Москва - третий Рим

https://cloud.mail.ru/public/7Nje/scSZSVAHc

Давайте вернёмся на пару тысяч лет назад и рассмотрим вкратце истоки русской культуры, столь ненавистной сегодня, да и раннее, представителям западноевропейских политических элит по обе стороны Атлантического океана. Прежде всего сразу определимся, что нас интересует культурный аспект неприятия этими западными деятелями русских, как носителей восточной культуры, с их иной смысловой оценочной системой жизни и смерти в различных аспектах бытия: метафизическом, материальном, социальном и мотивационном. Мне сразу возразят современные обществоведы, что основной смысл деятельности западноевропейских элит во все предыдущие века было желание обеспечить определённый уровень стабильного существования прежде всего себя, по средствам своих соплеменников. Тем самым западная элита обеспечивала свою социальную значимость и власть через силу и золото. И не важно, хватало ли для этого своих материальных ресурсов у таких политиков на данной земле… Если не хватало, прикрываясь агрессивной идеологией, вела подвластные вооружённые отряды на чужие земли, на чужие племена и народы, чтобы присвоить их добро себе, а самих их превратить в рабсилу, обеспечивающую этим элитам некий ярко выраженный жизненный комфорт.
Глубокая философия лежит в основе любой идеологии, которая являет собой популярный инструмент аксиологизации сознания людей, т.е. формирования неких понятных членам данного конкретного политического социума ценностных категорий: эстетических, этических, моральных и эсхатологических. Их смысловое содержание, позволяет понять каждому члену данного социума чем конкретно является: красота, а что - наоборот; что можно, а что - нельзя; что есть добро, а что – зло; быть, или не быть. Именно философский фундамент - система, позволяющая осмысленно умно понимать всю многосложную среду обитания людей. Накапливая эмпирические – физически действенные и метафизические – системные рациональные знания, люди стремились применять их. Так, словно по ступеням лестницы стоящей на том или ином философском фундаменте, поднимали свой цивилизованный жизненный уровень бытия, гармонично гуманно и рационально используя при этом всё новые объективные энергетические уровни во благо людей.
Современная европейская философия зародилась в древней Греции, которая, со временем, в первые века нашей эры, впитала в себя теократическую философию Азии, в её Ближневосточном выражении, а конкретно: иудейской, христианской и исламской, а также индуистской (принцип триединого божества) и т.д. Именно метафизическая – божественная, а значит рациональная и умная трактовка  бытия всего сущего, в том числе и человека, «созданного по образцу и подобию» Всевышнего, позволила человеку стать созидателем своего устойчивого бытия в природе и в социуме, изначально принимая назидания Бога, советуясь с Ним и слушая Его через пророков. Казалось бы - вот он общий философский фундамент для современного гармоничного бытия и прогрессивного цивилизованного научного развития людей!
Но так не стало, и не было никогда! Как было сказано вначале данной публикации, элиты в Европе и на Евроазиатском континенте обрели совершенно иное антагонистическое нравственное понимание человеческого бытия, грозящего перерасти во всё разрушающий Апокалипсис. Предотвратить сползание наиболее цивилизованной части человечества в клоаку сжигающей всё термоядерной войны может новая не только диалектическая философия, та самая, где идёт постоянная борьба между антагонистами не на жизнь, а – насмерть. Только созидающая философия, опирающаяся на метафизические математически описанные законы всего вселенского естества и идеология, выстроенная на такой Философии созидания, может быть гарантом прогресса цивилизации.
Возникает вопрос: Возможно ли формирование Философии созидания?
Ответ: Да! Без неё не было бы вообще человечества, да и закономерно системно детерминированного вселенского сущего во всех его ипостасях и принципах.
Культура, в основе которой есть та или иная религиозная нравственная система всегда давала разумному человеку основу для строительства нового своего материального бытия. Новые инженерные конструкции часто использовались правящими не только для своекорыстного уничтожения других людей…
Нынешние западноевропейская и восточноевропейская культуры вышли из одного христианского корня, в их основе изначально лежали две философские школы бытия людей. Одна из них – западная, ставила во главу угла физическую силу, вторая – восточная, - умный гуманизм Всевышнего. Этот «водораздел» произошёл в IV в. н.э. с принятием римским императором Константином в 312 г. христианства, как единой государственной веры и образования восточной Римской империи - Византии со своей новой столицей Константинополем (по-гречески – городом Константина).
Подчеркну, раскол Римской империи и её упадок начался ещё в III в. н.э., когда ненасытные амбиции похотливых вождей римских легионов, привели к перманентным переворотам в борьбе за власть, с разделом огромной территории тогдашней Римской империи на удельные вотчины. Рим разрушали варвары… 
Константинополь, благодаря введением Константином христианства выжил, окреп и просуществовал как столица второй Римской империи Византии до 1453 г., когда разложившийся изнутри на меркантильной основе, позволил себя покорить новой пассионарной азиатской силе – тюркам. Однако, православная нравственная сила Византии – Второго Рима не исчезла. Ничто не исчезает в этом мире. Она одухотворила славян и другие племена на территории Восточной Европы, воплотившись в Российскую государственность со столицей в Москве – третьим Римом, как сказал в 1524 г. монах псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей
В чём нравственная суть такой государственной устойчивости?
Мамона, золото, деньги – иллюзорные, фальшивые точки опоры слабых, но тщеславных людей, строящих своё благополучие насилием и подкупом подчиняющих себе сведущих умелых деятельных членов общества, не служат укреплению всесторонней жизни общества. Деньги всегда разъединяли и разъединяют людей.
Объединяют людей конструктивные гуманные идеи, основанный на незыблемых законах бытия нравственной личности, справедливого социума в окружающей природе и умного человечества в бескрайних просторах Вселенного. Именно восточно-христианская религиозная система, созданная православными отцами этой церкви на почве и славянской культуры вечевого общественного существования в условиях сурового климата на бескрайних просторах северной части Евразии, обеспечила развитие славян. Они приняли древнегреческую философию мудрого умного бытия в агрессивном окружающем естестве. Православное христианство своими гуманными нравственными устоями, реализуя умные божественные законы, привело к тем совершенным результатам, которые позволили освоить энергию атома, выйти в космос и сегодня строит гуманную организацию социальной жизни людей.
 
Валерий ИВАНОВ, 6 сентября 2024 г., Вильнюс.


Рецензии
Это заблуждение, что элиты в Европе и в других частях света обрели совершенно иное нравственное понимание человеческого бытия, чем то, что было приведено в книгах Священного Писания. Нет и еще раз нет. Они и имели такое понимание всегда! И даже больше того, не только элиты стран Западной Европы или Северной Америки всегда имели иное нравственное понимание человеческого бытия, чем это было обозначено в книгах Священного Писания, но также и представители простого населения!

В чем это выражается? А выражается это в том, что вся обыденная жизнь человека (пусть даже и религиозная) на Западе строится отнюдь не на богоугодном принципе служения человека посредством исполнения разного рода обязательств и (или) обязанностей, а на совершенно не богоугодном принципе властвования посредством предъявления разного рода прав и (или) правомочий!

По этой причине подлинным философским учением созидания для всего мира сможет стать лишь то из них, что даст человеку предельно четкий критерий для отделения «овец от козлищ». А вот для этого тому человеку, который решил создать такое учение, необходимо сперва выйти на новый уровень понимания архитектоники категориальной структуры морально-нравственной сферы бытия-сознания человека!

Владимир Баталов   20.09.2024 20:44     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Относительно новой архитектоники нравственной системы посмотрите здесь и другие статьи о нравственном октагоне (они в списке моих публикаций здесь на прозе.ру) http://proza.ru/2018/10/08/1487

Валерий Иванов-Виленский 22   21.09.2024 00:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.