Читать зачем? Зачем учиться?

         А жизнь сложна и непредсказуема...В ней легче тому, кто в поисках истины и правды тратил(а) время и в школьные годы, и во время учёбы хоть в среднем специальном, хоть в высшем учебном заведении...

     Вспомним давнее... Евгений Яковлевич Андриенко завершает цикл лекций по своему историческому предмету. И в конце первого часа пары говорит на втором курсе студентам литературного факультета: "Я прочитаю вам на втором часе наизусть стихотворения Владимира Маяковского и Семёна Кирсанова..."

     Второй час начался с сообщения о том, что когда он, Евгений Яковлевич, сам учился в Ростовском госуниверситете, один из преподавателей сказал, что "если Вы считаете себя культурным человеком, Вы должны знать наизусть более сотни стихотворений классических и современных поэтов..." Сказанное так поразило студента Андриенко, что он лично для себя и время нашёл, и те стихотворения, которые считал для себя открытием навсегда...
   
      А далее мы услышали до завершения учебного часа обещанное чтение наизусть поэзии Маяковского и Кирсанова... В конце часа после этого чтения были обозначены темы, имеющие современное значение на все времена... Это был 2 курс.

      На выпуске были пары в практикуме по поэзии XX века. Я давно училась...Мы пользовались библиотеками и читальными залами...И декан нашего литфака ТГПИ Михаил Дмитриевич Бочаров  читал на заключительной паре втором часе наизусть  поэзию XX века... Ничто так не вдохновляет человека, как знания и умения преподавателя,его обучающего... Мне повезло и в школе с учителями, и в институте с преподавателями в первом высшем образовании, и в университете с преподавателями во втором высшем образовании, хоть оно и было заочное... Да, преподаватели наши были уставшими, заочка во вторую смену шла, но было ярко, интересно, увлекательно... Моя признательность красоте и гармонии учебных занятий и в теории, и в практике...

     Зачем читать? Зачем учиться? Личность учителя и преподавателя всегда отвечает на все вопросы...Учиться размышлять, раздумывать и просто думать, - это так необходимо... Всегда может понадобиться в жизни...

       Каждый день мы сталкиваемся с непростыми ситуациями. Их не просто нужно понять, но и объяснить для себя... И после решить, как жить дальше, как объяснить другому поколению всё значение этого нового и сложного... Старшему поколению - одно решение,с учётом того, что мы знаем о его опыте, ну а младшему - другое, нужно учесть его задачи и новые знания, а также и возможности будущего....

        Если ответить на вопрос, кому сложнее, тому, кто читал много, с пониманием, но без фанатизма, или тому, кто с фанатизмом будет говорить, как много книг он(она) прочитал(-а)и хвастаться этим, оставляя в тени, а зачем... И я отвечу: читать, понимать, что и для чего читать, сравнивать, сопоставлять и делать выводы, важно и необходимо...Именно поэтому легче тому, кто читал много и с пониманием того, что и для чего было написано. Время не потеряно, размах впечатлений стал шире и ярче...

      Что касается хвастовства и самолюбования, то есть огромное число аналитической литературы, сравнивающий идеи, темы и проблемы, их варианты, раскрывающие и шире, и разнообразнее героев и обстоятельства, в которых они оказались... И тогда хвастовство с самолюбованием сами по себе теряются и исчезают в пространстве, теряют свой смысл...
   Грустно, но мне скажут, вот были бы крутыми родители, или ещё кто, тогда бы было проще... Да не скажите... Как никто, старшая дочь в многодетной семье, я могу сказать, что зависит всё от вашего отношения...
    Переезд моих близких из небольшого шахтёрского городка Снежное в большой приморский город Мариуполь (тогда Жданов) был серьёзным испытанием для всех в семье. И,конечно, учил толерантности,терпению, дипломатии всех нас. Поиски выхода из различных сложных ситуаций тоже никто не отменял...
    В школе в старших классах у нас была замечательная классная руководительница Анна Алексеевна Кондакова... Одним из рабочих методов общения наша классная, чтобы собрать и объединить нас всех в единое учебное пространство, презентовала встречу с родителями учеников как возможность раскрыть новые перспективы в обучении...
   Первая встреча была с ветераном Великой Отечественной войны, папой моей одноклассницы Марины Сергеевны... Я в том возрасте, когда без отчества просто не обойтись... Значение встречи было необыкновенным... Искренность и доброжелательность общения была на самом высоком уровне... Марина Сергеевна, мы так называли Марину из уважения и восхищения все два наших учебных года, великолепно изнутри понимала алгебру и геометрию, физику и химию, могла любую тему объяснить...
       А Анна Алексеевна создала праздничный настрой для всех нас выступлением Сергея Михайловича на встрече, его рассказом о человеческих качествах, необходимых для жизни в коллективе и обществе...Сама скромность, уважительное отношение к нам, тогда школьникам, были  необыкновенной стороной встречи...Очень осторожно, но с пониманием важности разговора об учёбе в старших классах, формирующей сознательное стремление к успехам на всех уроках всех предметов, спокойно и уверенно говорил Сергей Михайлович, с пониманием значения своего каждого слова, проникновенность которых незабываемо...В этот класс шли те, кому нужно было поступить в первый же год экзаменов, не растягивая по времени поступление и экзамены...
       Именно так, с пониманием и уважением, все два года относилась к нам сама Анна Алексеевна. Даже тогда, когда она отчитывала за какие-либо сложности на уроках, то начинала с того, что мы её разочаровали...И в этом случае так хотелось услышать её личную похвалу... И, конечно, за конкретное дело...
      Прошли годы и десятилетия... И как раньше и всегда, Марина Сергеевна помогает, поддерживает, объясняет, что, где, когда в нашей жизни...А встреча, презентовавшая высокий уровень общения  серьёзного взрослого с формирующимися школьниками, помнится и не забывается, как открытие нового и важного...
      
      Лично для меня уроки литературы и русского языка в выпускных классах Юлии Александровны Соколовой были вдохновенным открытием каждого произведения литературы, как части предмета, и пониманием  важности русского языка, в целом, для каждого из нас, как  системы необыкновенных открытий в грамматике и других родниках-частях речи,составляющих Вселенную смысла...
     Мне, без сравнения,хотелось бы сказать о том времени, создавшем авторитет  школы, нас учившей, создавшей мир наших интересов и способностей...Конечно, подбор учеников и учениц нашего выпуска был великолепен сам по себе... Школа готовила серьёзно в ВУЗы... И еженедельно вечером в субботу мы представляли собой зрителей в актовом зале, а каждый класс готовил неповторимое выступление...Видимо, чтобы каждый выступавший не боялся своих слушателей.          И вечер встречи с выпускниками ежегодно оставался до следующего вечера встречи самым ярким интересным событием для выпускников прошедших лет и учеников выпускных классов...
     Саркиц Геннадий Фёдорович собрал команду необыкновенно талантливых учителей всех предметов...И хотелось бы среди всех выделить жену Геннадия Фёдоровича, - учительницу одного из самых главных школьных предметов, истории, - Валентину Савельевну Саркиц...
     Факультатив тоже мог оказаться в центре внимания тех, кто должен был поступать в самые разные ВУЗы и сдавать экзамены, кто должен был показать высокий уровень знаний, умение анализировать, сравнивать и сопоставлять сходство и различие понятий... Мы говорим о структурно-логических схемах, которые могут называться по-разному, вот только суть подготовительного этапа от этого не меняется...
      О том, что нужно готовиться, чтобы раскрыть свои способности, свою индивидуальность, свою систему знаний,и на вступительных экзаменах,и  в сессиях, не забываем...В системе "кто есть кто" это особенно заметно...Но на дружбу это   не влияет...
     И чтение художественных произведений помогало, вдохновляло, окрыляло и создавало по-человечески всегда...
     Итак,в целом, Слово Проникновенное и Слово Художественное, поэтическое и прозаическое, обладает блистательными  силой и вдохновением, помогают нам жить, находить себя, раскрывать свои таланты и своё вдохновение... И это важно и нужно...
   Да, время было другое, только в каждом времени есть те, кто помнится через годы и расстояния...
    Мне хочется сказать "спасибо" всем тем, с кем училась, конечно, лично Марине Сергеевне, однокласснице моей, всем тем, кто создавал наши личности и в этом рассказе есть, и всем тем, кто за кадром, но тоже причастен(а) к разговору...

     Не забываем: "Каждый человек - наш учитель..."  Повторюсь, что жизнь сложна и непредсказуема...

      
   
      


Рецензии