Великий светильник духа

(К 150-летию Н.А.Бердяева).
Есть одно имя в истории русской философской мысли,которое стоит обособленно,отдельно от других её представителей.
Оставленное им,наследие, в своей  сущности, уникально.В нём-взгляды и опыт,накопленные тысячелетиями,для точного определения миросозерцания.
Одновременно, нет такого автора,который был бы настолько индивидуален.

Это имя Николая Александровича Бердяева,одного из лидеров таких направлений мировой философии двадцатого века,как экзистенциализм и персонализм.

В 1922 году он навсегда покинул Россию.
"Философский пароход" унёс его за те горизонты,где не видно родины,но она осталась в сердце навсегда.
Все его работы,прямо или косвенно, посвящены России.
Выстраданное и пережитое,
облечённое в философские концепции,представляет большой опыт человеческой мысли.
Даже,если он рассматривал какие-то абстрактные философские понятия,
в них всё равно слышались думы о России.

Мир движется по спирали и всё в этом мире повторяется.Исторические процессы меняются один за другим и можно проследить,как вторгается в общую массу событий одной страны то,что называется судьбой.
Повторяемость одних и тех же эпизодов говорит о том,что мы имеем дело с определённой предначертанностью.

Читая труды Бердяева,возникает понимание,что история не только повторяется,но приносит свои поучительные и горькие уроки.
Прислушиваясь к самому автору, чётко понимаешь,насколько он смотрел далеко вперёд и,как в историческом  времени всё взаимосвязано.

Все события жизни,перенесённые Николаем Александровичем,странным образом, проявляются и в наши дни.

Он-внук,по отцу и по матери, бабушек,являющихся,по духовному сану,монахинями.
Прослеживается особая связь детства философа с Киево-Печерской лаврой,близ которой в Липках,в верхней части Киева жили его родители.
"Киев-один из самых красивых городов не только России,но и в Европе,"-напишет он.
Киев-российский город.
Киевская Русь.В самом понятии кроется слияние народов.
Киево-Печерская лавра ныне отдана на поругание.
Русская Православная церковь,
монахи,поднимавшие лавру и жившие в ней,несут гонения.

Что сказал бы великий мыслитель двадцатого века на это?
Даже предусмотреть такое в те далёкие годы было невозможно.

Может можно найти ответ в работах самого философа и в них кроется ответ на сегодняшние события?

Богооставленность.
Не отдавая всё на промысел Божий,
Бердяев приходит к мысли,что существует случай,необходимость, судьба.

Мир,в который приходит зло,чувствует себя богооставленным.
Это роковые минуты в судьбе отдельного человека или страны.
Жестокость и бессмысленность ощущаются в падшем мире.
"Богооставленность мира есть его тяжесть."-пишет Бердяев.
Отсутствие Бога фатально для судьбы всего мира.

Мир сам,сознательно теряет Бога.

Тогда приходят события,которые страшны своей неотвратимостью и неумолимой, страшной действительностью.
Падший мир получает то,что заслужил,ведь что-то должно остановить произвол этого мира.

Бердяева можно обозначить философом,который был воистину светильником духа,его проповедником и проводником,
подразумевая,что духовный путь общества-превыше всего.

"Русская душа хочет священной общественности,богоизбранной власти,"-пишет Бердяев,сравнивая свою родину с невестой,заждавшейся жениха,под которым подразумевается власть,которая придёт и приведёт в порядок её душу.
Многострадальная душа России часто была выдана иноземцам,начиная со своих истоков.В основе этого лежит легенда о призвании варяг для управления русской землёй.

Говоря об антиномичности России,
философ видит двойственную её природу,из которой проистекает  противоречивая душа.

"Русские почти стыдятся,что они русские,им чужда национальная гордость и часто даже-увы!-чуждо национальное достоинство."
Одновременно с этим,Бердяев пишет антитезис о том,что Россия-самая националистическая страна в мире,страна невиданных экцессов национализма.

Эти крайности,по Бердяеву,не дают России полностью использовать свою великую сущность и по отношению к Западной Европе,от полного отрицания до раболепного подчинения.

"Россия невестится,ждёт жениха,который должен придти из какой-то выси,но приходит не суженый,а немец-чиновник и владеет ею".

Проследив за новейшей историей России,можно увидеть,что философ оказался провидцем.

Но есть особый путь у народа,который выстрадан тысячелетней историей войн,татарщины,смутного времени,иноземных нашествий,он приводит Россию к особой миссии в мире.Бердяев называет Россию богоносной страной.Эта мысль в наши дни звучит,как набат.Россия спасёт мир.

Через кровь,ужасы войны должна возродиться другая жизнь.

Война мучительна,но именно страдание способно привести к покаянию.Физическая смерть менее важна,чем духовная.Философ подводит к мысли,что в людях до войны,в мирной жизни угасался человеческий дух,были порушены все Божьи заповеди и мир растворился в грехе.

Он пишет это про Первую мировую,а как-будто про наши дни.

"Война есть самое страшное зло и через неё может раскрыться возможность героизма и возвышения над обыденной жизнью".

Война,несущая мучения,может стать возможностью для подвига и очищения души.

Великая идея Бердяева о христианстве состоит не в несении своего креста,как покорность злым,как смирение перед злом.Очищенный смысл христианского смирения означает внутренний духовный рост преодоления эгоцентризма,а не рабскую покорность.

Человечность противостоит объективности.Основная идея-это человек,который должен быть свободен.

Размышляя,он поднимается на самую высокую ступень понимания Бога.

"Человек есть существо молящееся,и в молитве имеет потребность и те,которые не считают себя верующими.В чём сущность молитвы?Молитва вызывается потребностью почувствовать себя не целиком зависящим от царствующей в мире необходимости,от роковых сил этого мира".

Богооставленность человека в этом мире приводит его к рабству от этого мира.

"Существование Бога есть существование моей независимости от мира,от общества,от государства".

Не это ли является проявлением истинной свободы духа,даже,когда задыхаешься от несвободы? Философ даёт нам понимание,где нужно искать источник свободы воли.

Вспомним ещё одного философа экзистенциализма,
знаменитого австрийского врача-психотерепавта и психолога Виктора Франкла,который испытывая в годы Второй мировой войны все мучения нацистского концлагеря,увидел,что выжили не те,кто был крепок телом,а сильные духом.

Свобода-это не анархия,это возможность всегда сделать свой выбор.
Бог предоставляет человеку полную свободу воли и ответственность за этот выбор.

Мы приходим к такому тезису,что богооставленность-это тоже выбор,порой через тяжкие страдания.
"Нужно всегда помнить,что в конце своего пути Иисус воскликнул:
"Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты меня оставил?"

Бердяев,тонкий индивидуалист,
неся эту идею, говорит:
"Самая большая религиозная и нравственная истина до которой должен дорасти человек-это,что нельзя спасаться индивидуально.Моё спасение предполагает и спасение других моих близких,всеобщее спасение всего мира,преображение мира".

В этом весь Бердяев.

Новейшая история показывает,как он был прав,все волнения,происходящие в мире,даже,если человек хочет или,как он думает,может от них отгородится,в самый неподходящий момент, могут больно ударить по нему  и всему,что было дорого.

Спасение мира идёт от истины,что между всеми нами,есть  духовная взаимосвязь,каждого друг с другом и понимание того,что существует дух,который может спасти,поднять человека,даже в самых нечеловеческих,жизненных условиях на небывалую высоту.


Рецензии