Ч. 21 Размышления о капитанских жёнах

Предыдущая страница  http://proza.ru/2024/09/01/944

Может сложиться впечатление, что капитанские жёны были бесполезными пассажирками на судах, поскольку не участвовали в работе экипажей. Но это совсем не так. Все жёны капитанов были образованными людьми.

В девятнадцатом веке ведение дневников было обычным делом, и мы должны быть благодарны этим женщинам за их записки, позволяющие воссоздать картину прошлого.
 
После 1850-х годов большинство женщин отправились в море, когда китобойный промысел начал приходить в упадок, поскольку происходил постепенный переход на пар, газ и электричество.

Люди стали рассматривать охоту не как средство добычи еды, а как вид спорта. Охоту на китов можно сравнить с охотой на бизонов, которых истребили десятки миллионов.

Даже представители царского семейства приезжали в США, чтобы охотиться на бизонов.

Хотя, пожалуй, охота на китов больше походила на слоновую охоту. К такому выводу я пришёл, читая книги Уилбура Смита.

Охота на слонов требовала физической выносливости, интеллектуальной активности, высокого личного риска и опыта работы с нетрадиционным оружием. Всё это можно полностью отнести и к китобоям.
 
Человечество пришло к выводу, что имеет полное право, неизвестно кем выданное, убивать другие виды животного мира даже ради развлечения. О войнах между собой и я не упоминаю.

Моря и океаны служили целью научных исследований. Гидрографы изучали физические характеристики океанов, морей, прибрежных районов, озёр и рек, чтобы обеспечивать безопасность навигации и поддерживать все остальные виды морской деятельности, включая безопасность и оборону.

Например, в Высшем военно-морском училище инженеров оружия, которое я окончил, при его создании был гидрографический факультет. В девятнадцатом веке китобои, которые охотились за морскими гигантами, невольно стали источниками научных знаний о Мировом океане.

Их обязывали наблюдать и записывать сведения о ветрах, течениях, и это при том, что нужно было следовать за своей добычей и ориентироваться в незнакомых ледяных водах.
 
Делали они это не бесплатно, получая жалование  от Гидрографического департамента США. Вести записи капитаны нередко поручали своим жёнам.

Жена капитана Мэри Брюстер написала в дневнике о том, что их плавание было больше связано с разведкой, чем с китобойным промыслом.
 
«Интересно, даст ли правительство нам половину зарплаты?», — закончила она одну из дневниковых записей. Такие плавания длились по несколько лет.

Стоит ли удивляться тому, что жены капитанов называли китобойное судно своим домом?

Семья и дом для американцев - самое главное. В этом их основное отличие от нас, бывших граждан СССР, которым вбивалось в головы, что главное – это не ваша семья и дом, а государство, которое маскировалось словом «Родина».
 
Не вижу большого отличия и в нынешнее время, когда чиновничий аппарат старается добиваться любви к себе, а, следовательно, и обеспечения безопасности своего существования, прикрываясь понятием Родины.
 
Долг американских женщин того времени заключался в том, чтобы создать дом там, куда их забросила судьба. Тем самым они создавали  моральное благополучие своих семей.
 
Жены капитанов, могли позволить себе читать книги и журналы, имели достаточно свободного времени, чтобы быть активными вне дома в церкви, политике или в добровольческих обществах.

На китобойных судах жены и дети жили в кормовой части судна в каюте капитана и создавали там имитацию небольшого частного дома. Там не всегда было светло, чаще темно и сыро, множество тараканов, нередкими гостьями бывали и крысы.
 
Поэтому капитанские жены как могли, украшали и делали каюты удобными для своих семей. На палубе, там, где работали матросы, они могли только мешать, поэтому  их прогулки ограничивались кормой судна.
 
Если погода была плохой, они оставались внизу, в каюте. Большую часть времени жёны проводили в компании капитана и его помощников. Они также общались со стюардом и юнгой, а иногда и с поваром.
 
В остальном экипаж и жены жили каждые своей отдельной жизнью. Связь женщин с экипажем появлялась только тогда, когда кто-то был ранен, убит или они вызвали драку.

На судне капитан обладал абсолютной властью. Чаще всего он был один, в отличие от помощников и матросов.

Присутствие жён скрашивало их одиночество, тем более, что они постоянно пребывали в напряжении, управляя экипажем и кораблём, не говоря уже о том, что им нужно было демонстрировать своё мастерство во время охоты на китов.

В дневниках жён капитанов записи относились, в основном, к трём темам: описание морских животных, утилизация их на борту и чем китобои занимались при этом на корабле.

Если описание технологии разделки китов можно упомянуть только один раз, то вид экзотических животных разнообразил повседневные будни, похожие одни на другие.

Например, Элиза Уильямс написала заметку о животных, которых они видели в тот день: «Сегодня мы видели много морских свиней, солнечных рыб и птиц. Матросы сегодня днем поймали очень большую тигровую акулу».

В море женщины были избавлены от большинства своих домашних обязанностей, поэтому их дневники заполнены описанием морских животных и рыб.

Марта Браун написала в дневнике: «Я нахожу, что в Океане есть многое, что может заинтересовать пытливый ум». Многие из жён даже делали зарисовки в своих записках.

До 1860-х годов основной задачей естественной истории был сбор и описание флоры и фауны.

Мэри Брюстер так рассказала о летучей рыбе: «Это была маленькая, но совершенная рыбка, по форме напоминающая наши макрели...».

Всё описание не стал цитировать, слишком длинное, но она писала подробно, потому что подражала естествоиспытателям.
 
В 1859 году Чарльз Дарвин опубликовал революционную книгу «О происхождении видов», которая взбудоражила тогдашнее общество.

Если раньше жёны капитанов видели божественное в каждом живом существе, то книга Дарвина поставила крест на связи религии и науки.

Но давно замечено, что новые идеи входят тупой стороной клина. Поэтому для большинства образованного населения того времени люди не были животными, а оставались божественным творением.
 
Тем более удивительно наблюдать, что у нас в отечестве  происходит обратный процесс.
 
Продолжение http://proza.ru/2024/09/25/952

 


Рецензии

Дорогой Владимир,вы хорошо описываете чем занимались жены.Но как сейчас .
Что может похожим на современных суднах,мне далеко понять хотя досталась
жизнь за переживание мужа-офицера.Свой дом,своя работа ,думать некогда.Спасибо!

Нинель Товани   08.09.2024 05:41     Заявить о нарушении
Сейчас, дорогая Нинель, это исключено.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   08.09.2024 15:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.