птицам, или же бросьте с камнем в озеро».

Но иноки прямо сказали, что не сделают этого, а честно погребут его. Накануне своей кончины Преподобный приобщился Святых Христовых Таин. На следующий день, 7 декабря 1556 года, перед утреней, простившись в братией, когда монахи Андроник и Пахомий вознесли в его келье фимиам и по слову учителя вышли из кельи, подвижник, сложив руки в виде креста, мирно предал Господу свою душу, прожив всего 79 лет; из них 37 лет Преподобный провел в пределах Сийских – в обители и пустынях. Осиротевшая братия честно погребли мощи его в храме Живоначальной Троицы, на правой стороне, близ алтаря. Братия украсили его могилу иконами и свечами и каждый день приходили молиться об упокоении его души, и, веря в его дерзновение перед Богом, просили его заступничества.

Священник соседнего села Харитон относился с завистью к памяти преподобного Антония и раз с хулою отозвался о нем. После того Харитон внезапно ослеп и скоро понял, что Господь наказывает его за хулу на Святого. Тогда он начал раскаиваться в своем прегрешении, усердно молился Преподобному и снова прозрел. Благодаря Господа Бога и Его угодника, Харитон поступил после того в Сийский монастырь и здесь подвизался в трудах иноческих.

При жизни своей преподобный Антоний любил писать иконы. Еще и доныне сохраняются святые иконы, писаные его рукою. И по кончине своей он покровительствовал людям, занимавшимся этим Богоугодным делом. Так, игумен Сийского монастыря Питирим, заботившийся о благоукрашении обители, много писал новых икон и поновлял старые. Однажды Питирим заболел. Недуг его все усиливался, и ему стала грозить смерть. Больной молился Живоначальной Троице и преподобному Антонию. И вот раз ночью, забывшись легким сном, он увидел, что от гробницы Преподобного в его келлию идет благолепный старец, украшенный сединами.

«Хочешь ли ты быть здоров и окончить начатое?» – Спросил он у Питирима. «Хочу, но не могу», – отвечал болящий. На это Старец сказал: «Святая Троица исцеляет тебя, не ослабевай в твоем деле; я, настоятель Антоний, пришел посетить тебя в болезни». Чудотворец коснулся больного игумена. Питирим почувствовал себя здоровым и с новым рвением стал заниматься иконописанием и украшением храмов обители.

Купец из Холмогор, по имени Карп, плыл по морю с Терского берега, с реки Варзуги. На ладье его среди других товаров был запас рыбы для Сийского монастыря. Поднялась сильная буря, волны вздымались, как горы, и захлестывали ладью. Гребцы уже совсем отчаялись в спасении. Вдруг Карп увидал недалеко от себя старца, который распростер свою мантию над лодкой и охранял ее от воли.

«Ты призываешь многих на помощь, – сказал изумленному дивный старец, – а меня не зовешь. Между тем в ладье твоей есть часть и нашего монастыря. Но Бог дарует тишину».

«Кто ты, человек Божий?» – спросил купец. «Я Антоний, начальник обители на Михайлове озере, на реке Сии», – сказал старец и стал невидим. С этого времени буря стала стихать и подул попутный ветер. Прибыв благополучно в Сийскую обитель, Карп возблагодарил за свое спасение преподобного Антония и вскоре принял иноческое пострижение в его обители.

Тимофей, по прозванию Рябок, живший в десяти поприщах от обители, ослеп и ничего не видел два года. Наступил праздник Живоначальной Троицы; в Сийскую обитель шли Богомольцы. Слепой слышал это движение и горько плакал о том, что не может идти с Богобоязненными людьми. Горячо молясь Пресвятой Троице и Преподобному, Тимофей попросил свести себя в обитель и всю дорогу продолжал мысленную молитву. Вдруг он почувствовал, что начинает видеть как бы некую слабую зарю; потом начало зеленеть в его глазах: это он видел лес, которым шел. Обрадованный Тимофей боялся поверить своему исцелению и ничего не сказал спутникам. Желая испытать свои глаза, он начал всматриваться в дорогу, которой шел, и разобрал тропу. Сердце его наполнилось радостью и восторгом, но он утерпел и все еще не говорил о своем исцелении. Придя в храм обители, Тимофей увидел чудотворный образ Живоначальной Троицы и другие иконы, увидел горящие свечи и тогда во всеуслышание возблагодарил Господа и Его ученика за свое чудное исцеление.


Второй скит преподобного Антония, среди двенадцати берез на озере Падун.



Крестовоздвиженский храм в первом скиту преподобного Антония на Дубницком озере, где Святой поселился, чтобы уйти от шума и суеты общинной жизни и предаться Божественному видению в абсолютной тишине лесной глуши. Эта фотография, как и та, что перед ней, была сделана в 1895 году. Вряд ли можно надеяться, что он существует и сегодня, ведь весь север России густо заселен советскими лагерями рабского труда (ГУЛАГ).


Следующие четыре чуда сохранились в архиве Сийского монастыря и были опубликованы отдельно в периодическом издании Почаевского монастыря "Русский инок", 1913, № 9.

Прошло немного времени после блаженного упокоения преподобного Антония, и в монастыре оставалось мало настоящих свидетелей, хорошо помнивших его. В это время один из братии Сийского Антониева монастыря очень заинтересовался благочестивой жизнью угодников Божиих и, преисполнившись благоговения к великим подвижническим трудам и чудесным деяниям жития преподобного Антония, сильно скорбел, что его Житие осталось не написанным по небрежению братии. Страх охватил его, когда он представил себе небесное наказание, которое может обрушиться на него, если он, имея прекрасную возможность, зная жизнь и труды Святого, не опишет их для спасительного наставления будущих поколений. Движимый столь благочестивыми намерениями, этот трудолюбивый монах призвал в молитве помощь преподобного Антония и с рвением приступил к написанию его Жития.

Его благое намерение было встречено братией монастыря с недовольством и ропотом. "Раньше никто не осмеливался писать, а этот начнет составлять Жития святых?" – Говорили некоторые из них в своем недовольстве, а другие даже позволяли себе оскорбительные высказывания в адрес Преподобного. Все это удивляло и тревожило составителя Жития святого, и он оставил свой труд; но тут, в недоумении своем, он был просвещен особым видением Святого. Однажды в своей келье, где он писал житие, во время легкого сна монах увидел Жития святых, написанные как бы на иконах, и в сонме многих прославленных святых, выше всех, был преподобный Антоний Великий. Возле него стоял другой, неизвестный ему монах, который, указывая на Антония Великого, сказал: "Почему ты сомневаешься и почему падаешь духом? Тот, о ком ты начал писать житие, был подобен этому святому. Он носит то же имя, и он был подражателем его жизни; поэтому отбрось все сомнения и приступай к этому делу без колебаний". Ободренный этим, монах без всяких пререканий приступил к написанию жития Святого.

Через много лет после смерти преподобного Антония его святая обитель подверглась страшному испытанию. Один за другим умирали все великие подвижники и ученики Преподобного, кроме иеромонаха Тита, а среди новых монахов было мало тех, кто был расположен поддерживать прежний подвижнический дух веры и благочестия, так что монастырь стал заметно приходить в упадок. Ситуация особенно ухудшилась, когда из-за отсутствия достойного кандидата настоятеля выбрали из другого монастыря.

Новый настоятель оказался нечистого поведения и сильно пристрастился к употреблению вина. Вместе с двумя пришедшими с ним монахами он постоянно пьянствовал, чем нарушил самую главную заповедь основателя монастыря. Молодые монахи, будучи сами немощными в монашестве, бранились и брали с него дурной пример.

Некоторые из монахов, оставшихся верными завещанию преподобного Антония, глубоко скорбели по этому поводу и часто, приходя к иеромонаху Титу, усиленно просили его, так как он был близким учеником почившего аввы, напомнить забывшему о своей обязанности настоятелю, что святой основатель монастыря строго запретил держать в монастыре какие-либо спиртные напитки, а тем более запретил их пить. В своей простоте и кротости смиренный Тит долго отказывался исполнить просьбу братии. И тогда сам Преподобный грозно напомнил ему об этом.

Однажды, поздно вечером, после обычного молитвенного правила, Тит прилег поспать и увидел, как к нему в келью входит преподобный Антоний в сопровождении двух своих учеников, умерших незадолго до этого. В правой руке он держал настоятельский, а в руках его спутников были огромные связки прутьев. Тит увидел себя прислуживающим Святому, который стал гневно упрекать его: Почему, видя нечистую жизнь настоятеля и зная строгое завещание основателя монастыря о спиртных напитках, он не напомнил об этом настоятелю и не удержал его от этого постыдного образа жизни, развращающего братию? После этого, обратившись к одному из сопровождавших его, Преподобный велел ему склонить голову Тита и держать ее в таком положении, а другому своему спутнику он велел нещадно бить его прутьями, пока тот не истечет кровью. Со слезами Тит стал умолять его простить ему этот грех и пообещал впредь не поддаваться малодушному молчанию. Спутники Преподобного также стали горячо просить его о прощении и даже дали за него слово. Только тогда, уступив горячим мольбам своих учеников, преподобный Антоний сменил гнев на милость и, еще раз строго приказав Титу поговорить с настоятелем, стал невидим.

После этого иеромонах Тит уже не колебался, а смело пошел к настоятелю и подробно рассказал ему о своем видении и со слезами умолял его прекратить нечистый образ жизни. Настоятель был глубоко тронут услышанным, искренне раскаялся и с Божьей помощью, по молитвам преподобного Антония, полностью изменил свой образ жизни.

Когда Геласий, преемник преподобного Антония, был настоятелем монастыря, на монастырской ферме долгое время был трудником Симеон, человек нечестный и хитрый. Он часто без наказания и незаметно воровал монастырские молочные продукты и продавал их на улице ради собственной выгоды. Зная, как скрыть следы своего преступления и не опасаясь ответа на Суде Божием, этот трудник не только не думал прекратить свое злодеяние, но, напротив, чем дольше он действовал таким образом, тем решительнее и смелее становился. Так кража монастырского имущества продолжалась несколько лет. Но затем небесный покровитель и основатель монастыря пресек преступную деятельность этого грешника и обратил его на путь истинный.

Однажды, в воскресенье, вместе с другими монастырскими трудниками Симеон пришел на утреню и увидел вошедшего в церковь преподобного Антония. Опираясь на свой посох, он подошел к настоятельскому месту и встал по правую сторону от игумена Геласия, своего ученика. Постояв некоторое время на одном месте, он поставил свой посох у стены, взял кадило и начал кадить церковь, настоятелю и братии, затем снова поднялся на место настоятеля и, взяв в руку посох настоятеля, стал обходить братию. Подойдя к одному из монахов, которого звали Вассиан и который в то время был монастырским келарем, преподобный Антоний стал сильно и немилосердно бить его по плечам и гневно обличать за то, что он, келарь, так небрежно относится к исполнению своих обязанностей и плохо смотрит за трудниками и послушниками, которые небрежно относятся к своей работе и получают прибыль за свои труды, как, например, вот этот трудник. При этих словах он указал на Симеона, и, оставив келаря, Святой подошел к нему. Гневно сказал: "И зачем ты пришел сюда и не перестаешь обкрадывать Пресвятую Троицу и наше достоинство и делаешь много зла, возбуждая ропот среди братии?" Произнеся эти грозные слова, Святой, подняв Симеона, с силой толкнул его о церковные перила и стал невидим. Пораженный столь страшным видением, трудник Симеон закричал, онемел и был полностью парализован.

Поскольку видение видел только сам обличенный, настоятель и братия были в крайнем недоумении. Трудника отвели на могилу святого, и после утрени был отслужен молебен об исцелении больного.

Будучи наказан свыше и претерпевая мучения, трудник Симеон горячо молил Господа о прощении грехов и исцелении, и его молитва была услышана. Через три дня ему снова явился преподобный Антоний, увещевал его, как отец, больше не грешить при исполнении своих послушаний и даровал ему полное исцеление. "Теперь ты здоров, – сказал ему Преподобный, – смотри, чтобы больше не грешил, чтобы не случилось с тобой чего-нибудь худшего. А теперь иди и расскажи игумену и братии обо всем, что с тобой случилось".

Симеон, радуясь чудесному исцелению и заливаясь слезами, пошел к игумену и братии, принес искреннее покаяние, рассказал о случившемся с ним наказании и о дарованном ему через Преподобного исцелении. Слышавшие это, прославили Бога, даровавшего такую великую милость Своему святому Антонию Сийскому.

Один из братии обители преподобного Антония Сийского, которого звали Кирионом, был послан с монастырским поручением в деревню Сия, которая находилась неподалеку. Прожив там некоторое время, он по старости и немощи имел привычку часто ходить в баню. За эту чрезмерную заботу о своем тленном теле он однажды получил угрожающее предупреждение в видении. Ему явились два человека с плетьми в руках, которые жестоко били его до тех пор, пока у него не появились раны, внушив ему тем самым, чтобы он отказался от этой привычки, которая не подобала монахам, сильно заботящимся о своем теле, когда главная забота должна быть о спасении души.

Много и других чудес происходило по молитвам сего великого угодника Божия во славу Пресвятой Троицы.

Многочисленные чудеса, совершавшиеся при гробе преподобного Антония, побудили братию Сийского монастыря при упомянутом игумене Питириме хлопотать перед Царем Иоанном Васильевичем Грозным о причтении Преподобного к лику святых. Это и было совершено спустя 23 года после кончины Преподобного, в 1579 году: преподобный Антоний причтен был к лику святых, чтимых всей Русской Церковью.


Преподобный Корнилий Комельский.

Святые русской Фиваиды XVI века бесчисленны; но здесь нельзя не упомянуть хотя бы преподобного Корнилия Комельского (+1537, 19 мая). Пройдя тяжелые аскетические подвиги в Белозерской обители, он принял странническую жизнь и в конце концов ушел в Комельский лес. После рукоположения в иереи он прожил в лесу отшельником 19 лет и только в 60-летнем возрасте построил церковь и основал обитель.

Почти в каждом житии мы видим повторение того же самого: когда один из избранных Богом иноков, пройдя в монастыре внешнюю аскезу, созревает для безмолвия, благословляемый игуменом или старцем, уходит он в лесные дебри, и, подобно пловцу, бросающемуся в безбрежное море, повергает себя в пучину опасностей и скорбей, связанных с одинокой жизнью в пустыне, что возможно только при полноте веры и всецелому преданию себя Промыслу Божию. И там, после того как он довершил школу внутреннего совершенства, вновь входит в общение с людьми. Но при первой возможности снова стремится и жаждет продолжать свое безмолвие. Тот же порядок наблюдаем мы в житии преподобного Корнилия: устроив свою первую обитель, он уходит на Сурское озеро с учеником своим Геннадием. Затем, вернувшись в монастырь по настоянию братии, Преподобный «лес секий и нивы насевая, да не токмо сами свой хлеб ядят, но и да и неимущим им питают».  Житие приводит поучение Святого, где говорится о хранении чистоты, об «умной молитве», самонаблюдении и борьбе со страстями, но особенно настаивает он на двух верховных евангельских заповедях любви к Богу и ближним. Как и его старший современник преподобный Нил Сорский, как и все великие святые Северной Фиваиды, преподобный Корнилий принадлежал к греческой школе исихастов.

Известны пять учеников преподобного Корнилия: преподобный Геннадий Костромской (+1565, 23 января), продолживший обитель святого на Сурском озере; преподобный Иродион Илоезерский (+1541, 28 сентября), которому ангел повелел построить церковь; преподобный Филипп Ирабский (+1537, 14 ноября), который на 15 лет оставил преподобного Корнилия для жизни в безмолвии, а затем в течение пяти лет наставлял стекавшихся к нему людей; преподобный Кирилл Новоезерский (+1532, 4 февраля), прозорливец и чудотворец, имевший откровение о наступлении "Смутного времени" для Русской Земли; и преподобный Адриан Пошехонский (+1550, 5 марта), который по Божественному откровению основал монастырь, а затем был убит разбойниками.

ИВАН М. КОНЦЕВИЧ.


Рецензии