I Роль скандинавов в объединении славянских земель
альбом «Очерки событий Российской истории, сочиненные и гравированные профессором живописи Ф. Бруни, с пояснительным текстом соч. М. Резвого. Изданы Обществом Поощрения Художников в С.-Петербурге 1839».
Полная версия для скачивания «Предыстория появления Алфавита Кирилла»:
http://proza.ru/2012/05/25/1423
Введение. Прародители славянской азбуки
I Объединение славянских народов
II Папская узурпация
III Мусульманский и Славянский мир в новом мировом порядке
IV Определение гегемона в славянском мире
V Коренные владения Рюрика
VI «Кириллица» повляла на формирование Руси Православной
Пояснения и ссылки
ОБЪЕДИНЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ
К концу VIII — началу IX веков Византийская империя и Папский престол активно расширяли свою власть на Северные земли и на Балканы, и чтобы легче управлять разрозненными славянскими общинами, у которых была религия своих предков, была своя письменность, свой язык и наречия (язычество), необходимо было объединить эти народы под единый язык и под единую веру.
Вот такое объединение славянских языков произошло на основе славянской азбуки — «кириллицы», составленной римским архиепископом Кириллом (при рождении Константин) и продолженной его старшим братом моравским архиепископом Мефодием (при рождении Михаил).
И исторически сложилось, что создание кириллицы способствовало развитию Православных церквей византийской традиции и образованию Древнерусского государства, которое впоследствии уже само поглотило Византию и заняло всю Евразию.
Какие условия и факторы стояли в истоке этих перемен в истории империй?
В 859 году Константин-Кирилл и Михаил-Мефодий по приказу патриарха Константинополя Фотия I отправились с апостольской и дипломатической миссией в Хазарию, приплыв на Крымский полуостров. Дипломатические полномочия апостолов были настолько высоки, что им удалось со дна грота Азовского моря (Боспор) обрести мощи четвертого папы римского Климента I, который по приказу императора Домициана, приходившегося двоюродным братом Клименту (род Флавии), в 96/лат. 95 году был сослан в каменоломни, а при императоре Траяне во время правления Боспорского царя Савромата I утоплен на якоре (97г.).
В 861 году часть мощей Климента апостолами была доставлена в Рим в обретение Фотия. Часть была похоронена в великолепном мраморном саркофаге в Керсонесе Таврическом (Гераклейский полуостров, другое название Трахейский п-ов, др.рус. Корсунь, бывший с VI века византийской фемой и форпостом). [4]
Патриарх Фотий I, кровными связями относившийся к священнической касте Аморейской династии (как дядя императора Михаила III через родство с его матерью-регентшей Феодорой) — духовно-политический учитель Константина, при жизни не раз обвинял римских пап во властолюбии и извращении Священного Писания, начавшегося от Испанской церкви (в составе Империи были Италия, Сицилия, Сардиния, Корсика и часть Испании), и систематически предавался гонениям.
. ***
В 862 году ильменские словени (северные славяне), не найдя ближайших наследников после смерти князя Добемысла (Табемысла) земель бодричей призвали на престол будущего Великого Новгорода (осн. 859) североморского конунга Рюрика «из варяг»: «Варяги из заморья (королевская резиденция Рюрика была на острове Виринген в Северном море) взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей» (ПВЛ, в год 6367 (859)). Неспокойно было в славянских землях уже с тех пор, когда после гибели 15 июня 844 года деда Рюрика, короля Гостомысла *, в войне с королем Восточно-Франкского королевства (Германия) Хлудовиком, сыном Людовика Благочестивого (Фульдские анналы, год 844) четыре ветви европейского Союза (вагров, полабов, бодричей и варнов) потеряли общность, образовывая свои царства. А через два века род Рюрика (царство ободритов) и Эгильмара I (Ольденбургская ветвь вагров) поставят самых могущественных русских и англосаксонских царей.
Царство ободритов располагалось на востоке от подножия Ютландского полуострова со столицей Рерик и в ней крупнейшим портом региона, на южном побережье Варяжского (Балтийского) моря. С 780 года политическая целесообразность образовала союзнические отношения между царством ободритов и франками (Карл Великий) в борьбе против саксов, данов (датчан) и лютичей (они же велеты, вильцы). А лютичи и датчане заключали союзы с саксами против ободритов (они же бодричи, они же ререги). В это же время распространяются христианские миссии.
* дополнительные сведения у Татищева в «История Российская» (1769г.), что ввиду гибели четверых сыновей у царя ободритов Гостомысла, последним из которых правил Добемысл, и отсутствии у них наследников мужского пола, «Рюрик был сыном его средней дочери Умилы, выданной за иноземного правителя».
Этим «иноземным правителем» был Годлиб (Годолюб, Годелейб, Годлав; ум. 808) — один из удельных князей из рода Витславичей (прусский Дом Визлавов) Союза ободритов. Он же брат великих князей (во франкской королевской летописи великих князей называют принцами) этого Союза — Траскона (Дражко) и Склаомира (Славомира). Предком трех князей Витславичей является Витслав (погиб в 795, Люне) — верховный князь Ободритского союза племен, который взял в жены «дочь князя из Руси и Литвы» (во франкских анналах перевод имени как Витцан). * А отцом был Вицлав II (Witzlaus II, убит в Рерике в 810 г.), сын Ариберта II. Тогда же по приказу Гудфреда в Рерике был убит Траскон.
В немецких источниках по Мекленбургской генеалогии князь Витслав — сын Великого князя Союза ободритов Ариберта II (Оритберт II, р. 724—747) и имеет корни по англосакской матери по линии до короля Альфреда Уэссекского (Альфред Великий, ок. 849—899). После гибели Витслава II новым Верховным князем Ободритского союза стал Траскон (Дражко) и продолжил войну против саксов. Траскону наследовал Склаомир (Славомир, правил 810—819, 821), Карл Великий назначил его королем Союза ободритов. Склаомир заключил военный союз с датчанами (Гутфредом, правил 804—813) в целях противостояния Франкской империи, которое оказалось неудачным.
* Впоследствии Витславичи после ободритов (Генриха Любекского) и притязаний датчан (Эрик II) в ХI веке наследовали княжество Рюген (Ругию) и под протекторатом императора основали свое царство (руяне, Дом Визлавов), борясь за наследство с Саксонией, Баварией, Данией, пытавшихся присоединить земли Рюгена к своим владениям. Потомок князей Витслав II (ок. 1240—1302) в истории известен как Vitslav II — Prince of R;gen, так как претендентов-наследников на Рюген старших родов уже не стало.
В «Воскресенской летописи» XVI века указано, что призванные варяги были из Пруссии (согласно занимаемой территории пруссами), и собрав «старейшин земли от славян, руси, чуди, веси, меров, кривичей и дряговичей» Гостомысл объявил свою волю, чтобы после его смерти был призван потомок «князь отъ тамо сущих родовъ». А в позднем «Сказании о князьях Владимирских» (XVIIв.) летописец возводит призванную «из-за моря» в 862 году династию по происхождению — к римскому императору Августу.
После призвания на славянский престол, резиденция Рюрика располагалась в Городище (Рюриково Городище), что археологически подтверждается остатками скандинавского и западнославянского присутствия, и они более ранние, чем на сегодня найденные постройки в классическом Новгороде. По числу находок скандинавских древностей Городище, наряду с Гнёздовом, является самым богатым на территории Восточной Европы. Они непосредственно следуют за такими центрами самой Скандинавии, как Бирка и Хедебю.
Еще с 808 года датчане стали главными врагами ободритов после нападения на Рерик датским королем Гудфредом Сигфредсоном *, заключившим союз с франками (Карл Великий), который за обладание балтийскими торговыми путями захватил несколько островных городов, столицу Рерик разграбил и разрушил, а плененных ремесленников и торговцев переселил в Хедебю. Гудфред повесил удельного князя Годлиба (Годослава), и через несколько месяцев королевские шпионы убили его брата верховного князя Траскона (Дражко) («Анналы королевства франков», 808—810 гг). Ободриты были обложены данью. После смерти Дражко в течение 17 лет ободритским царством правил третий брат — князь Склаомир (Славомир). В 821 году Славомир вынужденно принял христианство. У Годлиба остались сыновья Рюрик, Синеус (Сивар) и Трувар, которые в 862 году стали основателями будущей Русской империи **.
* Отец Гудфреда король Дании Сигфред был зятем саксонского князя Видукинда (правил ?—785) — лидера саксонского сопротивления франкскому королю Карлу Великому во время Саксонских войн с 777 по 785 год (Annales regni Francorum).
** В Киевском синопсисе (1674г.) указывается, что три князя происходят «от Немец». Памятники: могильный крест «Трувор скончался в Изборске в 864 году», медаль «Смерть Синеуса на Белом Озере. 864».
. ***
Биография папы Климента обнажила еще один утаиваемый семь столетий исторический и религиозный пласт Новозаветных событий, и Константин и Михаил вернулись в Рим под огромными впечатлениями. Эта миссия оказала на всю мировую историю воздействие, после которой и возник исторический проект объединения славянских народов посредством единообразного языка единой веры.
Семья Михаила (815—885) и Константина (827—869), болгарские славяне из Македонии, занимала высокие имперские посты, где-то их называют греками из-за христианизации Римской империи (во время действия мирного Договора Болгарского царства с Византией, 815г., хан Ортагон и император Лев V), или франками, потому что так назывались греки в Византийской империи, которые приняли католичество (мирный Договор с Франкской империей 830г., хан Ортагон и Людовик I Благочестивый). Сменив десятилетнюю успешную карьеру военного, старший из семи сыновей Михаил, получив в крещении имя Мефодий, начал священническую карьеру на Кипре, а в 851 году он уже был игуменом (настоятелем) в монастыре Полихрон. В агиографии его называют Мефодий Моравский или Мефодий Солунский.
Константин, самый младший (седьмой, как и библейские Соломон и Моисей), направил свое призвание сразу на церковно-политическую карьеру — сначала жреца (в христианстве иерея, чтеца) совсем недолго «у патриарха в Святой Софии», но убежал оттуда. А на «место учителя и учить философии местных жителей и пришельцев, с соответствующей должностью и оплатой, за это он взялся», потому затем служил «рукою и устами епископа» (первосвященника; см. хартофилакс), имеющим прямое отношение не только к церковной канцелярии, судебным, каноническим вопросам и архивам. Проповедовал в Моравии, Паннонии, Венеции, Риме и у «языческих» народов, и «у Азовского моря», и «у Каспийских врат Кавказских гор», и у «агарян», и у «магометян», и у славенов.
Константин принадлежал к политической и интеллектуальной византийской элите, с детства воспитывавшийся при дворе императора, имея разностороннее блестящее светское и богословское образование в Магнаврском Пандидактирионе, наравне с императорской семьей. Он выполнял роль секретаря и судьи, советника во всех церковно-государственных делах, был послом и просветителем христианского учения, ритором и дипломатом, преподавателем и философом, за что и получил прозвище «Философ». В 25 лет он уже служил послом, после преподавал философские науки в том же университете при императорском Дворце.
Македония, где родились братья (в городе Салоники), ранее входила в Великую Римскую империю, на территории которой происходили Новозаветные события.
В Салониках и его округе проживало много славян, и, как говорится в Житие пространственном (Житие Кирилла), предоставленном через несколько лет после смерти Кирилла его братом Мефодием Папе в Рим, жители города свободно говорили по-славянски. В Житие содержится важная информация, что в Византии уже в 1-ой половине IX в. неоднократно предпринимались неудачные попытки создать особое письмо для славян.
. ***
В конце IV века после разделения Римской империи Восточная империя сохранила историческую и культурную цивилизацию, приобретя название Византийской империи со столицей Константинополь — Царьград (330).
Христианство было объявлено государственной религией, а Константинополь — столицей христианской Империи.
После славянских, лангобардских, вестготских и арабских завоеваний в IX веке Империя занимала лишь территорию Греции и Малой Азии. В этот период в Византии стали расселяться арабы, наряду с готами и славянами в процессе вторжений.
«В состав обширной Византийской империи входили Балканский полуостров, острова Эгейского моря, острова Крит и Кипр, Малая Азия, Сирия, Палестина и Египет, части Месопотамии, Армении и Аравии. Византийские владения были и в Северном Причерноморье. Территория Империи была огромна. Природа и климат этого государства отличались большим разнообразием: жаркое и засушливое лето с теплой и дождливой зимой — в одной части Империи, холодные и снежные зимы — в другой.
Высокие горы в Греции и Малой Азии, широкие плодородные равнины в Фессалии и Фракии, тучные земли долины Нила — богата была Византийская империя. В Египте и Фракии выращивали пшеницу и ячмень. Прибрежные области Эгейского моря славились своими садами и обширными виноградниками, а Греция — оливковым маслом. В Египте выращивали лен, а в Сирии и Финикии занимались шелководством, что принесло славу Византии как производителю ценных шелковых тканей. В горных районах и в степях было развито скотоводство» (Т.Царева, Ю.Матюхина. «Великие Империи мира. У истоков цивилизации»).
Государственная монархическая форма правления наследственно оставалась Римской. Постепенно формировался феодальный принцип управления, и феодальная аристократия беспощадно и коварно дралась за восстановление римского принципа, установленного ещё Ромулом. Существенно изменилась система обороны, претерпев военные и финансовые реформы.
Географически Византия стала связующим звеном между Востоком и Западом и претендовала на мировую экспансию.
Византия отличалась высочайшим культурным устройством и образованием, оказавшими влияние на развитие стран всего мира в последующие столетия. Земли и роскошь Империи привлекали не менее могущественных соседей.
Македонская династия (Армянская, 867—1081) обеспечила Византии 150 лет процветания и могущества. В этот период совершались успешные военные походы против арабов, границы Империи вновь были раздвинуты вплоть до Евфрата и Тигра, были завоеваны Армения и Иберия.
Основную роль в экономике, политической жизни и культуре Византии выполняло греческое население на западе, а на востоке — армянское население. Государственным языком оставался греческий.
Под внешним и внутренним давлением разрушения мощи римского наследия в Византии были образованы два правящих класса, вследствие чего традиционная преемственность на трон императора утратила силу, а плебейство получило равные права на занятие высших государственных постов. Такое правление, когда императором становился необразованный бывший наёмник Михаил II Травл, придворный конюший Василий I, меняла Михаил IV, накладывало на внутреннюю и внешнюю политику государства угрозу распада и деградации после пышного расцвета к концу VIII века.
До самого конца Империи не прекращались многочисленные мятежи и борьба за императорский трон. Армия и флот стали состоять преимущественно из наемников и потеряли былую боеспособность, несмотря на обновленное оснащение, преображая феодальное устройство и сохраняя мизерную численность военных.
Политические и религиозные факторы были направлены на упрочение власти, на этой почве образовалась идея иконоборчества (730г. император Лев III Исавр (сириец). Официально 754г. Иерейский собор по настоянию императора Константина V), неотъемлемо потянувшая за собой репрессии и кровавое ужесточение идеологического управления византийским обществом. Самыми сильнейшими в этом плане были мусульмане, православие и католики, управлять идеологией которых стремилось католическое Папство, извратившее первоначальные идеи назорейских (Иисуса Христа) догматов (первым Папой римским стал Новозаветный апостол архиепископ Петр (Симон), основавший в I в. вместе с архиепископом Павлом (Савлом) сеть римских поместных христианских приходов). По смыслу Папа олицетворяет собой крестного отца, по-гречески «патриос» — отчим, как воспитатель и глава семьи вместо биологического отца.
ПОЯСНЕНИЯ и ССЫЛКИ:
[4] Грот в Азовском море, где обретены мощи Климента, находится в с-з части мыса Зюк (север Керченского п-ова, древнее наз. Зенонов Керсонес), в то время владения Боспорского царства, цари которого с I в. до н.э. (от Фарнака II) служили Риму. А в 14 году с Аспурга (Савроматы) — сына царицы Динамии, дочери Фарнака II, император Тиберий закрепил титул царя и звание «друг цезаря», римское гражданство с правом передачи его по наследству и новое династическое имя Тибериев Юлиев. В состав Византии царство вошло в VI веке, а род Савроматов пресекся (в наст. вр. территория Ленинского района Республики Крым).
Папа римский Климент (Климент Римский) — третий папа после апостола Петра, по Евсевию Кесарийскому в «Церковной истории» (ок.324г.), втечение 9 лет с 92 по 101 гг по Р. X. (с 88 по 97 гг н.э.), «соработник епископа» апостола Павла, последним единожды упоминается в послании к Филиппийцам (Флп. 4:3).
Полное имя Titus Flavius T. f. T. n. Clemens, род Флавии, консул с января по апрель 95 года на службе у своего двоюродного брата императора Домициана.
В свое время Руфин Аквилейский (ок. 345—410), обвиненный папой Анастасием I в ереси, имея книгу Евсевия «Церковная история», добавил, что «Климент, сосланный при императоре Траяне за имя Христово в Херсонес Таврический, проповедью и чудесами обратил многих язычников ко Христу и за то по повелению императора был брошен в море с камнем на шее».
То же повторил папа римский ЗосИма в V веке.
Часть мощей Климента была похоронена в базилике в Керсонесе Таврическом
(ю-з побережье Крыма) и, возможно, что именно ее развалины найдены в 1851 году неким лейтенантом Шемякиным (№ 23 базилика Уварова), а часть мощей покоится в Риме в Базилике св. Климента, построенной там, где раньше был его дом.
Сохранилось подлинное письмо Климента на греческом языке, адресованное к Коринфской церкви (Первое послание Климента, до 70г.), которое коптская церковь вместе с папирусной рукописью Евангелия от Иоанна (Папирус 6, IV в.) считает канонической книгой Нового Завета.
В состоянии разложения римской церкви это письмо имело сверх-важное значение.
В нем Климент, реагируя на беспорядки в коринфской епархии, призывает восстановить «епископов и дьяконов», назначенных апостолами, и восстановить назначенный ими порядок служения, призывая самим «взять в руки послание блаженного апостола Павла» и «запомнить слова Иисуса», ссылаясь на авторитетные источники.
Периодически это письмо зачитывалось в церквях Коринфа *, как Священное Писание, а втечение трех веков эта традиция перешла на многие церкви. И это стало поводом, что Первое послание Климента включено в Александрийский кодекс (V в.) и в греческий Codex Hierosolymitanus (1056).
* На протяжении тысячелетий Коринф называется Городом Семи Мудрецов. Римляне разрушили Коринф в 146 году до н.э., а через 100 лет построили на его месте новый город. Во времена апостолов Коринф был столицей провинции Греция в Римской империи.
Собраны Сборники («Клементины»: в греческом оригинале Clementine Homilies (H) и в латинском переводе Clementine Recognitions (R)) из писем, наставлений, признаний, проповедей и откровений Климента. В них зафиксированы беседы, встречи и путешествия с участием апостолов Петра, Павла, Варнавы, брата Иисуса Иакова (Иаков Справедливый, епископ Иерусалимский), Симона Волхва, сборщика налогов Закхея, и др.. Некоторые работы из Сборников имеются на армянском, арабском, славянском языках. Из «Клементин» ясно представляется история развития христианства во времена апостолов, устройство церквей, догматы и вопросы религиозного аскетизма, а также основание древних гностических и философских учений, не противоречащих Ветхозаветным писаниям (напр. каиниты, сетианцы, наассены, офиты, и др.).
Вероятно во время этой миссии Кирилла и Мефодия был основан, или уже действовал, византийский, пещерный монастырь на плато крепости Каламиты (VI в.) до захвата турками в 1475 г. (Османская империя), ныне православный, называемый «Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь» (пустынь). Источник Святого Климента, который, по преданию, им был открыт во время ссылки в каменоломни, находится на дне Инкерманского карьера.
В 1620 г. в Замоскворечье при «Государе, Царе и Великом Князе всея Руси» Михаиле Феодоровиче и Патриархе Филарете стала восстанавливаться православная Церковь Святого Климента, официальные налоги на которую стали собираться с 1640-го года, а достроена при императрице Екатерине II в 1769 году.
ДАЛЕЕ: http://proza.ru/2024/09/05/1046
@
Свидетельство о публикации №224090500965