Мудрая сова
— Как хорошо, что все идет своим чередом, — размышляла я. — За днем наступает ночь, жара и дневная суета уступает место спасительной прохладе и отдыху. А ведь когда-то все было иначе. Как гласит старинная легенда…
Случилось это давным-давно. Однажды в темных непроходимых таежных лесах, где солнечные лучи с трудом пробивались сквозь плотно переплетенные кроны могучих деревьев, поспорили между собой лесные жители. Не по душе им было, что кому-то достаются тепло и солнечный свет, а кому-то прохлада и романтика ночи; кто-то при свете дня ловко ускользает от опасности, а кто-то вынужден жить в страхе, пугаясь ночных шумов и шелеста листвы.
Лишь одной сове, живущей в глубине непроходимой лесной чащи, доставалось все сполна. Она летала и днем, и ночью. При солнечном свете ее сложно было разглядеть среди зарослей деревьев и кустарников, до того она научилась ловко маскироваться благодаря своему дымчато-серому оперению. Ночью она быстро и бесшумно скользила между деревьями в поисках добычи, наводя ужас на мелких грызунов щелканьем своего острого короткого клюва. У нее не было врагов, поэтому она совсем ничего не боялась. Дрозды, синички и даже болтливые сороки старались спрятаться куда-нибудь подальше и не шевелиться, едва завидев ее большую круглую голову с огромными неподвижными желтыми глазами. После удачной охоты эта хищная ловкая птица отдыхала в своем гнезде, в дупле старого огромного дуба, скрытого от любопытных глаз ветвями, усеянными крупными листьями. Жилось сове хорошо и привольно. Ее не пугала ночь и не утомлял день. Ее все боялись и даже немного завидовали такой беззаботной жизни.
Думали, думали и решили лесные жители, для того, чтобы всем в лесу жилось хорошо, а опасности и страхи приходились всем поровну, нужно, чтобы Солнце и Луна светили одновременно.
Задумались звери и птицы, как договориться с двумя светилами, ведь одно появляется только днем, а другое освещает все вокруг своим бледным серебристым светом лишь в ночные часы.
— Нужно, чтобы кто-нибудь из дневных птиц отправился к солнцу и договорился с ним в светлое время суток. Ночные пернатые же пусть позаботятся о том, чтобы наше решение стало известно Луне, — сказал старый журавль, посоветовавшись с лесными обитателями.
Стали думать, кого же отправить к Солнцу.
— К Солнцу полечу я! — воскликнул маленький жаворонок. — Я раньше всех встаю и раньше всех поднимаюсь выше облаков. Я сумею поговорить с Солнцем, пока оно только просыпается!
Все присутствующие дружно захлопали крыльями и одобрили решение смелой птички.
— Тогда я полечу ночью! — выкрикнул храбрый соловей. — Я смогу уговорить Луну светить вместе с Солнцем!
Собравшиеся одобрили и этот план.
Вдруг все разом притихли, интуитивно почувствовав приближение страшной хищной птицы.
— А что же меня не позвали? Всем лесом решение принимаете, а не всех его жителей приглашаете. Это не справедливо! — раздался спокойный голос и тут же на одну из веток сосны, стоящей на самом краю лесной полянки, где шло совещание, приземлилась сова.
— Кхе-кхе! — от неожиданности поперхнулся журавль. — Ты, сова, прекрасно знаешь, что многие из нас тебя очень боятся. Что нам было делать, когда страх сильнее мудрого и справедливого решения? Ну раз уж ты прилетела, мы готовы выслушать и тебя.
Сова покрутила головой, осмотревшись по сторонам и сказала:
— Слыхала я, что вы собираетесь уговорить Солнце и Луну светить одновременно, чтобы все жители леса могли одинаково наслаждаться теплом дня и делить страхи ночи?
— Да, это верно! — подтвердили собравшиеся.
— Ну тогда послушайте меня. Я против того, чтобы смешались день и ночь.
— Почему же ты против этого? Ведь тогда все в лесу будет поровну! — спросили собравшиеся.
— Потому что, если Луна и Солнце будут светить одновременно, то в той части леса, куда будут падать солнечные лучи, будут по-прежнему расцветать нежные цветы, созревать фрукты и ягоды, зеленеть деревья. Там, куда будет отбрасывать свой холодный свет Луна, будет полумрак. В темноте этой части леса смогут жить только те, кто хорошо видит ночью. Там будут расти только ночные цветы и растения. Урожай погибнет без привычного солнечного света. В темной части будет царить голод и холод.
— Да ты просто преувеличиваешь! — не поверив сове, воскликнули птицы и звери. — Тебе хорошо рассуждать, ведь ты можешь одинаково хорошо жить и охотиться и днем, и ночью.
— Я сказала свое слово, — промолвила сова и бесшумно поднявшись с ветки, улетела в густую чащу леса.
— Она нас обманывает, — единодушно решили все собравшиеся. Давайте не будем слушать сову, а сделаем так, как мы решили! Нас много и наше право устанавливать свои законы в лесу!
И вот рано-рано на зорьке юркий легкий жаворонок поднялся высоко в небо и зажмурившись от яркого света, влетел в дворец, где жило Солнце.
— Здравствуй, Солнышко! — приветствовал дневное светило пернатый гонец. —
— Зачем ты потревожил меня? Мне совершенно некогда разговаривать с тобой! Ведь мне уже пора на небо, чтобы освещать и согревать землю.
— Я тебя долго не задержу! Выслушай меня! — запротестовал жаворонок.
— Хорошо. У тебя пять минут. Я опаздываю, — зевнув, ответило Солнце.
— Солнышко, лесные жители хотят, чтобы ты светило вместе с Луной!
— Для чего же ?
— Мы хотим, чтобы все было в лесу поровну – свет, тепло, тень, прохлада, — сказал жаворонок.
— Поровну… Это справедливо, — подумав, согласилось Солнце. — Хорошо, я буду светить вместе с Луной, но при одном условии.
— Какое твое условие, Солнышко? — спросил пернатый гонец.
— Я люблю, когда меня почитают. Пусть меня всегда восхваляют и поют для меня дневные и ночные птицы.
— Хорошо! — не подумав, согласился жаворонок и, распрощавшись с Солнцем, полетел обратно в лес, чтобы рассказать обо всем лесным обитателям.
— Конечно, конечно! — выслушав жаворонка, согласились птицы. — Такую скромную плату за свою услугу назначило Солнце, что мы ее с легкостью выполним.
С наступлением темной ночи высоко в небо взмыл другой таежный гонец, чтобы договориться с Луной. Подождав, когда самая большая туча нависнет над лесом, соловей пронзил облака и очутился в Лунном дворце.
— Приветствую тебя, о, царица ночи! — тонко пропел он Луне.
Луна посмотрела на него грустными глазами и спросила:
— Зачем ты потревожил меня, соловей?
— Я прилетел к тебе, чтобы договориться!
— О чем ты хочешь со мной договориться, — с печалью в голосе спросила Луна.
— Мы, лесные жители, хотим, чтобы ты, о, светлоликая, сияла вместе с Солнцем! — пропел соловей.
— Вместе с этим хвастливым и жгучим Солнцем! — удивленно воскликнула Луна. — Но для чего это нужно?
— Мы хотим, чтобы всем все доставалось в лесу поровну – тепло и свет, прохлада и романтика звездной ночи.
— Поровну… Это справедливо, — грустно ответила Луна. — Только вы должны выполнить одно мое условие.
— Что ты хочешь волшебница-Луна? — припав на одно колено, воскликнул пылкий соловей.
— Я хочу, — загадочно прищурившись, сказала Луна, — чтобы мне уделяли много внимания, чтобы передо мною сутки напролет танцевали и ночные, и дневные звери.
— Хорошо, о, сиянье ночи! — пропел пернатый гонец. — Мы выполним твое условие!
С этими словами соловей распрощался с ночным светилом и быстро полетел к жителям леса, чтобы поделиться хорошей новостью. Выслушав, что пожелала Луна, все дружно согласились.
— Такую малую услугу попросила Луна, что нам не трудно будет ее выполнить! Танцы – это же здорово! У нас в лесу начнется совсем другая жизнь! Мы будем петь для Солнца и танцевать для Луны!
И лишь сова, слушая восторженные возгласы своих лесных соседей, задумчиво качала головой.
— Не к добру все это, не к добру.
Но кто-то рассказал светилам о том, что сова категорически против того, чтобы Луна и Солнце светили вместе. Луна только вздохнула:
— Ну так что же. Каждый в праве отстаивать свою точку зрения.
А вот Солнце рассердилось не на шутку и запретило сове высовываться из своего дупла и показываться в той части леса, куда проникают его лучи.
С той поры сова стала летать и охотиться только в темноте, никогда не показываясь в ярко освещенной части леса.
Вот наконец настало время, когда Солнце и Луна появились вместе на небосводе. Звери и птицы ликовали. Теперь, как им казалось, в непроходимом таежном лесу все будет поровну. Каждый сможет наслаждаться ночной прохладой, а, когда захочется понежиться на солнышке, просто переходить в часть леса, озаренную Солнцем.
Но Солнце и Луна сразу же напомнили о своих условиях. Ничего не поделаешь, обещания нужно выполнять. На лесной полянке собрались дневные и ночные певчие птицы и стали поочередно петь свои песни. Когда репертуар одной птицы заканчивался, вступала другая и так до бесконечности. Солнце довольно улыбалось с небес, наслаждаясь чудесным птичьим пением.
В то же время звери собрались на другой полянке и принялись водить хороводы, танцевать и приплясывать в угоду Луне. Ночное светило одаривало всех грустной, но явно довольной улыбкой.
Прошел час, за ним день. Прошла неделя. Лесные обитатели стали замечать, что силы их истощаются. Те обитатели леса, которые не умели петь и танцевать, обращали внимание, что в темной части леса постепенно стала замирать жизнь. Под кронами мрачных деревьев стоял полумрак и нестерпимый холод. Травы засохли без солнечных лучей. Все, кто мог перебраться на солнечную сторону, пытались обжиться под палящими лучами беспощадного Солнца.
На солнечной стороне дела тоже обстояли не лучшим образом. Деревья стали желтеть от нестерпимого жара. Трава и цветы пожухли, так и не дождавшись ночной прохлады или капли росы. Небо казалось раскаленным и не обещало ни спасительных дождевых туч, ни легкого ветерка. Реки стали высыхать. А Солнце светило и радовалось, что оно рассыпает свое тепло, ему не мешают тучи и облака, им восхищаются и ему поют песни самые искусные лесные певцы.
Задумался тогда лесной народ. Сова оказалась мудрее всех. Не должны Солнце и Луна светить одновременно. За днем должна следовать ночь. По небу должны плыть облака и приносить дождь. Днем должны царствовать дневные обитатели леса, а в темное время суток – ночные звери и птицы. Земля должна запасаться теплом и светом днем и отдыхать ночью. Каждый должен жить так как ему предназначено природой – крупные хищники охотиться в темноте, травоядные питаться при дневном свете. Но как же вернуть все обратно?
— Обидели мы сову, а она оказалась мудрее нас всех, — сказал старый ворон. — Я не умею танцевать, а мое карканье раздражает Солнце. Поэтому я незаметно слетаю в темную часть леса и попробую разыскать сову. Может она что-нибудь нам посоветует.
Остальные дружно согласились.
Долго летал ворон по холодному дремучему лесу, окутанному непроглядной темнотой. На третий день увидел ворон огромный дуб, покрывшийся от сырости и холода серым мхом. На дубе он обнаружил дупло, в котором жила мудрая сова.
— Карр-карр-карр! — трижды каркнул ворон. —Мудррая сова, Покажись! Помоги нашему горрю!
Из дупла выглянула сова и посмотрела на черного ворона своими желтыми глазами.
— Я же вас предупреждала, что так может быть. Почему же вы меня не послушались. Ну да ладно. Попробую вам помочь.
— Как же нам веррнуть все обрратно — спросил усталый ворон. — Солнце просто так с неба не уйдет, да и Луне нрравится такое почитание ее тусклого ночного света. Может быть, мы прросто перрестанем петь для Солнца и танцевать для Луны?.
— Не получится, — вздохнув ответила сова. — Вы же сами пообещали им, что выполните единственное условие Солнца и Луны. Они могут всерьез обидеться. Тогда, рассердившись, Солнце начнет нещадно жарить и испепелять все своими лучами, а Луна перестанет освещать землю своим тусклым сиянием, и тогда настанет кромешная ночь.
— Что же делать, сова? — взволнованно спросил ворон.
— Нужно сделать так, чтобы каждое из небесных светил появлялось на небе в свое время суток – Солнце в дневные часы, вставая на рассвете и уходя за горизонт на закате, а Луна – ночью.
— Легко сказка сказывается, да нелегко дело делается! — воскликнул черный ворон. — Как же мы снова заставим их светить в свое время?
— Очень просто. Мы их поссорим, да так, чтобы Солнцу и Луне не хотелось видеть друг друга, — спокойно проухала сова.
— Как же ты их поссорришь? — спросил ворон.
— Увидишь, — заухала в ответ сова. — Полетели со мной, пора восстановить равновесие в этом лесу, иначе все живое просто погибнет от истощения, жары и холода одновременно! Всего должно быть в меру и тепла, и света, и темноты, и освежающей прохлады.
Ворон кивнул и с шумом поднялся, полетев вслед за мудрой совой.
А между темна двух полянках в лесу продолжался изнуряющий концерт и танцы. Птицы и звери старались изо всех сил угодить Солнцу и Луне, боясь прогневать небесные светила. А Солнце и Луна продолжали довольно покачиваться в небе, наслаждаясь похвалой и своей неподражаемой красотой.
Вдруг перед взором самолюбивого Солнца промелькнуло что-то дымчато-серое.
— Как ты посмела появляться белым днем, сова! — в ярости воскликнуло оно. — Я же тебе приказало появляться только в той части леса, где царит мрак и холод!
— А я к тебе с нехорошим известием, Солнце! — не обращая внимания на сердитый тон Солнца, сказала сова.
— Говори, что за известие такое!
— Сначала ты мне скажи, Солнце, кто из вас двоих самый главный и незаменимый на небе – ты или холодная Луна? — хитро сощурившись спросила мудрая сова, присев на макушке высокой сосны, чтобы хорошо видеть реакцию небесного светила.
— Я, конечно! Разве могут быть сомнения? — удивленно ответило Солнце. — Я даю тепло, я даю яркий свет, я могу испепелить своим жаром и вызвать страшную засуху!
— Может и так, — проухала сова. — Вот только Луна считает иначе. Я же живу под ее обманчивым светом, наслаждаюсь прохладой, охочусь в темноте, разговариваю с ней больше, чем ты. Так вот Луна утверждает, что она самая главная на небе.
— Да как она посмела, как она вообще подумать могла, что она главнее меня! — в ярости вскричало самолюбивое Солнце и закачалось в гневе на голубом небе.
Сова пожала плечами и, бесшумно взмахнув крыльями, тихонько улетела в темную чащу.
А в это время перед Луной на одной из веток, почерневших от бесконечного холода и отсутствия света, присел ворон. Он с важным видом походил туда-сюда и прокашлявшись, обратился к Луне:
— Луна, ты освещаешь своим серребристым светом темноту ночи. Под тобой влюбленные прризнаются в самых светлых чувствах дрруг дрругу. На тебя воют от тоски. Своим волшебством ты можешь прревратить человека в птицу или в зверря, когда сияешь всей своей полнотой на иссиня-черрном небе. Скажи мне, Луна, прравда, что ты – самая главная на небе?
— Конечно! Разве может быть иначе! — самодовольно улыбнулась Луна.
— А Солнце в дрругой части леса говоррит, что оно самое главное, — сощурив хитрый блестящий глаз и слегка наклонив голову возразил черный ворон.
— Как такое может быть! — подпрыгнула от злости Луна. — Как же эта пылающая звезда может быть главной на небе, когда от ее жара гибнет все живое! Я и только я дарю всему живому спасительную прохладу, а по утрам только благодаря мне росою плачут цветы, трава и листья!
Ворон пощелкал своим острым клювом и покачал головой, глядя на то, как всегда спокойная Луна мечется на черном небе от злости. Не долго думая, он поднялся с ветки и улетел подальше от разгневанного светила.
Встретившись в лесу, в самой глухой чаще, где собрались уставшие от бесконечных танцев и песен лесные жители, ворон и сова стали ждать, что же произойдет.
А в это время над ними бушевали две огромные звезды – красное Солнце и бледная Луна. Они ругали друг друга на чем свет стоит. Доказывали каждый свое превосходство. Метались по небу как две лодки в штормовом море. И, наконец, устав от долгой ругани, разошлись за разные края горизонта, не желая больше никогда видеть друг друга.
С тех пор Солнце появляется рано утром, когда Луна, зевая, уходит в свой небесный дворец, и снова прячется вечером за горизонт, чтобы не встречаться с ней. А Луна появляется в ночном небе не сразу, а лишь тогда, когда она полностью убедится в том, что Солнце уже ушло. А потом Луна спешит укрыться в своем дворце, когда видит, как розовеет горизонт.
Все вернулось на свои места. На смену дню снова приходит ночь. Днем радуют своими звонкими голосами дневные птицы, а по ночам выводят удивительные трели ночные. Снова земля отдыхает от полуденного зноя под прохладной вуалью ночи, а в дебрях ночного леса, прячутся в засаде опасные хищники. Жизнь леса пошла по привычным законам природы.
А сову с тех пор стали считать хитрой, мудрой и всезнающей птицей. Она по-прежнему охотится по ночам, а днем прячется в дупле, не желая показываться Солнцу. Ее пугающее уханье разносится далеко в лесных чащобах, пугая и птиц, и зверей. Говорят, что своим страшным криком сова отпугивает даже людей, оберегая чужие клады и тайны. Но, может быть, все это сказки?
Свидетельство о публикации №224090601040
С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ. Список наших Конкурсов: http://proza.ru/2011/02/27/607 .
Специальный льготный Конкурс для авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2024/10/01/294 .
С уважением и пожеланием удачи.
Международный Фонд Всм 11.10.2024 10:18 Заявить о нарушении