Краткое знакомство с и краткой
С первыми фестивалями мне вообще везёт: посчастливилось быть в числе зрителей первого Всероссийского фестиваля японской анимации, годы спустя в команде организаторов запустить в весёлое плавание не один крупный творческий фестиваль на Белгородчине. Потому к первым фестивалям у меня особая симпатия - да, они ещё шероховаты, в них есть наив и суетливая бестолковщина, но есть и гонор первооткрывателя, и волнение, и кураж. И потом приходит ощущение - ой-ёй, калинА-малинА, так мы ж историю пишем! А-а-а! Мы, что, - легенда?!
Прекрасные чувства и эмоции, которые сподвигают всех причастных идти вперёд и сворачивать самые крутые горы! Рада в этом плане за йошкар-олинцев, особенно за творческую молодёжь, которая активно во всём этом мероприятии участвовала. Надеюсь, кино и фестиваль "И КРАТКАЯ" в республике будут интенсивно развиваться.
На торжественные мероприятия, в толпу я сама не тянусь, а из-за цейтнота удалось сходить только на один блок показов: в котором были представлены игровые короткометражки 12+. Так что поделюсь зрительскими заметками лишь о некоторых картинах.
О проблеме фестивальной и прокатно-коммерческой "жанровости" я писала в путевых заметках о Суздальфесте, повторяться не буду - она никуда не делась, тянется красной нитью, думаю, не только через отечественное искусство, но и через мировое: два сосуда, идей и формы, сообщаются. Формализация жанра парализует идею, идейное обмельчание приводит к засилью типизации и форм. Однако потенциал у молодого российского кино есть, и то что он был представлен достойно и разносторонне зрителю, несомненно, заслуга отборщиков "И КРАТКОЙ".
«39 няня, ставшая для нас последней», реж. Айнур Аскаров, 2024, 26 мин. (Республика Башкортостан) 12+
Развлекательное кино, которое целиком и полностью построено на клише: сорванцы-дети, комичные, но не такие уж злодейские злодеи, полностью скопированные с голливудских, папаша-политик, по щелчку пальцев превратившийся в идеального семьянина. Авторы сценария и постановки как будто панически боятся отойти от рецептуры и добавить в суп хоть какой-то новый ингредиент. Что ни говори, а смех над поскользнувшимся на банановой кожуре всегда обеспечивает кассу. Синичка в руках, знаете, надёжнее. Между тем достаточно несколькими штрихами переставить акценты - и дать картине иное послевкусие, кроме попкорнового. Думаю, авторы сознательно предпочли не рисковать, а просто получить удовольствие от яркого и весёлого косплея типичных сцен из больших коммерческих фильмов, и не смогли себе отказать в детской мечте: побыть в ситуации Кевина Маккалистера и в костюмах героев фильмов Marvel, пострелять и погонять на мини-джипах по бездорожью. А вы бы себе отказали?
«Мы есть», реж. Ангелина Подчиненова, 2023, 17 мин. (г. Санкт-Петербург) 12+ Мелодрама, драма. Посыл - увековечить память погибших шахтёров, прекрасен. Интересен (хотя и не нов) ход с раскрытием образа человека без присутствия его в кадре. Но к такой благодатной основе нужны очень психологичная детализация эмоций и интонаций, тонкая, нет, истонченная до нерва операторская работа и более чуткое объединение этих "нервных окончаний" в сложную и слаженную систему в ходе монтажа. Создатели поставили самим себе очень хорошую, высокую планку. Но как будто ещё только пробуют, примериваются её взять. Но для полёта над ней нужно думать не о планке, а о небе. Пусть это в конечном счете получится.
«Янжай», реж. Оксана Цепилова, 2024, 12 мин.(Иркутская область) 12+
Колоритная этническая и одновременно общечеловеческая сказка, местами даже притча. Да, опять же все образы и приёмы легко узнаваемы - ироничные и самоироничные, немного простодушные в житейском, но мудрые в главном люди и духи. Но именно акценты и воплощение в фильме заставляют их воспринимать "в моменте", живыми, уникальными, запоминающимися. Человек, выросший в степи, смотрит на свой край по-особенному: для пришлого степь монотонна, а для местного - полна красок и оттенков, и движение ветра или солнца заставляет эти краски, тени, полутени постоянно двигаться и играть. Так и в короткометражке: бурятский язык легко перетекает в русский и обратно, звук ветра - в горловое пение, визуальный ряд - в музыку, музыка - в зрительный образ и в символ. Текучесть и музыкальность выведена в обобщающую концепцию, и это правильное, благоприятное для сюжета с ограниченной событийностью решение. Особо хочется отметить многогранную работу Леонида Будаева - музыканта, певца, актёра и рассказчика. В целом, камерный "Янжай" открывает перспективы для ожерелья национальных сказок или полной картины-притчи, может быть, даже кинематографической поэмы.
; «Зуб даю!», реж. Сергей Анненков, 2024, 16 мин. (г. Москва) 12+ Мистическая городская новелла. Тоже абсолютно узнаваемые типажи-образы: ребёнок, мама, бабушка... А вот игра с образом зубной феи была очень забавной и составила интригу. Крепкая, хотя и не новаторская фантастика. Не знаю, что по части постановки сцен - режиссер специально копировал/пародировал специфический стиль отечественного кино 90х, или это "само прорвалось". И эта "разбивка на мизансцены" как будто мешает воспринимать картину цельно, как поток, делает из неё комикс, в котором иные кадры нарочито небрежно нарисованы (если идея и правда такая, то "комиксовость" можно было бы и как-то подсветить, иначе это выглядит как не до конца реализованное, мутноватое в постановочной части решение).
«30 секунд», реж. Иван Соснин, 2024, 19 мин. (Свердловская область) 12+
Драма, мелодрама. И опять - онкология. Это (простите за резкость слов)уже такой заезженный и замусоленный слезодавильный сюжет, в котором, по-моему, очень трудно соревноваться. Серьёзно, после "Жизнь как смертельная болезнь..." и ещё нескольких работ, нужно очень, очень стараться, чтобы не повторить чью-то интонацию в разговоре на тему трудно излечимых и смертельных заболеваний. Не превратиться в "турбоволонтёра", навязчивого в своём желании выдавить слезу и с упреком предъявить праздному обществу повседневный героизм тех, кто не хочет по собственной воле или по воле долга не может устраниться от проблемы. Дорогие создатели, не верьте оценкам зрителей, горячо голосующих за фильм, - так они "откупаются" от той боли, с которой благодаря вам соприкоснулись - на какие-то минуты - и которая закончилась вместе с титрами. Это сочувствие с облегчением пополам - хорошо, что у героев всё наладилось и можно перестать винить себя за собственное благополучие и не вовлеченность в проблему. В большинстве оценок - скрытое чувство стыда и вины. Впрочем, этот момент удалось заметить и даже чуть-чуть наметить в фильме. Но не развить. Опять есть хорошие и типичные герои, понятная ситуация и... какая-то каша из конфликта и его решения. Как будто ответ к задаче подсмотрели в конце учебника и быстренько подогнали к нему всё остальное. Не продёрнув ни себя, ни героя, ни зрителя через мытарства поиска и ад сомнения. Оттого все ключевые точки сюжета и ожидаемая реакция зрителя в них - обидно шаблонные. Показано то, что можно не показывать, и не показано то, что обнажило бы напряженность тех 30 секунд, отведенных больничному клоуну для вхождения в зону доверия. Не знаю, насколько личной была эта история, сколько душевных сил она забрала у режиссёра, но... Предложила бы года на три замолчать на эту тему, переплавить в себе накопленный в процессе работы душевный опыт, а потом сделать что-то на новом уровне - сильное и правдивое, очень светлое, такое, чтобы зритель, когда на лице неулыбающегося героя появится улыбка, почувствовал эту улыбку на своих губах. И не хотел её отпускать. Особенно тот, кто побывал в ситуации героя лично.
P.S. Всё сказанное - личное оценочное суждение и истиной в последней инстанции не является. Как говорил мой бывший начальник, собирая нас, только что отфестиваливших, на жёсткий разнос: "Молодцы, конечно. И зрители очень довольны. Но есть то, что сказать себе можем только мы сами"))
Свидетельство о публикации №224090500070
"- знаешь, у меня ведь тоже была семья, работа, что-то
постоянно
мешало
а теперь
дом я продала, нашла вот это
место, большую студию, видел бы ты, сколько там пространства, сколько
света.
впервые в жизни у меня будет своё место и время, чтобы
творить."
нет, голубушка, если ты собираешься творить
то будешь творить, вкалывая
по 16 часов в день в шахте или
будешь творить в гостинке с 3 детьми
сидя на
социальном пособии,
будешь творить, когда мозги и
тело наполовину
разлетелись на куски,
будешь творить слепой
искалеченной
обезумевшей,
будешь творить даже когда кошка лезет тебе на
спину, а
весь город трясёт землетрясением, бомбардировкой,
потопом и пожаром.
голубушка, воздух и свет и время и пространство
не имеют с этим ничего общего
и ничего не создают
если не считать, может быть, только более долгой жизни для
придумывания
себе новых
отмазок
Перевод М.Немцова
Надежда Шевцова 05.09.2024 20:25 Заявить о нарушении