День кино 5
Редакционное задание тогда, в далёком 1983 году, выполнить мне удалось.
Первый репортаж со съемочной площадки фильма "Детский сад" Евгения Евтушенко в Зиме был написан и опубликован в районной газете " Приокская правда".
Только вот свой репортаж я дополнила нашей семейной историей. И рассказала о том, что в этом военкомате получала извещение о гибели своего сына Алексея (среди многих других матерей) и Елена Корнеевна Езерская - моя бабушка. О том, как шла она с этой страшной бумагой из Старой Зимы до деповских бараков, где жили железнодорожные рабочие ещё с первых лет строительства Транссиба. И это была самая длинная в её жизни дорога.
Шла медленно, словно с каждым шагом умирала сама. И только поднявшись на крыльцо, вдруг закричала без слез, забилась в исступлениии головой о стену. Прибежавшие соседки и дочери пытались удержать, чтоб не поранилась или, не приведи Господь, с собой чего не сделала. А потом отхлестали по щекам, чтобы смогла заплакать, наконец, и не сомлела. Такое испытанное средство спасло не одно материнское сердце.
Потрясенная столь невероятным совпадением жизни и кино не удержалась и рассказала об этом Юрию Соловьёву (Восточно-Сибирская правда", Иркутск). Ему тоже предстояло выполнять свое задание.
Он, как и я, этому тоже подивился.
Сказала, да сказала.
Вскоре в Зиму приехали журналисты из Иркутска, Москвы, съемочная группа из Финляндии.
В те дни по редакции, где обычно и так многолюдно, ходили незнакомые люди, приезжали, уезжали, звонили по телефону - все крутилось вокруг имени Евтушенко.
В один из дней, побывавшие на съемках журналисты Ю. Соловьёв и А. Мальгин из "Литературой газеты", промерзшие за день, обсуждали что-то стоя в промышленном отделе. На столе рядом с банкой кильки, бутылкой водки на бумажном листке лежали ломти хлеба.
Москвичу вообще туго приходилось в Зиме. Он приехал в сибирскую стынь в демисезонном пальтишке и жутко мерз. Это только предусмотрительные финны пододелись в пуховики, которых в Зиме никто ещё не видел.
Как водится, в такие моменты у журналиста времени в обрез, собранный материал, как говорится, ладошки жжет. Вот и они, наскоро перекусив, и хоть как-то согревшись, быстро ушли каждый по своим делам.
Хотя тема фильма ещё какое-то время окрашивала нашу журналистскую жизнь новым светом, все же постепенно в редакции все пошло обычным чередом.
.ПОДАРОК
ОТ "ЛИТЕРАТУРКИ"
Через какое то время, неделю - две, к нам в отдел заходит редактор с развернутой газетой в руках.
Обычно так он всегда делал, когда видел в вышедшем номере ошибку и коротко бросал автору: "Зайди"...
И хотя тут сказал иначе, но это тоже как будто не обещало ничего хорошего.
- Читала? Здесь про тебя написано.
И бах передо мной номер "Литературной газеты".
"Господи, мне только этого не хватало", - охнула я про себя, шестым чувством понимая, - день кино вернулся...
Бегом по строчкам глазами. Вроде все как обычно, как у всех, кто нормально - без зависти и злопыхательства - писал о желании известного поэта высказать себя языком кинематографа. И вдруг натыкаюсь на слова автора, который рассказывает необычный случай. О том, что в съемках эпизода в военкомате принимала участие женщина, которая в войну сама получала здесь похоронку на сына. Вот она, мол, правда жизни!
Уяснив, наконец, что речь идёт о моей истории, - ужасаюсь, обижаюсь, возмущаюсь одномоментно. Я же ничего москвичу не рассказывала, и даже толком разглядеть его не разглядела! А выходило, что стала я своей бабушкой, и мне лет уже под восемьдесят, и шла там среди молодых вдов и нестарых матерей!
Утешало, что имени моего автор не назвал, значит трём миллионам читателей "Литературки" все равно будет, кто там шёл - бабушка или внучка, тридцати или восьмидесятилетняя женщина. Главное она была, и в том действительно проявилась правда жизни!
Когда об ошибке стало известно моим коллегам, мы вместе посмеялись - вот как бывает, когда поторопишься или не уточнишь.
Собственно говоря мелочь, частный случай, разве что с улыбкой когда вспомнишь. Кино ведь!
ПОМНИТЬ БУДУ.
НЕ ЗАБУДУ
Лет пять назад, встретившись с иркутским журналистом и евтушенковедом Виталием Коминым, поздравила его с выходом очередного тома Хроники жизни и творчества поэта. В Зиму тогда он приехал вместе с соавтором Валерием Прищепой, профессором Хакасского госуниверситета, доктором филологических наук, чтобы по традиции презентовать здесь очередную книгу многотомного труда " По ступеням лет".
- Замечательный во всех отношениях труд. Мне очень понравилось все - и как филологу, и как читателю, - говорю ему. - Невероятный фактический материал делает ваше издание уникальным. Без сомнения, много интересного здесь найдёт каждый.
Сколько необыкновенных событий и фактов из жизни поэта вам удалось объединить!
В разговоре, делясь новыми планами, Виталий Васильевич упомянул вдруг статью из "Литературой газеты" и спросил, знаю ли я про неё.
- Не просто знаю. Всю жизнь помню. И уж точно никогда не забуду! - улыбаюсь.. - В ней же ошибка прошла...
- Знаю, - отвечает, - об этом тоже скажу.
Тут засмеялась я громко и от всей души.
День кино! Он опять вернулся в мою жизнь спустя почти сорок лет!
ПОСТСКРИПТУМ
К 40 - летию выхода на экраны фильма "Детский сад" ( август 1984г, автор сценария и режиссер Евгений Евтушенко ) группа иркутских тележурналистов подготовила материал о съёмках фильма в Зиме. Они разыскали людей, которые когда-то стали на день, на час в прямом смысле "народными артистами". И земляки Евгения Александровича поделились своими впечатлениями об этом событии.
В рубрике "Забытая кинопленка" эфир передачи прошёл 8 июля 2024 года на телеканале Россия-24.
... Когда редактор Ольга Ренчинова сказала мне, что снимать они будут и в доме-музее поэзии им. Евтушенко, и в местах, связанных с эпизодами фильма (в том числе у здания бывшего военкомата ) , - я поняла: открыта новая страница повествования, и адресовано оно молодым.
А своим строчкам на этой странице захотелось немного изменить окраску:
День кино. Не забытая история.
5.09. 2024г.
Свидетельство о публикации №224090601029