Теодицея. Хвала Богу пред лицом смерти

                конспект лекций Е.А.Авдеенко


Елиуй защищает Бога конечно же не от Иова, а пред лицом зла, которое хочет быть беспредельным. Первый вопрос теодицеи - творит ли Бог зло?.. Конечно нет. Но этот вопрос должен прозвучать. По контексту речи Елиуя, Господь творит всё, кроме «места безместного», бездны, Аваддона или пустоты Шеола, потому, что грех и есть опустошенность, ибо есть граница откуда Господь не спасает. Бог сотворил жизнь, но нельзя думать, что Он предоставил ее себе самой. Он во всякое время Духом творит и держит нашу жизнь. Иначе умрёт всякая плоть, ибо Дух Божий есть Дух Животворящий, которым Творец всегда присутствует в творении. Это библейское чувство Жизни. Этим Елиуй хочет сказать, что не может человек обличать Бога в немилости, как до того говорил Иов. Так Елиуй славит Бога, но и не опровергает Иова. Тогда возникает вопрос - откуда зло и смерть и что будет после смерти?.. Елиуй говорит, что Бог зритель дел человеческих и ничто от Него не утаится, и не будет места творящим беззаконие. Поэтому Аваддон и не есть место, а падение в бездну в попытке укрыться от Бога. Таким был Каин, и в попытке укрыться от Бога, он пошел на Него, на Восток. Это был путь его богоборчества, и он не пойдет к Богу на суд, ибо уже осуждён. Бог не спасает из Аваддона.
Дальше Елиуй развивает мысль, что Бог всегда слышит бедняка, ибо нечестивые уклонились от милосердия. Новозаветная мысль: " Милости хочу, а не жертвы", ярче всего в Ветхом Завете звучит в книге Иова. Таким образом, от человека вопль к Богу, а от Бога - тишина, покой во дни зла. В последних речах Иова и друзей настойчиво звучал вопрос - Какое дело Богу до человека? Елиуй тоже его формулирует: если ты беззаконновал, что теперь сделаешь, а если праведен, то что дашь Богу?.. Елиуй отвечает: Мужу подобному тебе - нечестие твое, а сыну человеческому - правда твоя. Т.е. пред человеком - покаяние, тогда оправдаешься. А что Бог может хотеть от человека?.. Покаяния и исповедания. И это ответ на вопрос - Что творение может воздать Творцу? Далее идёт картина того, как грешники сходят в ад. Никто из них не вспомнил и не сказал - Где есть Бог, сотворивший меня? А когда сойдут в ад, они завопят, но Он уже не услышит из-за гордыни их, лукавых, и полного забвения Бога и нежелания Его знать, ибо «безместное» Господь не хочет видеть и слышать. Это смысловая кульминация речи Елиуя. Так что же это за Аваддон такой? Это «безместное», как в греческой Библии и – «пустое», как в масаретском тексте. Это пустое Бог не видит и не слышит. Такова природа греха - гордыня человеческая. За ней начинает исчезать личность человека, которая после смерти уходит в ад. Это люди пустоты, ибо по-еврейски слово «Шеол» имеет значение - пустота. Но есть и другая этимология слова от корня со значением - спрашивать, взыскивать. Поэтому в этом смысле «Шеол» с человека взыскивает, до истощения и пустоты. Если подробно рассматривать слово «Шеол», то оно может указывать на еврейское – «шоа»- пустыня и «мешоа» - опустошенность. В соответствии с этими понятиями Шеол делится на две части - непосредственно Шеол-шоа, откуда спасение возможно, и Шеол-мешоа, собственно Аваддон, откуда нет спасения. Иов замечал вокруг себя падших духов, которые мучили его, область обитания которых пустыня, сумрак, сухость и Аваддон. Об этих духах говорил Христос: «Когда нечистый дух выйдет из человеков, то ходит по безводным местам, ища покоя и не находит». Дьявол напал на Иова, написано, как дух велик от пустыни. Здесь Ветхий и Новый Заветы приобретают единый символический язык в своих истоках. Что такое пустота Шеола? Это когда сухость и жар расплавляют и выпаривают снега божественного Севера, а Шеол похищает тех, кто грешит. И что остаётся, когда вода высыхает?.. Вот это и остаётся от грешника в Шеоле. Поэтому место безводное и есть место пустое. Название Шеол может иметь двойственное значение. Во-первых, как говорит апостол Яков - ад обнажен пред лицом Господа и Он видит людей пустоты. Во-вторых, грешники это люди опустошенные и они уходят в место безместное, в пустотность. Адская мука, в связи с этим, есть постоянное движение, покидание всякого места, т.е. пустотность есть природа ада. Из людей принадлежащих ему, это конечно же Каин и те, кто идёт его путём. Каин бегает с места на место не потому, что его кто- то гонит, а оттого, что он по природе «шатающийся шаткий и стенающий и трясущийся».
Итак, Елиуй ведёт свою теодицею в понятиях, которые знали Иов и его друзья, а именно - Если Бог благ, то откуда в мире зло и смерть?.. Ответ может быть таким: Бог не хочет видеть безместное, которое Он не слышит и не видит. Зло в мире людей это исчезающее бытие личности. Зло в мире духов это уже утраченная личность при сохранении бытия. Бытие никуда не исчезает. В этом и есть суть Аваддона. Разумное существо может истреблять свою личность и сущность, но не своё наличие и присутствие. Т.е. личности нет, а бытие есть навсегда. В этом и есть мука вечная. Иначе - зло есть неисчерпаемое направление воли на истощение, покидание и избавление от жизни и её истребление при невозможности исчезнуть её носителю. Бытие, стремящееся к нулю, но не исчезающее. Всё это природа Аваддона. Теодицея пред его лицом такова, что он существует, ибо это имя сатаны как исчезнувшей личности, сохранившей бытие. Поэтому в движении от Бога Аваддон никогда не достигнет края за которым Бога нет. Перед ним как бы в наказание всегда будет Милость Божья, которая есть Божье существование. А это мука бесконечная. Для праведника же это великое утешение. (Пс. 138) Людей, преданных Аваддону немного, но грешные - все. Злая воля отдаляет человека от Бога, но Бог не оставил человека. Он соединился с человеческой природой и обозначил своё физическое место а мире как человек, а затем истощил свою человеческую жизнь до схождения во ад и занял место в Шеоле. Но там же пустотность, которая выдержать этого не смогла, и ад от переполнения взорвался. Это тайна нашего спасения. О том, что Господь сойдёт и наполнит Собою Шеол, Бог говорит в своей первой речи. Он говорит, что ад взорвется от переполнения и это будет Воскресение мёртвых. Ещё одна важная мысль теодицеи состоит в том, что Богу есть место в Шеоле.
Елиуй заканчивает свою мысль, говоря Иову – Сумей сказать «Слава Богу», в том смысле, что настоящая хвала Богу возносится из ада. В данном случае из того «ада» в котором сидит Иов. Это редкая мысль. Если перетерпеть страдание, то есть ощущение, что Бог -  есть, а зло – пустота. Те, кто алчет и жаждет правды, они терпят, и они дождутся, и они насытятся. Такое терпение это не психологическая выдержка, это предельная духовная стойкость. Иов и стал примером такого терпения. В Евангелие сказано: «Претерпевший до конца спасётся» А из Аваддона Господь не спасает и не хочет видеть безместное, потому, что нечестивые не хотят видеть Бога. Это и есть суть древнейшей в Библии теодицеи, которая говорит об истинной свободе. Впервые эта мысль прочитывается в книге «Бытие» в вопросе – почему Бог осудил мир на истребление в потопе? Потому, что не было возможности помиловать мир, ибо каковы были помыслы человека о Боге, таков становится помысел Бога о человеке, т.е. Бог оставляет человечество наедине само с собой – на земле это смерть, а в Шеоле – Аваддон. Этот дух, что был на земле, соотносился с духом союза сатаны, когда, как было сказано: «Дух Божий да не проникнет в них». Нечестие злодеев Аваддона состоит в том, что они хотят отгородиться от Бога, выставляя против Бога свой гнев. В этом состоит суть их пребывания в Аваддоне, ибо не хотят иметь с Богом никакой связи, а способ разъединения они устраивают сами – их гнев и злоба, которые и есть адский огонь неугасимый. Поэтому они сами являются причиной своих мучений и никак не Бог. Елиуй продолжает, говоря: «Да умрёт в юности душа их, жизнь из уязвляема от ангелов»». Как ни странно, но этот слова милосердия, чтобы они не вобрали в себя в долгой жизни более страшных грехов. Елиуй продолжает говорить об Аваддоне. (36гл. 13 стих) Здесь конкретное описание того, что есть Аваддон конкретно. Мучение в бездне есть следствие первородного греха. Это начало. Далее – есть бездна. А есть протока под бездну, что ниже самого дна. Это и есть Аваддон. В еврейском тексте о нём сказано очень ярко и сложно. Надо знать контекст – о чём речь, тогда всё будет понятно, а именно – грешник, соблазнённый врагом, падает в бездну, где такая пустота и разреженность (нет сгустка), что не с чем сцепиться, и туда падает всё, чем человек наслаждался при жизни, т.е. его стол с яствами. Здесь есть одна особенность текстов – надо сопоставлять переводы и Септуагинты, и масаретского текста, тогда контекст  становится ясен. Аваддон описывается через пару признаков, которые как бы себя взаимно исключают. Так грешнику, в своём полёте вниз в бездну, не за что зацепиться, однако он не может покинуть своих узников, которые с ним духовно сцепились. Одиночество в аду это падение в оцепенении с подобными душами. В Евангелии этот образ овеществился как стадо бесноватых свиней, летящее в пропасть.
Теодицея Елиуя заканчивается пророчеством, потому, что полнота Теодицеи есть событие Боговоплощения. Но теодицею производит не человек, а Бог, ибо она – Христос. Поскольку Елиуй взялся говорить о Премудрости, он должен сказать о том, в чём заключена Божественная Премудрость. Она в том, что - Творец соединится со своим творением. Пророчество Елиуя является логическим завершением его речи, ибо без него она была бы не полна (36 гл. 26 стих): «Се Крепкий, Великий, и мы не познаем Его, число лет Его беспредельное, исчислены у Него капли дождиные и они изольются дождём в облаке. Утечёт обветшавшее. Он осенил облака на людей несчётных». Излияние дождя из облака это устойчивый символ Боговоплощения и нисхождения Святого Духа. Бог как бы излился на землю во плоти. И далее, капли словесного дождя изольются на людей и с этим дождём изменится человек и утечёт всё ветхое, а осенение облаками символизирует каждое рождение человека по воле Божьей. Образ излияния дождя из облака является одним из частых в литургической поэзии. «Облако воды живой» - это о Богородице.
Событие Боговоплощения это переворот в сфере духовных сил. Елиуй говорит об этом так: «Бог положил срок скотам. Они ведают чин ложа», т.е. для скотов-бесов теперь поставлено ложе-ограждение и преграда. Поэтому они и убоялись и знают этот чин преграды, и даже самому сатане-Деннице указано место в Мироздании. Положенный срок этим скотам произошёл в определённое время, а именно после крестной смерти и нисхождения Христа в Шеол. «На сей час Я и пришёл», говорит Христос. После этого часа и до Второго пришествия чин бытия лукавых духов это решительное их укрощение в ограде ложа. Всё это говорит Елиуй как пророчество, но значение своих слов, быть может, даже и не понимает. Его речь имеет чрезвычайный символический смысл, ибо он пророчествует о событии от которого, когда оно сбылось, не только человеческий, но  даже ангельский ум ужаснулся. Следующее пророчество это Сретение Господа: «На руках Он скрыл Свет, заповедал об этом встречающему. Возвестит о Нём друг его; купленный также возвестит о неправде». Симеон Богоприимец, держащий Господа на руках, был первым, кто открыто исповедал, что Иисус есть Миссия и увидел Его как Свет. «Друг и купленный» здесь это – Израиль и язычник, т.е. и свои и чужеземцы уверуют и засвидетельствуют о Миссии. «Спасение твоё ты уготовал пред лицем всех народов и славу людей твоих Израиля» - как сказал Симеон. Пророчество Елиуя это такое состояние, которое граничит с исступлением и даже с опасностью для жизни, ибо он почувствовал на себе необычайную силу Божью. У него «вытекает» сердце и «исступает» ум. Елиуй даже духом слышит звук гласа Божия. Итак, не только пролияние дождя, но и выпадение снега символически описывается Елиуем не в смысле проявление могущества Бога, но и как явление Его во плоти. Далее в речи Елиуя является образ особой печати, которую Господь положит на руку всякого человека. Это печать силы Божьей и немощи человеческой, знамение, как ограждение от злых духов. Мы можем догадаться из времени Нового Завета, что это за знамение на руке и какие звери боятся его. А в конце времён, как сказано, антихрист, даст начертание людям на правую руку, которое лишит человека помощи крестного знамения. Далее Елиуй говорит, что человеческая природа больна и в Боговоплощении она получит исцеление: «Из внутренних хранилищ приходят болезни, а от вершин хлад, и от дыхания крепкого Он даст лёд (от Духа Божия Он даст чистого как лёд – Мессию). Он управляет воду как хочет (всякий зародыш есть сгущение первичных вод и из воды Христос сгустит своё тело). Облако слепляет избранного. Облак рассеивает Свет Его» (облако - символ посещения Божьего и покрова, который Бога скрывает, и Его Свет становится стерпимым для глаз).
Пророческая речь Елиуя подходит к завершению. Он говорит о том, что в Первый День Творения произошло разделение ангелов и отпадение лукавых духов: «Он знает различие облаков…» Здесь облаками названы ангелы, как и в Евангелие: «…увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных…». Далее следует упрёк Иову: «Твоя же одежда горяча, покоится на земле». На символическом языке тёплая одежда отделяет человека от Того, Кто с Севера. Эти слова он обращает Иову, когда тот говорил, что: «…в правду я был обращён, одевался в суд как в ризу…», т.е. правда Иова не небесная. Пророчество подходит к завершению. Он говорит: «Утверждения с Ним в древних (Господь утвердил землю, а Твердь названа Небом), они крепки как видение излияния». (это нисхождение Святого Духа и Боговоплощения. Т.е. от самого Творения мир связан с Богом так крепко, как видение о нисхождении Духа). Такова пророческая речь. Надо как музыку услышать её тональность и диапазон.
Итак, весь богословский спор шёл о человеке, как и все пророчества были о человеке. В своих словах Елиуй предстоит не пред человеками, а пред Богом, но говорит о Человеке в смысле мессианского пророчества. Ещё один важный смысловой момент книги Иова это молчание спорящих, ибо необходимо высказаться и замолчать. Тогда будет говорить Бог. Далее Елиуё говорит то, что будет понято лишь через Евангелие. Апостол Иоанн говорит о Христе: «Мы увидели Славу Его, Славу как Единородного от Отца», т.е. уверовавшие увидят, но не все. Елиуй говорит: «Всем Свет невидим. Он блистает в древних делах, как бы от Него на облаках. От Севера облака златозарные. На них великая Слава и Честь Вседержителя». После воплощения Света Его уже не видели как Свет. Божественный Свет блистает в творении. В начальных древних делах Свет на облаках - это Слава Отца, но Он всем невидим. Елиуй говорит о пришествии Божьем: «И не находим иного подобного крепости Его, который судит праведно. Думаешь, Он не слышит?», опять обращаясь к Иову, упрекавшего Бога в немилосердии, в смысле, что ты упрекал Его, а Бог придёт нас спасать как Мессия. И последние слова Елиуя о начале Премудрости: «Посему убоятся Его человеки, убоятся же Его и мудрые сердцем». После сего упокоился Елиуй от беседы и исчерпал свой гнев. И вот после такой его речи начинает говорить Господь сквозь бурю и облака, что уже было описано.
Итак, в этой книге пророчествовали Елифас, потом Иов, потом Елиуй и, наконец, Сам Господь. Т.е. в книге Иова нам дано самое полное представление о том, как ожидали Спасителя, пророчили о Мессии в древнейшую эпоху пред Законом Моисея. Замысел книги состоит в том, что ещё пред Законом, вне Израиля уже ожидали пришествие Спасителя Мессии, о котором говорили пророки Израиля. Что же нового сказал Сам Господь, чего не говорили персонажи книги? Новое -  тайна смирения и тайна Голгофы Господней, путь спасения – Крест Господень.


Рецензии