Васишта. Глава 17

          Глава 17
           САТИ

          Однажды Акбар спросил:
          - Ты ведь христианин? Или принял ислам?
          - Я верующий, - ответил Васишта. – Все религии учат одному и тому же. Бог един, так какая разница есть в том, к какой религии ты относишься?
          - Я тоже пришёл к этой мысли. Пойдём, кое-что покажу.
          Император отодвинул штору, и они вошли в небольшую нишу. Там стояло несколько высоких деревянных подставок с фигурно вырезанными ножками, на четырёх лежали огромные старинные книги: Коран, Библия, Веды и Талмуд. Акбар, сам будучи мусульманином, с интересом знакомился с разными религиями, собирая всё лучшее и древнее, что можно было найти. И изучал их с присущим ему талантом и духом исследователя, противоречащим всем принципам ислама. В его сердце постепенно росло убеждение, что, если подлинные знания можно найти повсюду, то почему истина должна быть достоянием только одной религии? Одним из главных принципов политики Акбара была веротерпимость – солх-и-кул, «мир для всех». Он даже отменил смертную казнь за вероотступничество и записал в своём дневнике:
«Следует заметить, что благодатью Господней отмечены все религии, и необходимо приложить все усилия, чтобы достичь вечно цветущих садов мира для всех».
          - Смотри, это бесценные сокровища! Я посылал людей во многие государства, чтобы они отыскали книги, которые были написаны в самом начале каждой зарождающейся религии.
          - Я подарю вам, государь, пятую, которой здесь нет, - сказал Васишта. – Это книга великого Заратустры. Я купил её в Казвине у старика, который исповедует эту религию.
          - Как же он расстался с ней? – удивился император. – Её не могли найти даже мои посыльные.
          - Скорее всего, старик тогда уже знал, что она попадёт к вам, ведь это обеспечит её сохранность, поэтому и продал мне. Возможность её сожжения в нынешней исламской Персии велика.
          Теперь каждый вечер Васишта читал императору книгу Заратустры. Они оба хорошо знали фарси и разбирали вместе непонятные места.
          - Я пришёл к убеждению, что единственный путь, ведущий к духовному освобождению, - как-то сказал Акбар, - это путь бескорыстного служения и помощи всем людям, невзирая на их пол, положение, расу и вероисповедание.
          Однажды за входной шторой библиотеки, где они сидели, послышался голос, который спрашивал разрешения пройти к императору.
          - Войди!
          В зал быстрой походкой вошёл стражник и, наклонившись к Акбару, что-то прошептал.
          - Коней! Быстро! – крикнул тот и, обратившись к Васиште, добавил: - Поедешь со мной! Я хочу, чтобы ты сам увидел пороки этого мира!

          Отряд всадников во главе с императором, промчавшись через Агру, поскакал по дороге, ведущей на юг.  Оказалось, что в одном селении начали подготовку к обряду сати. По древнему обычаю индусов, когда муж умирал, жена должна была совершить самосожжение. В своей основе сати – акт добровольный, но в большинстве случаев его делали насильственно: женщину связывали и клали рядом с трупом на погребальный костёр. Вокруг стояли мужчины с длинными палками и не давали вдове выбраться из пламени. Если всё-таки ей удавалось выпрыгнуть из огня, брамин бил её по голове дубинкой, и вновь женщину бросали к мёртвому мужу.
И хотя Акбар издал закон о запрете сати, слишком ярые поклонники обрядов продолжали его исполнять. И часто он сам мчался туда, где совершалось насилие, спасая женщин и наказывая непокорных последователей этого культа.
          Погребальный костёр обычно разводили у реки. Вот и сейчас на берегу были сложены поленья в виде высокого постамента, на котором лежал труп пожилого мужчины. Рядом стояло много людей, и сидели плакальщицы, которые выли и выдирали на себе волосы. По дороге, которая вела к месту погребения, несколько мужчин тащили связанную женщину, которая не хотела идти добровольно на смерть. Она дико кричала и извивалась у них на руках, так что они с трудом удерживали её.
          Акбар, скакавший первым, полоснул хлыстом по мужским спинам. Те в панике разбежались в разные стороны, выронив свою ношу. Император помчался к костру, осадив коня около брамина. Он был страшен в гневе.
          - Кто посмел нарушить закон?!! – крикнул он так, что зрители и плакальщицы соскочив с песка, бросились в кусты.

          Васишта спрыгнул с коня и подошёл к женщине, которая билась в истерике, ничего и никого не видя. Он положил руку ей на голову и стал читать заговор. Через некоторое время она затихла. Достав нож, разрезал верёвки. Женщина села и стала тереть запястья, на которых были видны следы от пут.
          - Не бойся, - сказал он, - тебя не тронут.
          Она была одета в красное свадебное платье, когда покрывало соскользнуло с её головы, Васишта увидел, что это была красивая девушка лет семнадцати.
          - Спасибо, - прошептала она.
          - Как тебя зовут?
          - Амина.
          - Почему ты в свадебном платье?
          - Его надевают на сати…это как… завершение брака. Десять дней назад меня выдали замуж за старика, до этого он долго болел и умер…брак закончился.
          Подъехал Акбар.
          - Ты свободна. Возвращайся домой.
          Девушка печально покачала головой.
          - Мне не будет здесь жизни. Я вдова, значит, меня никто не возьмёт в жёны. Имущество мужа перейдёт к его сыновьям, а родители в свой дом не пустят – я опозорила их. Мне теперь только утопиться… не в огонь, так в воду, - сказала она и заплакала.
          Император посмотрел на Васишту:
          - У тебя же нет служанки? - спросил он. – Может, возьмёшь себе?

          Они ехали по улицам города. Амина сидела боком впереди Васишты, закрыв полностью покрывалом лицо, боясь взглянуть на людей. Прохожие провожали их взглядами. Когда проезжали мимо базара, Акбар сказал:
          - Ей надо купить одежду - не может же она ходить в свадебном наряде. Амина, пойдём, выберешь, что тебе понравится.
          Девушка сжалась от испуга и отрицательно покачала головой.
          - Ладно, пойду сам.
          Он спрыгнул с коня и позвал с собой одного из стражников:
          - Викрам, у тебя же две дочки, ты должен знать, что они носят! 
          - Не знаю, государь, им жена всё покупает.
          Акбар вздохнул и пошёл с ним в ряды, где продавали женскую одежду. Вернулись быстро. Император бросил Васиште узел и рассмеялся:
          - Всё оказалось проще, чем я ожидал. Просто сказал продавцу, чтобы он выбрал самую красивую одежду, какая у него есть, для молодой девушки.

          Когда подъехали к дому Васишты, начинало смеркаться. Он спрыгнул с коня и, взяв девушку за талию, опустил на землю. Темные густые волосы коснулись лица, он почувствовал запах трав и растерялся. Амина стояла перед ним невысокая и худенькая как ребёнок, опустив голову.
          - Пойдём, - сказал он, испытывая щемящее чувство жалости к этой девушке, и, взяв за руку, повёл в дом.
          Зажёг светильники и посмотрел на гостью. Та стояла посредине комнаты, где он её оставил, и, казалось, боялась пошевелиться.
          - Не бойся, я не сделаю тебе ничего дурного. Мне редко приходится бывать в этом доме, поэтому прислуги у меня нет, так что здесь тебя никто не увидит и расспрашивать ни о чём не будет. Вот твои вещи, - он подал девушке узелок, - пойдём, я покажу  комнату, в которой ты будешь жить.
          - Господин, - тихо сказала Амина, - я не могу это принять. Теперь я должна носить только белые одежды как вдова.
          - Здесь большой город, и никто не знает, кто ты и откуда. Ты же не будешь рассказывать на базаре, что твой муж умер?
          - Не буду, - улыбнулась девушка и впервые взглянула на него.
          - Вот тебе рупии. Завтра я рано уйду, а ты сходи на базар и купи то, что необходимо для тебя. Сейчас заварю успокоительный чай для сна, и кошмары мучить не будут.


Рецензии
С начала до конца понравилась глава. Очень хорошо описали обряд сати.
А девушка видимо приглянулась Васиште. Ну это понятно, оба молодые,
а природу не обманешь. Спасибо, Валентина. Чудесно написано.
Акбар мудрый и добрый правитель, достойный самой высокой похвалы.

Мила Стояновская   22.12.2024 15:34     Заявить о нарушении
Страшный обряд сати. Он существовал во многих странах, но считался добровольным. А в Индии религиозные фанатики сжигали женщин живьём, без их согласия. И Акбар боролся с этим фанатизмом, издавая законы, запрещающие это обряд. И часто сам выезжал на спасение женщин.
Удачного дня!

Валентина Шабалина   23.12.2024 07:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.