Женщины в религиях мира

                Любое посягательство на стереотип представляется человеку
                посягательством на основы мироздания.
                У.Липпман.

История религии сопоставима с историей человечества.

Во всех религиях существовало разделение по полу.

Во всех религиях мира к женщинам относились по-особому.

Почему?

Признак пола очень важен для нас. Когда рождается ребёнок, первое, о чём спрашивают люди, кто родился: мальчик или девочка.

Почему это так важно. Почему от пола зависит наше отношение к ребёнку.

Оказывается, человек начинает воспитываться за тысячи лет до своего рождения.

Взрослые мужчины и женщины, живущие в обществе, сильно отличаются друг от друга. Есть определённые признаки, по которым мужчину мы называем мужчиной, а женщину – женщиной. Различение полов учёные называют половой идентичностью.

Выделяют четыре компонента половой идентичности:

1. Биологический пол – единственный признак, который абсолютно реален и не меняется с течением жизни. Включает в себя различия в анатомии и физиологии. Определяется генетически. По одной единственной клетке человеческого организма (кроме безъядерных клеток) методом анализа ДНК можно определить с вероятностью в 100% кто перед нами – мужчина или женщина.
2. Гендерная идентичность – связана с нашим представлением о своём поле: чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной. Осознание своего пола не всегда соответствует биологическому полу индивида.
3. Гендерные идеалы – воплощают культурные представления о мужском и женском поведении. Идеал женщины связан с заботами о доме и детях. Благодаря усилиям феминисток за последние сорок лет гендерные идеалы западного общества резко изменились. Капиталистическому обществу потребителей выгодно, когда женщины хотят работать, а не сидеть дома, быть активными и самостоятельными во всём, покупать то, что им хочется, а не то, что необходимо и что позволит муж.
4. Сексуальные (половые) роли – связаны с разделением труда, правами и обязанностями муж-чин и женщин в обществе и государстве. В недалёком прошлом сексуальные роли были чётко определены: мужчины работали, чтобы обеспечивать свои семьи; женщины вели хозяйство и растили детей.

Итак, для женщины в обществе присущи следующие отличительные черты: 1) биологический пол – женщина может сказать о себе: я могу рожать детей, у меня высокий голос, у меня месячные и т.д.  2) гендерная идентичность – я чувствую себя женщиной;  3) гендерные идеалы – ожидается, что я ношу юбку, пользуюсь косметикой и бижутерией, люблю маленьких детей, хорошо готовлю, не скрываю эмоций и расстраиваюсь по пустякам;  4) сексуальная роль – в обществе считается, что моё предназначение растить детей и вести домашнее хозяйство, работа вне дома является для меня дополнительным бременем.

Если общество стабильно, здорово, то все четыре компонента полового самосознания его граждан находятся в гармонии и единстве. Одно соответствует (или хотя бы не противоречит) другому, воспринимается спокойно, как норма, закон, устраивающий всех. Биологическая особь женского пола ощущает себя женщиной, и это ощущение соответствует общепринятому определению женственности. Она готова сыграть роль и принять на себя обязанности, традиционно связанные с её по-лом, устраивающие и её саму, и общество.

Социум ждёт от женщины, что она будет вести себя должным образом, что она будет НОРМАЛЬНОЙ ЖЕНЩИНОЙ, то есть соответствовать гендерным идеалам общества и природы. Для воспитания в женщине НОРМАЛЬНОЙ ЖЕНЩИНЫ общество использует художественные образы, через которые закладывает в человеческое сознание образцы идеального для данного общества женского поведения.

В большинстве культур "мужское" отождествляется с духом, логосом, активностью, силой, культурой, рациональностью, светом, наполненностью. "Женское" – с материей, хаосом, природой, тьмой, холодной водой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, пустотой, бесформенностью. Во многих древних мифах луна, земля и вода трактуются как женское начало, а огонь, солнце и тепло как мужское. Женщина как пассивно-природная сила эмоций должна подчиняться творческой активности разумного мужчины, который всё планирует и расставляет по местам. Принимает решение мужчина, так как его воля сильнее и он более настойчив в достижении цели. Мужчина обладает природными задатками лидера. Женщине легче уступить, смириться, переждать. Женщина с большим трудом возлагает на себя ответственность. Часто женщина не знает, что хочет, и не имеет планов на будущее. Попытка изменить гендерные идеалы представляет собой угрозу для общества, подобную революции, перевороту, смене власти, ввергающих общество в хаос.

Важно понять, что образ женщины в истории и в религии, это не образ неполноценного человека, как утверждали фрейдисты и представители феминизма. А образ принципиально другого, отличного от мужчины представителя рода человеческого с определёнными, присущими только ему особенностями, определяющими женскую индивидуальность, неповторимость, и играющего определённую специфическую роль в обществе. В этой роли и общество, и сами женщины жизненно заинтересованы.

Процесс женской эмансипации со времён глубокой античности напрямую связывался с разрушением фундаментальных основ общества, с распадом морали и кризисом семьи. Так одной из при-чин гибели Римской империи учёные называют далеко зашедший процесс женской эмансипации.

Правильное, прогрессивное определение роли женщины в обществе имеет решающее значение для определения судьбы, будущего этого общества.

Не стоит в сотый раз вставать на одни и те же грабли, разбрасываться камнями и вставлять спицы в колёса. Человечество имеет огромный возраст. За это время десятки цивилизаций сменили друг друга. И только христианское патриархальное общество сумело достичь небывалых успехов во всех областях от технологии до культуры, от глубин познания мира до процессов глобализации, от освоения земных природных ресурсов до выхода в космос. Естественно, что важную роль в прогрессе человечества сыграл христианский образ женщины.

До 60–х годов двадцатого века во всём мире определение роли полов в обществе и чёткое разграничение функций мужчин и женщин существенно не менялось. Роли полов были естественны, соответствовали природе, религии и традициям. Женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, обеспечивала психологический комфорт в семье. Мужчина завоёвывал мир и отвечал за защиту и материальную жизнь семьи. Весь миропорядок держался на этом разграничении функции полов. Любое совпадение или смешение ролей рассматривалось как угроза освящённым веками устоям, казалось чем-то противоестественным, отклонением от нормы. Сексуальные роли мужчины и женщины определялись соответственно "месту" каждого из них. Женщины проводили больше времени дома, поэтому дом закрепился за ними, они стали отвечать за дом, за то место, где они чаще находились. И это естественно, это разумно. Мужчины отвечали за внешний мир, так как чаще находились вне дома. Если вы работаете в команде, то вы распределяете обязанности по умениям, склонностям, талантам, учитывая индивидуальные особенности друг друга. Религия только закрепила рациональное и взаимовыгодное распределение в обществе половых ролей.

Кто же они, великие женщины всех времён и народов, образ которых дошёл до наших дней:

1. Богини – покровительствующие, отвечающие за традиционно женские функции – деторождение и плодородие, красоту, бережливость, заботу, смирение, ласку и т.п.
2. Женщины, так или иначе связанные с Богами и Героями – их матери, жёны, сёстры, любовницы, дочери и возлюбленные. При этом слава и доблесть Богов и Героев автоматически распространяется на их женщин, стоящих в тени славы своих мужчин.
3. Матери-героини – воспевается подвиг материнства (много детей, трудные роды) и забота о маленьких детях, граничащая с самопожертвованием.
4. Женщины-героини – жертвуют частью своей женственности во имя высоких целей. Жертвуют красотой (часто волосами), материнством (монашество), замужеством, богатством (меценатство), любовью (отрекаются, любя), комфортом, целомудрием (храмовая проституция), жизнью.
5. Женщины-мученицы – терпеливо переносят мучения и страдания часто без какой бы то ни было ясной цели, но которым воздаётся от высших сил благодать просто за их долготерпение, скромность, смирение и преданность общественным идеалам. Бог терпел, и нам велел.
6. Женщины порока – антипример, вызывающий всеобщее осуждение и посрамление.

Почти во всех странах политические лидеры привлекают религию для освящения установленного порядка. Особенно это касается государственных религий, или религий государственности, цель которых – установить определённый порядок на земле, сформировать определённое общество, внедрить законы, правила, предписания. К таким религиям относятся прежде всего иудаизм, христианство, ислам, религия Бахаи, иранский зороастризм, конфуцианство, тибетский буддизм. Имен-но в этих религиях ставится акцент на регламентации отношений между людьми с подчёркиванием жёсткой иерархии – беспрекословного подчинения. Человек вне общества обезличивается. Основная ценность человека не в его индивидуальности, личных успехах и талантах, а в общественной роли, в пользе для общества. Индивидуальность человека принижается, а Бог становится явителем общественного мнения, идеальным и устраивающим всех Лидером–Супер–Вождём (так наместниками Бога на земле, претворяющими в жизнь Его волю были фараоны, императоры, вожди племён и народов, папы римские и лидеры тоталитарных сект). Роль вождя в любом обществе велика, а мужские качества, наклонности более подходят для этой роли. Женщина-лидер это всегда лидер-человек, не несущий на себе признаков пола.

Свободные религии, сложившиеся до формирования сильных государств и обществ – более либеральны, подчёркивают ценность Личности как таковой, личности-индивидуальности. Герои таких религий чувственны и романтичны, они более свободны в своих поступках, почти не следят за соблюдением каких-либо правил и норм, наоборот, постоянно выходят за рамки и нарушают запреты, что одобряется и принимается, так как является признаком яркой индивидуальности, замечательным, удивительным, поразительным неординарным событием. Таковы боги и герои древнегреческих, индийских, буддийских, японских, раннеславянских и многих–многих других религиозных преданий, наполненных любовными историями, отважными подвигами, приключениями и житейской мудростью. В таких историях женщины – полноправные существа со своей системой ценностей, живущие своей жизнью среди цветов, садов, лугов, лесов и… мужчин.


Рецензии