Картину Ботаник Василия Перова публика недооценила

Картину «Ботаник» Василий Перов написал в 1875 году и показал на IV передвижной выставке. Но публика и критики не оценили её по достоинству. В Государственную Третьяковскую галерею она поступила только в 1910-м, и то по завещанию Михаила Морозова.

Один из современников художника в журнале «Всемирная иллюстрация» так описывал эту работу: «Залитый горячими лучами июльского солнца луг и склонившаяся фигура жреца Флоры, вот и весь сюжет этого жанра <…> та же фигура, которая здесь так уныло белеет среди луга, была бы едва ли не эффектнее в лесу, в толпе крестьянок, из которых какая-нибудь воструха с улыбкой, на потеху своих подруг, подавала бы ботанику – ну, хоть соломинку: “какой-де это цветок, барин?”»

«Ботаник»

«Ботаника» критики относят к серии полотен, которые посвящены тематике охоты. На картине можно увидеть молодого учёного. Вероятно, он принадлежит «среднему сословию». Об этом говорит его одежда: чёрная шляпа, светлая куртка, тёмные брюки и бант. Герой обнаружил интересное растение и полностью сосредоточил на нём внимание, ничего не замечая вокруг. За плечами у него коробка, наполненная различными травами. 

Рядом застыл охотничий пёс - верный спутник. Он навострил уши что-то почуяв. Напряжённое тело и поджатая лапа говорят о готовности собаки защитить своего хозяина. Перов хорошо знал повадки и характеры собак и довольно точно и часто переносил их на холст. Известный факт - художник был увлечённым охотником и любил этих умных преданных животных.

Кстати, луг на картине тоже прописан тщательно и с большой любовью. Опытной кистью Василий Перов изобразил каждый листик, каждый цветочек и стебелёк, используя охристые, золотистые, рыжие, зелёные и коричневые оттенки и создавая своеобразный ковёр из трав. Благодаря этому луг смотрится скорее самостоятельной частью работы.

Переломный период

В 1870-е годы Перов обращается к жизнеутверждающим темам, ставшим для него просветом в череде мрачных и печальных сюжетов предыдущего десятилетия. По словам Ивана Тургенева, он раскрыл мир «идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных», которые находят отраду в чаще леса или на берегу реки, подальше от мирской суеты.

Этот период считается переломным в жизни художника. Главной причиной тому стала семейная трагедия. За короткое время у него умерла любимая жену Елена Шейнс и двое детей. Перов остался  с одним младшим сыном Владимиром. Желая  преодолеть боль утраты, Василий Григорьевич обращается к светлым сюжетам, напоминающим о детстве и беззаботных временах.

Маленький человек

В 1869 году Перов начинает работать над нехарактерной для него картиной «Птицелов», где героем стал «маленький человек», занятый простыми повседневными заботами. Герои – лакей и дворянский сын – звуками дудочки приманивают к себе птичку. Сноровистый старик терпеливо ждёт. Зато мальчик, готовый в любой момент захлопнуть дверцу клетки, с трудом может усидеть на месте.

Сейчас уже мало кто знает, что осенняя ловля птиц была давней традицией ещё со времен Древней Руси. А когда зима заканчивалась, в день Благовещения, пернатых обязательно выпускали на волю. 

Именно за картину «Птицелов» Василий Григорьевич Перов получил почётное звание профессора. Потом будут «Охотники на привале», «Рыболов», написанные в 1871 году. Полотно «Голубятник», что также можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее. Там же находится и «Ботаник» (1875 год).

Портреты Перова

В тех же 1870-х Перов обращается к портретному жанру. Его портреты от работ коллег по творческому цеху отличает прежде всего то, что они не парадные, а домашние, наполненные уютом и умиротворением.

Перову позировали выдающиеся литераторы XIX столетия: Александр Островский, Владимир Даль, Иван Тургенев, Фёдор Достоевский, которого художник изобразил в характерной для него «задумчивой» позе: положив ногу на ногу и обхватив пальцами колени, писатель вглядывается в пустоту.

Знакомые Достоевского, увидев этот портрет, говорили, что Фёдору Михайловичу, вероятно, даже не пришлось позировать. В таком положении он действительно надолго замирал в минуты размышлений.

Прощание с «передвижниками»

В 1878 году Василий Перов расстался с «передвижниками». «Молодёжь вместе с Репиным теснит стариков», – так объяснил он своё решение. Живописец начинает работать  с художественными жанрами и пишет несколько исторических полотен («Спор о вере», «Суд Пугачёва», «Плач Ярославны»), Затем обращается к библейским мотивам и продолжает писать удивительно точные портреты.

За столь недолгую жизнь Василий Григорьевич Перов успел написать более ста картин, многие из которых и сегодня можно увидеть в лучших музеях нашей страны.

Для информации. Василий Григорьевич Перов — русский живописец, жанрист и портретист, первостепенная фигура реалистической школы второй половины XIX века. Академик (с 1866) и профессор (с 1870) Императорской Академии художеств, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.


Рецензии
Спасибо, Наталья. Хорошо рассказали!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   06.09.2024 21:41     Заявить о нарушении
спасибо

Наталья Швец   07.09.2024 01:21   Заявить о нарушении