Первое сентября пережили. Что дальше?
Но праздники проходят, будни остаются. «Учебный процесс как беременность: длится 9 месяцев, а тошнить начинает на второй неделе». (Шутка интернетная, да ведь доля правды есть)
«С первого по четвертый класс ребенок в школе получает знания, с пятого по одиннадцатый — нервный срыв, потому что в этот период он не получает никаких знаний, если не нацелен на конкретный результат». Так утверждает Андрей Максимов, телеведущий канала «Культура», автор книг «Песталоцци ХХI. Книга для умных родителей», «Обойдемся без педагогики. Книга для родителей, которые хотят воспитывать детей» и других, связанных с психологией и образованием детей.
Научили в начальных классах бегло или относительно бегло читать, считать, получили начало грамматики русского и ,возможно, английского языков, первый социальный опыт несвободы.
А дальше 5-й класс. Количество предметов увеличивается, каждый предметник тянет одеяло на себя, время на развитие собственных интересов ограничено, все силы пожирает домашнее задание.
Помню, как лет 20 назад директор нашей школы возмущался, что некоторые предметники заставляют учеников вести тетради. «Что вы там пишите на истории? На биологии?»
Сам он вел географию, Однажды я случайно услышала его урок. Он говорил с ребятам о месторождениях ископаемых. Это был монолог, но в форме доверительной беседы об экономических проблемах нашей страны, не безоблачном будущем. В классе стояла тишина.
Наверное, те времена прошли. Внучка в пятом классе за первое полугодие исписала половину толстой тетради на уроках Технологии.
Теперь у нее тетради по всем предметам, даже по физкультуре.
Почитав статьи Андрея Максимова, я поняла, что я точно занимаюсь насилием над личностью, убеждаю внучку: надо, надо, надо! Нацеливаю на конкретный результат: поступить после 9 класса в колледж. Мы даже побывали летом в приемных комиссиях нескольких интересующих нас учебных заведений.
Узнали, что при поступлении учитывается средний балл свидетельства об образовании. «Не ниже 4,0, а лучше 4,5. Так что на физкультуру тоже обратите внимание!»
В 8-м классе было 12 учебников (некоторые из 2-х частей) + Физкультура, Немецкий, Технология, Информатика. Поблажек нет нигде, все тянуть до четверки. А если не «тянется»?
«Латинские народы, особенно в последние 25 лет, основали свои образовательные системы на совершенно ложных принципах... будто заучивание наизусть учебников развивает ум».
Знаете кому принадлежат эти слова? Гюставу Лебону, социальному психологу конца XIX века.
Химия. XXI век. 2024 год. Кабинета нет. Да у нас и школа на ремонте с зимних каникул. Что в сухом остатке? Зубрежка. Зубрежка бездумная, без какой-либо логики и наглядности.
Я в свои далекие 60-е годы делала лабораторные работы на уроках химии и физики. Сохранились фотографии: сидим за партами с приборами и химикатами. Чего «нахимичили», то и записываем.
Наши потомки в XXI веке тоже делают в классе лабораторные работы. Только по памяти. Что запомнили из учебники, то и пишут. И учитель, казалось бы, озадачена поисками методики преподавания. А предмет потихоньку переползает в ряд нелюбимых уроков
На физике Перышкин спасает. Александр Васильевич Перышкин создал учебник еще в 30-е годы, сколько поколений по нему проучилось, не сосчитать.
С химией решение стандартное — репетиторство. В этом году решили добавить еще одно занятие. От кружков отказались совсем.
Правильно ли это? А как нам достигнуть проходного среднего балла, если у нас вериги: две математики. 5 уроков в неделю, хороший и даже любимый учитель плюс опытный репетитор, но...
А еще больше волнует следующее: «Образование не делает человека ни более нравственным, ни более счастливым, не изменяет ни его инстинктов, ни его наследственных страстей». Так считает Гербер Спенсер. Считал. Это английский философ, социолог и политический мыслитель - современник Лебона, XIX век!
Изменилось ли это за последние почти полтораста лет?
Нет, наши дела не так плохи: и учится девочка неплохо, и с нравственностью все в порядке. Что ж тревога меня не отпускает?
Школьные годы чудесные
Школьные годы чудесные,
С дружбою, с книгою, с песнею,
Как они быстро летят! Их не воротишь назад.
Разве они пролетят без следа?
Нет, не забудет никто никогда
Школьные годы.
Свидетельство о публикации №224090601193
Людмила Дягилева 3 10.09.2024 08:16 Заявить о нарушении
Нина Ватрушкина 2 10.09.2024 08:24 Заявить о нарушении
Впереди идут трое ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
Слышу разговор.
Первый:
- Ещё ЦЕЛЫХ десять лет - МУЧИТЬСЯ !
Второй:
- Зато потом - ОТГУЛЯЕМ !!!
Третий:
- Вы забыли. А ещё... УНИВЕРСИТЕТ.
И все трое, ОБРЕЧЁННО вздохнули.
Пётр Билык 12.11.2024 17:32 Заявить о нарушении