Методом от противного

За глаза её обзывали старухой Шапокляк. Нет, глаза тут не причём. В глаза-то её так никто не называл. Она сама, может, даже и не подозревала, что к ней такое прозвище приклеилось. Впрочем, особо и обращаться к ней было некому - побаивались, что ли.

Помнится, настоящая старуха Шапокляк из старого советского мультика считалась
персонажем сугубо отрицательным. И выглядела соответствующе: тощая, вся в чёрном,
с зонтиком и в шляпке.. Довольно зловредная бабка, бойко декламировавшая:
"Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя.
Ну разве это плохо: хочу, чтоб мой портрет застенчиво и скромно смотрел со всех
газет!"

Однако по нынешним временам этот постулат довольно-таки популярен, и что-либо  отрицательного в нём мало кто увидит; мол, ничего такого, просто реклама,
самореклама.
Но в том мультике эта разухабистая старушка подавалась как явление целиком и
полностью отрицательное. Что ж поделать, так уж автор захотел.
И всё же в народе имеется стойкое подозрение, что абсолютно отрицательных людей в природе не бывает. А если вдруг и встречаются такие, то это и не люди вовсе, а
нелюди какие-то. Точно также не бывает и абсолютно положительных людей, разве что
это окажутся просто ангелы неземные.

Поэтому, что касается каких-либо отдельно взятых персонажей, то рассматривать их
надо не в чёрно-белых тонах, а сквозь призму особой внимательности, чтобы понять
истину человека, обнаружив в куче его отрицательных черт что-то положительное,
а в ворохе положительного углядеть кое-что отрицательное..Нельзя уж так безоглядно полагаться исключительно лишь на мнение автора.

К тому же, если и автор этот сам хорош гусь?! Значит, его личное отношение к своему герою может быть предвзятым, чисто субъективным, лишенным какой бы то ни было объективности. И выходит, автор, подарив жизнь своему герою, не очень-то и подумал, каково тому будет жить дальше своей жизнью, каково будет его мировосприятие, о душе
его не позаботился, в конце концов...

Да и вообще, что такое душа? - спрашивается. Скажете, мол, это всё очень сложно, непонятно, необъяснимо: некая невидимая субстанция. Но если вдуматься, то, по
большому счёту, это наши мысли и чувства, наша внутренняя жизнь, наш духовный мир.

А как известно, чужая душа - потёмки. Впрочем, и своя собственная тоже ведь лишена прозрачности, хоть она и невидимая субстанция. Подчас самому душеобладателю
непонятно, что за винегрет в душе его наворочен.

А чтобы понять, разобраться в своей душе, не говоря уже о чужой, надо бы не в сеть спешить выкладывать немедленно всякую муть, рекламируя каждую захудалую мысль,
едва мелькнувшую в голове, каждый шаг и каждый чих... Как ребёнок, вылупившийся
из памперсов и гордый тем, что научился пользоваться горшком: "Люди, смотрите все!
Я покакал! "

Но вернёмся к нашей старухе Шапокляк, оставив в покое мультяшную. Которая не такая
уж и старуха, а просто женщина пожилая. Ибо с полным правом могла бы сказать о
себе: "Да, пожилая. Пожила я достаточно уже, чтобы сделать о жизни какие-никакие
свои выводы..."

"Кто людям помогает, тот тратит время зря..." Нет, конечно спору нет, помогать надо.
Но...не всем, не всегда и не во всём. А то порой этой своей помощью только
мешаем человеку проявить самостоятельность, чтобы справиться ему с проблемой самому.
Бывает ведь, человек всё время только сидит и ждёт, чтобы кто-то заявился и решил
всё за него, а сам даже палец о палец не ударил, чтобы самому себе помочь. Так и
живёт, плывя по течению, куда кривая вывезет, надеясь на кого-то, только не на себя.

Что касается нашей пожилой Шапокляк, то с некоторых пор её подход к жизни изменился кардинально. Подходить ко всему она предпочитала теперь методом от противного.

Что это за метод такой и в чём он выражается?
Помнится, в школьной программе по геометрии была теорема, кажется что-то там о треугольниках. Доказывать её нужно было не привычным образом: мол, дано что-то,
исходя из чего нужно доказать то-то и то-то. Нет, для доказательства той теоремы
нужно было предположить, что положение, которое требуется доказать изначально
неверно, то есть исходить из противного. И доказывание этого предположения
приводит к тому, что оно ошибочно. И значит, верным результатом является его
противоположность.

Как этот метод находил своё отражение в жизни нашей Шапокляк? Кстати, настоящая
её фамилия была не такая звучная, вполне себе обычная: Константинова.
И была она в своё время модницей, тщательно следившей за тем, чтобы быть в тренде,
как теперь говорят. Ведь, как известно, по одежке встречают. И очень она заботилась
о своей одёжке. А зачем?- спрашивается. Ну как же, чтобы привлекать к себе внимание, чтобы нравиться.,. И что же, нравилась? Нравилась. Увлекались ею даже, по-своему использовали... И бросали. А потом и она сама научилась использовать в своих
интересах всякого, кто понравится. И бросать.

А потом, методом от противного, пришла к выводу, что не надо стараться понравиться.
Потому как это всё притворство. И с одной и с другой стороны, Со всех сторон.
И одеваться надо так, чтобы по одежке твоей ничего нельзя было бы определить:
бедна ты или богата, какие у тебя вкусы, характер, пристрастия... Чтобы непонятно
было встречающимся на твоём жизненном пути, как, собственно, встречать тебя.
И чтобы методом от противного: по тому, как тебя встречать будут, определять, что
за человек перед тобой. Чтобы не позволять себя оценивать...

Ибо вообще с некоторых пор, отвергла она все слова, скрывающие в себе понятие
"цена", не приемля это по отношению к человеку. В том числе и слово "самооценка" -
не важно, низкая она или высокая: ни в какой мере, ни в какой степени. Ибо всё,
что касается цены - это не от Бога, это всё от лукавого.

И встречать человек человека не должен оценивая, ни по одежке, ни по чему бы то
ни было, а по-человечески. Просто потому, что каждый, и встречающий и
встречаемый, рождён человеком.


Рецензии