На других не смотри!

   Через две недели первое сентября. Игорёк пойдёт в третий класс. Он уже большой! Уже не первоклашка. И вот сегодня он с бабушкой пришёл в магазин детской одежды подобрать пару новых рубашек. Игорёк хоть и не из самых высоких в классе и даже не из самых средних, а, наверное, всё же, из тех, кто пониже, но за лето тоже успел подрасти, и поэтому его старые рубашки были ему, что называется, «впритык». Старому обмундированию, как говорила мама, требуется подкрепление.
   Бабушка, прихрамывая от усталости, - в магазин они пришли прямо с дачи – неторопливо бродила между рядами с вывешенными новенькими рубашками и придирчиво разглядывала товар.
- Может, подсказать вам? Что желаете? – спросил, наконец, наблюдающий за бабушкой продавец – высокий плотный мужчина лет за сорок, а может и за пятьдесят.
- Да рубашки бы нам... к школе, - озабоченно произнесла бабушка, продолжая придирчиво рассматривать товар.
- Посмотрите вот эти. Синие, - посоветовал продавец, подходя к одной из вешалок и снимая красивую синюю рубашку. Игорёк скучающим взглядом проследил за продавцом: ходить по магазинам он жутко не любил. Особенно когда что-то нужно было покупать именно ему. Потому что бабушка только говорила: «Пойдём выберем тебе одежду!». На самом деле, он знал это по опыту, выбирать будет не он, а бабушка.
   Продавец всё предлагал, переходя от вешалки к вешалке, а бабушка, неопределённо поджимая губы, по-прежнему придирчиво-строго рассматривала и всё никак не могла выбрать. Игорёк с тоской оглянулся на выход: вот рвануть бы сейчас на площадку! А вдруг там кто-нибудь из пацанов-приятелей гуляет? Матвей? Или Илья? Вот было бы здорово! Они как раз живут недалеко, и Игорёк часто сталкивался с ними на площадке. Интересно, а им уже выбрали рубашки к школе? Или ещё нет?
   Матвей рубашек не любит… Хотя они ему и идут. А вот Илья вроде бы носит их с удовольствием… Только вот ту, в дурацкую крапинку, он, наверное, ни за что бы не одел!.. Илья любит всё одного цвета – если уж синее, так чтоб синее; белое – так белое!.. И никаких там крапинок или рисунков! Игорьку, кажется, тоже в крапинку не нравится...
- Вот эта вроде бы ничего… - и бабушка берёт рубашку в эту самую дурацкую крапинку. – Ухум, - удовлетворенно хмыкает она и оборачивается к внуку, - Игорёшка… иди сюда!.. Давай вот эту примерим… Где тут у вас примерочная?
Игорёк пытается слабо протестовать:
- Мне не нравится…
- Ну как это «не нравится»?! – недоумевает бабушка. Как будто в том, что не нравится рубашка в дурацкую крапинку есть что-то противоестественное.
- Я не хочу такое!.. – уже настойчивее возражает Игорёк. – Илья тоже такое не носит… И Матвей не носит… Им разрешают такое не носить… Почему я должен?..
Бабушка на мгновенье застыла, немало удивлённая таким непривычным противодействием внука. Но тут же нашла аргумент, против которого были бессильны любые доводы логики:
- Ну и что?.. А ты будешь носить! Нечего на других смотреть, - и повелительно указала внуку на примерочную.

  Вернувшись домой, Игорёк с бабушкой застали там папу. Он только что пришёл с работы и отдыхал перед телевизором.
- Папа!.. – радостно кинулся к нему Игорёк.
- Привет! – отец весело подхватил Игорька и усадил себе на колени. – Привет, мам! – улыбнулся он бабушке.
- Па-ап… - тут же заканючил Игорёк, пользуясь случаем привлечь отца на свою сторону и всё-таки переубедить бабушку. – Па-ап… мне бабушка рубашку купила…
- Ух ты!.. Класс! – одобрительно восхитился отец.
- Не-е-ет… Не класс!.. Она дурацкая… в какую-то крапинку… Мне не нравится!..
- Паш, - не обращая внимания на внука требовательно обратилась бабушка к папе. – На даче пора уже картошку выкапывать.
- Да рано!.. – попытался отговорить папа бабушку.
- Я говорил ей, - продолжал обиженно объяснять Игорёк, - что мне не нравится!.. У нас никто в таких не ходит…
-  Так, - отрезала бабушка. – Я тебе уже говорила: на других не смотри. Паш… - снова переключилась она на сына, - у всех уже выкопали… И у тёть Зины, и у Марьи Петровны, и у Белкиных… Одни мы остались!..
Отец устало вздохнул:
- Ну и что? Мало ли что у кого выкопано! Я считаю, что ещё рано. Выкопаем и мы. Можно только не сегодня? Середина августа, порастёт ещё… Ничего с твоей картошкой не случится!..
- Па-ап… - умоляюще тянул Игорёк, - я вспомнил… у нас в первом классе один мальчик всё ходил в такой рубашке… и его дразнили крапчатым!.. Я не хочу, чтоб меня так…
- Ну при чём тут «случится»-«не случится»?! – возмутилась бабушка. – Мне просто стыдно перед людьми!.. Всем, всем ведь помогают дети!.. У Марь Петровны зять всю картошку выкопал, у тёть Зины – сын, у Белкиных – Нина с сессии сорвалась, приехала специально помочь родителям… И смотрю: огороды-то у всех такие ухоженные, такие прям… Одна я – всё сама да сама!.. Вот у других…
- Па-ап… ну, па-ап… - Игорёк надул губы, - я не хочу, чтоб меня так же дразнили!..
- Господи, да что это за ребёнок такой, а?!.. – сорвалась вконец бабушка, выведенная из терпения капризами внука. – Не встревай, когда взрослые разговаривают! Сколько можно повторять? На других не смотри! Своим умом жить надо! Откуда столько упрямства?! Хоть кол на голове теши!.. Всё своё да своё!..
  Игорёк обиженно замолчал, а бабушка снова взялась за папу:
- Вот у соседей уже… ну всё же, всё сделано… и у тёть Зины, и у Марь Петровны, а у нас – конь не валялся! Ну стыдно же перед людьми! Ну что мы, хуже всех, что ли?..      
 


Рецензии
Дорогая бабушка! "На других не смотри!")))
Без взаимопонимания трудно жить.

Интересно написали! Прочитала не отрываясь.

С уважением,

Елена Владимировна Николаева   15.12.2024 12:00     Заявить о нарушении
И снова соглашусь, Елена! И без взаимопонимания трудно, но ещё труднее увидеть себя глазами других.
С уважением,

Влада Галина   15.12.2024 12:38   Заявить о нарушении
Не читайте

Влада Галина   02.01.2025 09:57   Заявить о нарушении
Нет, не читаю больше. Не буду особенно троллить Вас, я собственно прочитал отрывок Депрессия, а написал сюда. У Вас хорошо построены предложения, вроде все гладко и одно за другим, но нет фокуса, ничего не происходит. В этом случае читатель должен почувствовать второй слой, но его на мой взгляд нет. За гладким текстом и не увидел ничего. Я не утверждаю, что я пишу лучше или интереснее, но читатель я очень опытный. Вы сами не чувствуете, что не хватает? Я понял Вы прошли какую то подготовку по производству текстов и даже что то издали. И тем не менее. Надо что—то менять на мой взгляд. Можете не отвечать, я больше не буду к Вам приставать, заметьте, здесь обычно пишут пустые похвалы, они ничего не значат и как правило означают, что Вы в ответ должны что то приятное написать, но это ничего не меняет. Вы можете еще года 3 здесь просуществовать без единого критического замечания и что? Зачем все это? Для кого? Я сам себе задаю этот вопрос и ответа не нахожу.

Николай Дали   02.01.2025 15:29   Заявить о нарушении
Весьма благодарна Вам за разъяснения и за честность. Но какой именно фокус Вы хотите найти? Я пишу в основном в жанре реализма, по большей части зарисовки из жизни, чем-то поразившие меня лично и выражающую, опять же на мой субъективный взгляд, какую-то идею. Жаль, если идею вижу только я. Но, судя по другим отзывам, всё-таки, не только я.

Влада Галина   02.01.2025 15:50   Заявить о нарушении
Я обещал не беспокоить более. Если хотите продолжить я могу еще пару замечаний сделать. Что стоят положительные отзывы читателей я Вам сообщил. В большинстве случаев респонденты хотят ответного отзыва, чтобы получить баллы. Зачем они им нужны, вряд ли они смогут ответить. Я на Прозе почти 20 лет и поверьте, я примерно понимаю как это работает. Разбор Вашего текста ведь не делает никто, пишут что «понравилось», так? Особо не обольщайтесь, зайдите действительно и прочитайте, что пишет Ваш почитатель сам(а) и примерно понятно что этот отзыв стоит. Хотите? Пару текстов я может быть осилю и попробую понять что не так.

Николай Дали   02.01.2025 22:31   Заявить о нарушении
Да, буду признательна. Иначе получаются голословные утверждения. Но только давайте условимся: критика должна быть конструктивной. Вы пишете про какой-то фокус, но не уточняете, что это такое. Как же я могу исправиться?

Влада Галина   02.01.2025 23:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.