Хроники и причины предательства Иуды
Мнение о том, что, предавая Учителя, Иуда, якобы выполнял просьбу Христа, пришло из т.н. «Евангелие от Иуды», которое представляет собой отрывки апокрифического текста на коптском языке середины IV в., найденного в 1978 г. Согласно этому сочинению, Иуда – единственный, кому Иисус открыл все тайны и, якобы поручил донести на Него первосвященником, чтобы исполнилось пророчество о страдании и смерти Миссии. Абсурдность подобного утверждения очевидна и о ней много сказано и написано. Эта теория – выдумка секты каинитов II в. Для того, чтобы разобраться в причинах предательства Христа, необходимо обратиться к истории жизни самого предателя. Его полное имя – Иуда Искариот, что в переводе с иврита означает «муж, человек с окраины города». Как полагают исследователи, это прозвище Иуде дали апостолы, чтобы отличать его от другого Иуды – брата Господня. Иуда был единственным учеником Иисуса из Иудеи, в отличие от других апостолов, которые происходили из Галилеи. Такое совпадение только на первый взгляд кажется случайным. На самом деле, избрание Искариота в апостолы было частью Божественного Промысла, в силу которого в лице Иуды был осужден и подвергнут наказанию весь израильский народ и его ложное учение – иудаизм. Как Иуда отпал от Христа и предал себя смерти, так и иудеи отпали от Бога и своим ложным учением предали себя вечной смерти. Полноценных сведений о происхождение Иуды Искариота Священное Писание не содержит, в связи с чем, церковные историки вынуждены обращаться к иным древним артефактам, дошедших до наших дней. Главным из них следует признать «Сказание Иеронима о Иуде предателе». Это сочинение признано апокрифом и ошибочно приписывается блаженному Иерониму, жившему в IV в. Согласно ему, Иуда родился в Иерусалиме от Рувима из колена Данова и его жены Цеборы. Перед рождением сына Цебора видела страшный сон, из которого узнает, что Иуда станет «виною погибели» всему их роду. Тем не менее, жена Рувима зачала и родила сына. Испугавшись последствий, предсказанных Цеборе, родители положили младенца в ковчежец и отпустили в море. Через некоторое время его прибило к острову Искариот, с названием которого предание связывает и прозвище Иуды. У жена тамошнего правителя детей не было, и она никак не могла зачать. В горе она часто выходила на берег моря, чтобы там излить свою скорбь. В один из таких дней она обнаружила ковчег с младенцем. Женщина обрадовалась и решила усыновить Иуду. Для этого она солгала супругу и народу, что родила дитя от мужа своего. Этому известию, как повествует апокриф, обрадовался и царь, и народ. Таким образом, ложь с первых дней жизни становится неизменной спутницей Иуды и предопределяет всю его дальнейшую жизнь. Через некоторое время царица родила второго сына от законного мужа и оба отрока росли вместе. Однако, Иуда не мог простить сыну царицы царского происхождения и всячески унижал его. Далее сказание повествует, что, обуреваемый завистью, Искариот убил царевича, повторив историю Каина, и, испугавшись последствий, скрылся в Иерусалиме. Там, волей случая, он знакомится с Понтием Пилатом и тот, плененный красотой юноши, оставляет его во дворце и делает старшим над всеми слугами. Однажды Пилат увидел в соседнем саду прекрасные яблоки и повелел Иуде принести их. Эти яблоки были из сада, принадлежащему Рувиму – отцу Иуды. Ни Рувим, ни Иуда, понятным образом, не знали друг друга. Когда Искариот начал срывать яблоки, появившийся внезапно в саду Рувим, стал обличать своего отпрыска в воровстве. Между ними завязалась ссора, в ходе которой сын убивает отца. Далее, в духе древнегреческой трагедии, Цебора - мать Иуды, становится его женой. И к своим многочисленным грехам Иуда добавляет инцест. Однажды, в пылу откровения, Цебора рассказала Иуде о выброшенном в море младенце, а Иуда поведал ей свою историю, и тогда открылась вся правда о них. По совету матери-жены Иуда прибегает с покаянием к Иисусу Христу, Который был тогда в Иудее. Господь принимает Иуду, и он становится одним из учеников Спасителя и хранителем апостольской казны.
Вариации этого повествования под различными названиями встречаются и в памятниках древнерусской письменности: «Сказание неложное от мужа праведна и свята западния церкве великаго учителя Иеронима о Иуде, бывшем предателе господа нашего Иисуса Христа, списанное сице начинается»; «Сказание учителя церковнаго Иеросалима святаго о Июде, предатели господа нашего Иисуса Христа»; «Сказание о Июде предатели господни»; «Повесть неложная о Июде Искориоцком, иже и предатель бысть»; «Сказание о Июде предателе, и о рождении его, и како предаде господа иудеем»; «Слово о Июде христапродавце Искариотском, како родися, жив и како причтен бысть во апостолы»; «Сказание святаго Иеронима от древняго ле[то]писца о Июде Искориотском бывшем апостоле»; «О Иуде предателе». По времени происхождения апокрифа также нет единого мнения, но, согласно С. Соловьеву ссылка на это сочинение встречается в трактате Оригена «Против Цельса» (III в). Подлинное происхождение «Сказания» остается неизвестным, но, очевидно, что своими корнями оно уходит в первые века христианства. По своему жанру это сочинение имеет много общего с классической древнегреческой драмой и весьма схоже с трагедией Эдипа. Православному исследователю эта история могла бы показаться вымыслом или неудачным плагиатом с «Эдипа», если бы, в общих чертах, не нашла своего подтверждения в одном из бесценных памятников святоотеческого предания. Речь идет о сочинении, которое дошло до нас под названием «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского». В отличие от «Сказания», это произведение имеет и своего автора, жившего в XVII в., и точное время написания. Оно основано на том, что неоднократно являвшийся непутевому афонскому иноку Феофану, уже после своей смерти, преподобный Нил наставляет его в истине, обличая пороки тогдашнего монашества и священства. «Вещания» не всеми были приняты, поскольку подвергали резкой критике нравы и распущенность насельников Святой Горы. Тем не менее, не признавать за истину вещания преподобного Нила, значит не признавать и посмертные явления многих святых отцов, и, как следствие, – не признавать явление во плоти Иисуса Христа. Рассказывая в качестве назидания историю Иуды, Нил Мироточивый так описывает его злодеяния: «Иуда же, будучи заносчив и горд, не перенес слов отца его [обличающие за воровство яблок], не позволил выслушать от него даже малого слова, но тотчас схватил в руки камень и, ударив им по голове, убил отца своего». Узнав о том, что он сделал, Пилат, не желая наказывать любимчика: «пожалел его и, согласно закону, повелел, чтобы он взял себе в жены жену убитого мужа. Иуда, как сосуд лукавый зла, принял это…и взял Иуда мать свою себе в жены». Таким образом, история Иуды подтверждается не только известным апокрифом древности, но и свидетельством святого мужа. Рассматривая описываемые события в свете будущего предательства Христа, необходимо подчеркнуть, что предпосылки этому злодеянию были заложены в Иуде с момента его рождения. Пророческий сон матери Иуды – Цеборы свидетельствует о божественном предвиденье роли, которую Иуда сыграет в искупительном подвиге Христа. Спаситель, конечно, знал, кого Он принимает в ученики и о предательстве, которое Ему предстоит пережить. Обращаясь к ученикам, Он говорит: «не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» (Ин.6:70). «Диавол» в переводе с греческого означает обольститель, лжец, клеветник. Что характерно, Иисус называет Иуду именно «диаволом», а не «сатаной», что означает к тому же «противник». Это будет иметь значение при рассмотрении причин предательства Искариота. Слова Спасителя обращены не к Иуде непосредственно, а к самому диаволу, который был за его спиной, так же как словами, сказанными Петру: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!» (Мф.16:23), Иисус обращается не к Своему ученику, а к сатане, которого Он видел за спиной апостола. Другими словами, Христос пророчествует, что диавол через одного из самых близких учеников приведет Спасителя на Голгофу. Тем не менее, Он принял Иуду, потому что Иисусу надлежало быть преданным Своим учеником. Сын Божий воплотился, чтобы победить грех, одним из проявлений которого является предательство. Это было частью страданий, которые предстояло понести Спасителю во исполнение Мессианского пророчества и плана Божественного домостроительства.
Теперь, на основании вышесказанного нам предстоит сделать окончательные выводы о причинах этого предательства. Ведь любая измена ставит своей целью получение выгоды: от денег и власти до сохранения жизни и мести врагу. Будучи Его ближайшим учеником, Искариот видел, какие чудеса творил Спаситель, какую Он имел власть и силу не только над людьми, но и над бесами. Поэтому сомневаться в Его Божестве у Иуды не было никаких причин. Но время уходило, а Христос не спешил становится новым царем Израиля, что сильно смущало предателя. Вместе со временем таяли его надежды на власть и богатство. Ситуацию нужно было ускорить, то есть спровоцировать. Иуда решает, для воцарения над Израилем, подвигнуть Христа к решительным действиям. Можно предположить следующий ход его мыслей: «Время уходит, но ничего не меняется. Я не могу ждать до бесконечности, пока наступит Царствие Небесное. Власть и деньги нужны здесь и сейчас, а не в непонятном будущем. Надо подтолкнуть Учителя, чтобы он перестал ходить с нищими и проходимцами, а взял наконец власть в руки и покарал всех врагов, чтобы я мог по праву занять место рядом с Ним у трона Израиля. Самый лучший способ заставить Учителя проявить Свою власть и силу – поставить его в такое положение, чтобы Он не мог не проявить Свое могущество, очевидное всем. Для этого пойду к первосвященникам, которые спят и видят, как бы схватить Иисуса и под предлогом банального предательства за понятную сумму в 30 сребреников [стоимость раба], предложу им выдать Христа. Они, конечно, согласятся, захотят Его схватить, но Мессия не даст им этого сделать, и Своей Божественной силой поразит врагов, а значит, устранив всю прогнившую власть Синедриона, как Царь начнет править Израилем. Вот тут, я Ему и пригожусь, и скажу: "Учитель, это я Тебе помог стать царем над Израилем! а значит, и Ты меня не забудь, когда воцаришься"». Так, или примерно так мог рассуждать предатель. Задумано – сделано! Искариот пошел к начальникам израильским и предал Спасителя. Однако, последствия наступили совершенно не те, на которые он рассчитывал. Христа арестовали, судили и приговорили к смерти. Это было сильнейшим ударом для Искариота. Мало того, что рухнули все его надежды на власть и богатство, так еще и Учителя предал на смерть, став ненавистным и презренным подлецом для всей апостольской общины. Налицо классический обман диавола: сначала внушить одно, а по факту привести к совершенно противоположному. Отсюда и раскаяние, и ужас от содеянного, которые охватили Иуду. Дальнейшая судьба Искариота описана у Евангелиста Матфея и в «Деяниях» Луки. По Матфею, он пошел и повесился на поле горшечника, а по Луке – Иуда упал на землю и внутренности его вывалились наружу. (Деян.1:16-20). На основании этого, блаженный Феофилакт Болгарский приходит к несколько странному выводу о том, что Иуда не смог повесится, поскольку дерево прогнулось, и он остался по воле Божьей жить, чтобы своей никчемной жизнью являть пример позора и унижения. Потом Иуда заболел водянкой и стал таким толстым, что не мог пройти там, где проезжала колесница. В итоге, однажды он упал на землю, тело его разверзлось, а внутренности вывалились наружу. Однако, оставим это мнение блаженному отцу. Для нас важно не как умер Иуда, а сам факт его позорной смерти.
Все Священное Писание и история Церкви учит одному – использовать полученные знания для изменения образа жизни, ради спасения и жизни будущего века. Поэтому история предательства и падения Иуды имеет непреходящее значение и для нас. Ее главный вывод состоит в следующем. Во-первых, нужно понимать, что добро не ходит путями зла, как говорят святые отцы, то есть нельзя использовать негодные методы для достижения благих целей. Иуда искренне верил, что должен помочь Христу стать новым Израильским царем, для чего, по его мнению, все средства хороши. Во-вторых, не все, что нам приходит на ум, как побуждение к действию, есть благо, от Бога исходящее. Часто это может быть и лукавство диавола. Значит прежде, чем что-то сделать нужно подумать, а кому это выгодно, и угодно ли это Богу, соотнося намерения с совестью. И, в-третьих, покаяние должно быть принесено вовремя и от чистого сердца, то есть от сердца «сокрушенна и смиренна», как сказал песнопевец Давид. То, что произошло с Искариотом, происходит каждый день по всему миру и со многими людьми, но не все об этом задумываются. Понятно, что никто сегодня не посылает Христа на смерть в прямом смысле этого слова. Но главная суть предательства не в том, чтобы выдать Христа врагам, а в том, чтобы вступить в сговор с диаволом. В этом вся квинтэссенция истории Иуды. А вот с этим у современных христиан большие проблемы. Они чаще слушают сатану, чем Христа, а значит Иуда не умер. Он и по сей день живет для прославления Христа, и ради посрамления, ищущих сиюминутную выгоду в союзе с диаволом, и, к тому же, не испытывающих, в отличии от Искариота, никаких угрызений совести. Нужно учиться на примере Иуды быть осторожным ко всяким помыслам и быть внимательным к собственному спасению.
Свидетельство о публикации №224090500855