Этногенез украинства на его завершающей стадии

Могу предположить, что после прекращения военных действий произойдет то, к чему стремились украинские националисты от Донцова до Бандеры — на оставшейся в распоряжении «Украины» территории будет окончательно сформирована украинская политическая нация.

Формирование «отделившихся наций» — сложный вопрос, но тут, на этом конкретном примере можно понять, как же это реально происходит.

Вообще история украинского сепаратизма уходит вглубь веков. Это и 1) «большое украинство» центральной Ураины, - «Руина» после Богдана Хмельницкого (Центральная Украина) и 2) «малое», или же галицайское украинство (Восточная Галиция, Буковина, Закарпатье), обусловленное формированием отдельной нации на этих веками оторванных от «Большой земли» территориях. В обоих случаях происходило формирование своего собственного украинства, на своей территории, со своим языком/диалектом, обычаями, нравами и традициями. Впервые «большое украинство» центральной «Украины» слилось с «малым», галицайским в 1919 г. в результате центробежных процессов в Российской империи (1917 г.) (впоследствии пересобранной ж/большевиками), когда образовалась УНР с центром в Киеве, и фактического распада Австро-Венгерской (1918 г.), когда образовалась ЗУНР (Западноукраинская…) с центром во Львове. Это слияние двух национализмов не было длительным, и уже в том же 1919 г. прекратилось.

В ходе ВОВ (ну, или 2-й мировой войны) во взаимоотношениях двух национализмов произошло нечто неожиданное. «Малое украинство», более агрессивное и более приближенное к нацистской Германии, стало пожирать «большое», - ситуация, в начале XX века (после 1-й мировой) совершенно невообразимая. ОУН, первоначально детище «большого» укронационализма (Евгений Коновалец) после ликвидации Коновальца НКВД избрало нового «проводника» в лице Андрея Мельника. Но вскоре против Мельника развернуло борьбу западноукраинское, радикальное крыло ОУН, возглавляемое Степаном Бандерой. В результате ОУН (б) Бандеры по факту сожрал ОУН (м) Мельника.

После 1991 г. и образования Незалежной стало происходить то же самое. Агрессивное «малое украинство» стало навязывать свою волю «большому», а также не сильно заидеологизированному украинством населению исторической Новороссии. Вот откуда идет культ Бандеры.

Откуда же такая агрессивность «малого украинства», спросите вы. Она обусловлена историческими процессами.

Галицко-волынское княжество было одним из самых сильных в феодально раздробленной Древней Руси. Во время монгольского нашествия, которое прошло смерчем по центральным русским землям, после падения и сожжения Киева в 1240 г. завоеватели двигались дальше на запад, уже будучи сильно ослабленными. Галицко-волынское княжество при князе Данииле тоже подверглось разорению, но не в той мере, как центральные княжества, а некоторые малые города княжества даже смогли отбиться от татар и выстояли. В результате, хотя формально галичане признали зависимость от Орды, они оказались в гораздо лучшем состоянии. Князь Даниил вел успешную военную и дипломатическую деятельность, интриговал, склонялся к католицизму, чтобы обезопасить себя от немецких и иных католических государств запада, и в 1253 (или 1254 г.) принял от папы титул «Короля Руси». Князь Юрий I Львович в 1303 году добился от Константинопольского патриарха признания отдельной Малорусской митрополии, а в 1305 году он, желая подчеркнуть могущество Галицко-Волынской державы и наследуя своего деда Даниила Галицкого, принял титул «короля Малой Руси». Таким образом, княжество (королевство) в период после монголо-татарского нашествия пыталось стать центром объединения западных русских земель. Но не стало. В результате польских и литовских походов в конце XIV века Галиция была завоевана Королевством Польским, Волынь — Великим княжеством Литовским. Полуторавековой период относительной независимости завершился.

В середине XVII века в центральной «Украине» вспыхивает восстание Богдана Хмельницкого, в короткий период от Польши освобождена значительная территория центральной «Украины», образована Гетьманщина, которую Богдан отдает под фактический протекторат Московского царства. После смерти Хмельницкого опять начинаются интриги с независимостью, - наступает «Руина». Тем не менее, население центральной «Украины» проживает в составе единого русского государства три с половиной века. Галиция/Волынь весь XV, XVI, XVII, XVIII, XIX и вплоть до середины XX века (1939 г.) находятся в составе нерусских держав, - Польши, Литвы, Австро-Венгрии, опять Польши. За пять с половиной веков население некогда русского княжества теряет связь с русским народом, теряет свою начальную религиозную веру — православие — и переходит к компромиссному варианту — униатству. Простой народ не только угнетается землевладельцами, но и подвергается религиозному и национальному угнетению. В результате образуется чужой, уже нерусский этнос, которому враги все — поляки, литовцы, венгры, немцы, и, теперь уже, - русские. Зарождается настоящее украинство, совершенно отличное от русского сепаратизма центральной «Украины», люто ненавидящее всех чужих, перенявшее немецкую жестокость и польское изуверство.

Получились два довольно различных украинства — галицайское и центрально-украинское, объединенные сначала в УССР, затем в составе Незалежной, затем - пост-Незалежной. Галицайское украинство, раз уж ему дали отдельную державу, всегда воинствующе пытается теснить все другие этносы, включая малороссийское (центральное) украинство и пытаясь украино-галицировать всю полученную территорию.

Киевский Майдан 2014 г. значительно ускорил до того вялый процесс украино-галицайской экспансии на всю «Украину». А идущие военные действия, которые большинством населения рассматриваются (так или иначе) в совершенно в ином свете, нежели это преподносится в «России» могут, и, скорее всего приведут к окончательному формированию украинской политической нации. Ведь для этого были и есть необходимые условия: общность территории, экономической жизни, психического склада.

А как насчет языка? На данный период укронационалисты милостиво снизили свои базовые требования и фактически допустили двуязычие (не в сфере образования, конечно, но во всех остальных). К тому же теперь появилась всеукраинская общность судьбы, вызванная текущей войной. Общность судьбы советского народа, родившаяся в ходе ВОВ, теперь будет максимально нивелирована, тем более что «самые настоящие украинцы», галицаи, воевали против СССР (Росии). Фактически жители «Украины», в том числе и население исторической Новороссии по поводу войны, если выразить это цензурно, говорят приблизительно следующее: «Перестаньте нас кормить историей 80-летней давности. То, что происходит сейчас, для нас важнее». И действительно, понесенные населением «Украины» людские потери являются, по современным меркам, непомерными. Очень многие потеряли родных и близких, очень много искалеченных, не говоря уже о потере и уничтожении имущества.

ВЫВОД: Скорее всего, по результатам войны произойдет окончательное формирование украинской политической нации, включающей уже и жителей исторической Новороссии. Это теперь будет обусловлено дополнительно возникшими факторами:
- общностью судьбы,
- фактическим двуязычием (если это останется после войны).


Рецензии