Вечно горящий светильник древности
Известный монах-иезуит Афанасий Кирхер предположил, что к этой лампе был сделан подвод из местного нефтяного месторождения, и горящая нефть обеспечивала работу лампы. Но если бы так и было, то за тысячи лет потолок и стены склепа должны быть покрыты толстым слоем сажи и копоти, а об этом в хрониках не говорится. Да и нефтяных месторождений рядом не имеется.
Древние манускрипты сообщают следующее: 1) в лампах использовалась кожа огненной саламандры, что на сегодняшний день уверенно ассоциируется учёными с асбестом, горным минералом, имеющим волокнистую структуру и выдерживающим пламя любого костра; 2) в лампах использовалась некая сверхчистая жидкость, которая крутилась там без её расходования; 3) источником свечения лампы являлась заключённая внутри душа.
Исходя из этих особенностей, могу предложить свою версию устройства лампы. Это не что иное, как известный многим кольцар Лазарева. Что из себя представляет кольцар, я писал в предыдущих статьях, поэтому здесь повторяться не стану. А иду дальше.
Для эффективной работы кольцара необходимо вкрутить в нижнюю поверхность перегородки как можно больше металла высокой теплопроводности. Лучше всего подходит для этого медь. Вначале я сверлом высверливаю гнездо в деревяшке на нужную глубину и потом загоняю в него шуруп. Шуруп режет дерево и сравнительно слабо его распирает. В древности медь была, но шурупов не было. Зато были медные гвозди. А гвоздь действует иначе: он распирает дерево. Если мы забьём в деревяшку один гвоздь, она выдержит. Но когда мы будем забивать в деревяшку десятки и сотни гвоздей по всей её площади, деревяшка не выдержит и расколется.
Асбест в этом смысле более прочный материал, он не раскалывается. И подобно дереву, он имеет волокнистую структуру, а где волокна, там и капиллярные каналы между ними. Вот почему в древних лампах использовался асбест.
Наличие сверхчистой жидкости также понятно. Если жидкость имеет некие примеси, эти примеси будут накапливаться в материале перегородки, перекрывать капилляры, и лампа перестанет работать. Сегодня лучше всего для кольцара подходит фреон. Но в древности фреонов не было. Зато древние вполне могли получить какой-нибудь этило-метило-бутиловый эфир из эфиро-масличных растений. А эфир обладает таким же необходимым для работы условием, как и фреон: он имеет низкую теплоту испарения и конденсации (чем меньше теплота фазового перехода, тем больше будет испаряться и конденсироваться вещества при одинаковом температурном напоре, и тем больше будет расход циркулирующего в лампе вещества).
И наконец сам источник свечения. В качестве такого источника хорошо подойдут ночесветки, мелкие морские рачки. У них есть такая особенность: под действием любого внешнего сотрясения находящийся в организме ночесветки реагент даёт световую вспышку, которая может отпугнуть потенциального хищника. И что интересно, этот реагент даёт световую вспышку даже после смерти рачка. Кто отдыхал на побережье Чёрного и Азовского морей во второй половине лета, знают о свечении моря. Это светят ночесветки под ударами морских волн. Иногда целые километры прибойной полосы светят до тех пор, пока мёртвых ночесветок кто-то не сожрёт. Если мы наловим ночесветок в достаточно большом количестве и запустим их внутрь кольцара, они в содержащемся там эфире тут же помрут, но содержащийся в их организме реагент будет под ударами падающих капель исправно давать световую вспышку и светить так бесконечно, потому что не истощается.
Свечение мёртвых ночесветок в лампе вполне молго быть принято древними за свечение души. Я не знаю, признаёт ли христианская религия наличие души у мелких морских рачков. Но ведь лампы строились во времена, когда господствующими религиями были иные конфессии. А они могли решать вопрос о наличии души у ночесветок положительно. И когда в древних рукописях говорилось о свечении души, а христианские монахи более позднего времени эти рукописи переписывали, они могли просто опустить неприемлемое для них положение о душе ночесветки, и писали просто о душе. В итоге создавалось впечатление, будто речь идёт о человеческой душе.
Когда я нашёл старинные изображение вечно горящих ламп, то сразу обратил внимание на то, что они по форме напоминают сильно увеличенную современную радиолампу: цоколь с ножками и стеклянный корпус вытянутой цилиндрической формы. Но именно такую форму имеет кольцар (по крайней мере, тот кольцар, который я делал).
Для работы лампы нужно стекло. Могли ли древние делать стекло? Вполне. Стекло научились делать древние финикийцы достаточно давно. Но первые стёкла были не прозрачными. Однако это вряд ли будет ограничительным фактором для работы лампы.
Рукописи также говорят, что когда лампу разбивали, из неё выходило облачко дыма (то есть улетала находящаяся внутри душа) и лампа переставала работать. А с кольцаром именно так и должно происходить. Как только мы разбиваем стеклянную оболочку кольцара, находящийся внутри эфир тут же испаряется и со стороны это будет выглядеть так, будто из кольцара вылетает чья-то душа.
Когда-то я нашел рассказ позднеантичного греческого философа Ямвлиха о том, как его люди нашли вечно горящую лампу в подземельях разрушенной древнеегипетской столицы Мемфиса. По словам людей Ямвлиха, вначале лампа горела довольно тускло, но по мере приближения людей начинала гореть ярче. А когда кто-то прикоснулся пальцем к лампе, она внезапно потухла. Люди испугались и убежали.
Рассказ полностью совпадает с теми особенности, которые присущи кольцару. Когда я подносил руку к нижней половине кольцара, он начинал работать более интенсивно. Если же подносил руку к верхней половине, кольцар работал хуже. При этом даже не требовался контакт руки с кольцаром, достаточно было одного приближения. Я объяснил этот эффект нагревом корпуса кольцара инфракрасным излучением руки. Эффект наблюдался в случае, когда температура окружающей среды была заметно ниже температуры человеческого тела. И с увеличением температуры окружающего воздуха эффект исчезал.
В подземельях, как правило, холодновато и потому лампа будет работать слабо. Но приближающиеся люди инфракрасным излучением своего организма нагревают нижнюю половину кольцара и лампа начинает гореть более ярко. Главное, чтобы лампа располагалась повыше, на уровне головы (а именно так обычно и делают в склепах). Если же кто-то потом коснется пальцем верхней половины кольцара, он перестанет работать (но возобновит работу достаточно быстро, как только контакт лампы с человеческим организмом прекратится).
Осталось только изготовить кольцар и запустить в него морских рачков-ночесветок. Желаюшие есть?
Свидетельство о публикации №224090600649