Одесса вечер перед 1 сентября
- Мама не делайте мне психоз! То, шо вы ему купите «рукзак» с суперменом не решит его наследственные вопросы!
- Додя, ты помнишь, как твоя бабушка, царство ей небесное, сказала: «Раз ребёнок не может-таки ходить на плавание, пусть будет музыкально образован, в секции шахмат есть прекрасное пианино и там набирают группу по классу фортепиано» ...
- Мама эту нашу семейную трагедию знает не только Паша, но и весь двор! Вы традиционно заводите ее перед первым сентября, у Паши тоже аллергия на хлорку и нет слуха.
- Но, па…
- Никаких, но, Паша! В моем случае уважаемый домашний совет даже не выносил на рассмотрение не какие виды спорта! Сам факт того, шо у меня была найдена аллергия, и от этого прогрессировал гайморит, полностью лишал меня шансов на спорт! Вариант занятия шахматами в шахматной секции тоже не рассматривался категорически..., потому я позаботился о себе сам!
- Давайте проблемы с секциями оставим на попозже. Додя сходи к Розе Марковне, купи букет на завтра. И возьми, наверно, наш он в сиреневом кулечке.
Два раза в год, по высшему провидению, у Розы Марковны был весьма успешный бизнес. Она отмечала свой день рождения 31 августа, а Семен Моисеевич 24 мая, так что на первый и последний школьный звонок всегда были свежие букеты. Весь район знал за этот бизнес и за то, шо подаренные букеты на следующий день продаются на углу Канатной и Пироговской, между двумя школами. Тот, кто хотел выбрать, приходил прямо домой, ближе к ночи, или уходя с дня рождения, выкупал свой же букетик.
- Наташа, может уже утром?
- Нет, утром будет дороже и наш может уйти. Иди, Додя, и сделай шо то с лицом, еще никто не умер.
Фелиция Абрамовна посмотрела на невестку взглядом повседневного осуждения, но воспоминания накатили настолько, шо даже она годилась шоб выслушать нахлынувшее.
- Представляешь, Додя топнул мягким кулаком по столу, больше в фантазии чем наяву, но таки сказал - я решил я буду ходить на дзюдо! Семейный совет, конечно, склонялся к шахматной школе по классу фортепиано, но таки принял во внимание комсомольский напор пионера Додика. И наш юный, хорошо откормленный, еврейский отрок встал на дорогу спорта, окончательно порвав с музыкой, с раннего детства!
- Я таки смотрю, Вы этим гордитесь, мама! Довели ребенка до дзюдо!
- Паша, папа в начале лета записался на дзюдо и ответственно посещал тренировки. Потом настало 1 сентября, школа с радостью распахнула свои двери перед Додиком, и Додик ответил ей взаимностью. Он впорхнул в них со всем своим натренированным за три месяца энтузиазмом! Мы, конечно, побаивались, особенно после проработки приёмов на свёрнутом матрасе кровати, но школа этого не знала. Додя возвратил, по списку, все свои обиды, накопленные за годы, шёл по-еврейски четко и планомерно. Он тогда не знал о Моссаде и его списках, но его список был тоже хорошо отполирован и выверен.
- Боже, мама, шо вы говорите ребенку? И так не понятно, как они будут учиться, в бомбоубежище или удаленно!
- Я тебя умАляю, Наташа, деньги на шторы они все равно соберут! А пока ребенок не решил «Хто» он, Рембо или Паганини, хорошо если будет на удаленке! Я считаю вопрос с секцией актуален!
- Мама Вы или плохо считаете или не считаете наши деньги! Наш бюджет со сбором Паши в школу похож на приданое!
- Ой! Держите меня за все подробности! Наташа ты знаешь шо такое приданое? Ты пришла к нам в квартиру как Золушка без Феи!
- Ну, так, опц…, какой дворец с прЫнцем, такая и пЫнцесса с прЫданным! Не слушай бабушку, Паша, закрой уши, иди делай уроки!
- Ма…, 1 сентября завтра, какие уроки?
- А шо на лето ничего не задавали?
- Прочитать пять книг и сделать гербарий.
- Там на стенке, над бабушкиной кроватью, ее засушенный свадебный букет, рядом с похоронным веночком дедушки…, давно говорила, шо это не по фэн-шую и рассадник моли! Снимай, Паша и делай гербарий!
- А книги?
- Щас папа придет и расскажет тебе шо ты прочитал.
Додик вернулся с цветами, завернутыми в фиолетовый кулечек, на манер а-ля французские «рюшики». Роза Марковна, подаренный ими букет, продала со скидкой, как для своих из-за самовывоза.
- Додя, пока я собираю ребенка в школу, иди расскажи ему шо-то, он не прочитал 5 книг и выберите-таки ему секцию.
- Иди «сюдой», сынок, слушай папу внимательно! Дело было так, гуляя по району в поисках спорта, выход был найден не так что бы сразу и без осечек, но найден. Первая мыслЯ, конечно, футбол, но я же из приличной еврейской семьи и по этому не был обделён интеллектом и врождённым сарказмом, который рождает самоиронию. Уже тогда не любил смотреться в зеркало, но понимал, как выгляжу, потому, распрощавшись мысленно с футболом я размышлял, наматывая уже третий круг по беговой дорожке стадиона, не замечал красоты теннисного корта. Теннис в начале 90х это было красиво модно и престижно, но дорого и не про меня... Ракетка, кроссовки и ещё и платить за уроки, я понял шо меня скорее сдадут в интернат, чем оплатят всё это расточительство! Любуясь красивыми девочками и отвратительно стальными мальчиками, я сел на скамеечку рядом с кортом, доесть бублик…
- Шо ты ему рассказываешь? Это Куприн?
- Наташа мы еще за спорт не решили!
- Ты кормил кота? По-моему, у него к нам претензия!
- В этом доме есть хоть кто-то без претензий? Мама, покормите вашего кота, он только Вас считает человеком, я готовлю Пашу к школе.
- Па, так как ты дошел до дзюдо?
- Доедая бублик, я залюбовался Юлей, звездой 3А класса, прыгающей по корту и будящей фантазии в еще неокрепшем сознании моем и наблюдавшем за ней Юрой, моим соседом.
- Дядя Юра?
- Это сейчас он Дядя Юра, а тогда это был «поця мамина», с которым мы записались в новую студию Дзюдо.
- Додя, шо ты ребенку говоришь? Иди, поставь букет в ведро, я сама расскажу ему за книги!
Наташа вкратце обрисовала сыну сложную драму девочки Элли, унесенной ураганом в страну Чудес, о опасности уличных знакомств с кем попало, о первом понимании вреда наркотиков в виде маковых полей и о том, шо хозяева Изумрудных городов обычно обманщики. Эта история оказалась многотомной и в мамином изложении оставила в памяти Паши неизгладимый след. Ему теперь было шо сказать за прочитанное летом.
07.09.2024
Свидетельство о публикации №224090701000