Постскриптум к любимому фильму

– 22 вечера в моей жизни начинались одинаково: у нас труп, делаем вскрытие и анализ с детализацией – форма черепа, характер повреждений, микроткани, осколки и главная удача – ДНК. К десятому сеансу одной и той же завязки я научился ужинать при таком просмотре, словно заправский патологоанатом из морга. Это не заслуга: на цифровом экране отсутствовал запах, который не передаст даже HDMI.

– Расскажи мне кто ещё весной о такой трате 15-ти часов из жизни – не поверил бы. Я не люблю сериалы, и на уровне трейлеров, а также интуиции отправляю в утиль процентов 90 из них. При всей мощи американской индустрии, именующей сериалы «Телешоу». Конкуренция огромная, сюжеты от милого ретро до ненаучной фантастики, а на выходе мне неинтересно уже на первых секундах анонса.

– Йоан Гриффит, валлийский актёр средней востребованности, попал точно в моё восприятие. Клише о «современном Шерлоке Холмсе» ошибочно: доктор Генри Морган постарше Холмса, ему 235 лет в 2014 году. Если он мизантроп и социопат, что неизбежно при такой продолжительности бытия, то весьма умеренный. Мне было бесценно увидеть искусство нести себя по жизни в объективно чуждой среде, не впадая в откровенное отшельничество. И не утратив интерес к тому, что насущно в любую эпоху: вера, радость, дружба, интеллект, наслаждение искусством.

– У фильма средненькая детективная линия, и в половине расследований я угадывал преступников к середине серии. Некоторые выводы Генри Моргана методом индукции поспешны и недостаточно обоснованы фактами, но критиков отталкивает вовсе не это. Судмедэксперт из Нью-Йорка Генри был бы понятней в роли усталого злодея, знающего о своей неуязвимости. Прожив два с половиной столетия, невозможно не встать на сторону тьмы, мстя невинным поколениям за беспечность и незнание прошлого.

– Таков Адам, тоже бессмертный, но в возрасте 2000 лет. В 235 вся социопатия Генри выглядит лайтово: он не любит шумные тусы, осторожен с новыми связями и отказывается признавать Искусство после середины ХХ века. И так, милые детали – не пользуется сотовым (даже кнопочным) и запрещает приёмному сыну готовить в микроволновке.

– Прожив всего 50, я во многом поддерживаю Генри. При масштабном взгляде на Мир (от ста лет и дольше) он бестолков, хаотичен, переполнен ложными идеями и неумными прихотями власть имущих. И подлинных ценностей в нём не так много, при всём богатстве Истории. Надо ли говорить о том, что люди, разочарованные в линии жизни Генри Моргана, судят по себе – а человечество, в законах больших чисел, мало изменилось и после Нового Завета. Имея огромную фору перед простыми смертными, власть и неуязвимость, большинству кажется невозможным не воспользоваться этим ради личных прихотей. Уж, во всяком случае, отыскать способ не ходить на работу пять дней в неделю.

– Не вызови «Вечность» эмпатию с первых секунд трейлера, я бы однажды наткнулся на лучшую рецензию, после которой осознал бы, что это кино – для меня. Вот она: «для истории о попаданце в сериале недостаточно экшна, спецэффектов и смены сюжета. Любителям фантастики категорически не рекомендую». Я бы дополнил: и любителям т.н. «современной прозы» и востребованных киносценариев.

– Ещё один плюс создателям – средний, по меркам штатовской шоу-индустрии бюджет они потратили не на привлечение топовых актёров, а на создание антуража с множеством исторических реликтов в кадре. Атмосферное ламповое кино с цифровым качеством – такая же восхитительная комбинация, как острый ум, память и способность удивляться в 235 лет Генри Моргана. В конечном итоге, мораль одна: между светом и тьмой каждый выбирает самостоятельно, и не стоит кивать на род, воспитание, окружение и эпоху.

– И даже на отпущенный срок. У сериала он вышел коротким – всего один сезон. Интеллектуалы оказались в меньшинстве и не дали ожидаемых рейтингов. Не «Техасская резня бензопилой» и не костюмированная клюква «Игр престолов». Отлично! Это гарантия того, что все 15 часов просмотра – не напрасны, а второй сезон не скатится в посредственность самоповторов.

– В конечном итоге, зачем тебе вечность, если ты не знаешь, как распорядиться сегодняшним днём? Хороший вопрос, который даже мистер Шерлок Холмс не ставил. И каждый даст свой ответ.


******


PS из дневника:

«Тебя убивает не то, из-за чего твоё сердце перестаёт биться, а то, из-за чего ты не живёшь полной жизнью».

– Генри Морган


Я всегда аплодирую финалам, где неизбежная связь показана без поцелуев, ухаживаний с прекрасной чушью и прямых признаний. Подобное к подобному. Романтика – вторична. Ускоритель притяжения, вишенка на тортик. Не более того. Союз Генри и Джоанны неизбежен. Она поверит его истории. Теперь – да.

Или вот крутейший message: Адам и Генри – бессмертны, но Адам старше на 1.800 лет. Но так и останется навсегда язычником, и пара тысячелетий ничего не изменят. Язычество – это идея о том, что тебя можно убить первым орудием смерти (клинок Цезаря для Адама и пистолет наполеоновской эпохи для Генри). То есть, вернуть первичную боль через артефакты. Спойлер: это не работает.

Если ты язычник, возраст вторичен. Так им и останешься. Исключая те случаи, когда у Творца свои планы на твой счёт.

Если ты врач по призванию, то не станешь убийцей даже во благо. Возраст – вторичен. И у Творца нет планов. Потому что ты – сотворец.

Можно долго продолжать аналогии. Если ты не принимаешь «авангардистскую поэзию» и вообще «современное искусство», ты его не примешь. Никогда.

В том случае, если твой микрокосм уже достаточно богат и не нуждается в новизне ради новизны. Не стерпится. Не слюбится.

Эти законы относятся не только к Адаму из Библии, Адаму из фильма и Генри Моргану. К нам, ограниченным, в лучшем случае, ста годами трёхмерного бытия.

А клинок Цезаря и пистолет Наполеона – лишь проекции. Ситуация, которая раздавила вас в прекрасные 17 лет, сегодня не убьёт. Жизнь безумно красива, когда начинаешь её замечать. А не брать от неё всё, как учат коучи-шарлатаны.

Генри вводит Адаму препарат, парализующий двигательную активность, но оставляющий нетронутой способность мыслить и замечать. Он – врач, а не убийца.

Привет, Адам. У нас теперь будет много времени поговорить. Я буду приходить к тебе. Как Господь идёт к язычникам, решившим, что ни от десяти, ни от тысячи лет бытия смыслов нет. Только боль и страдания.

Титры. Это было великолепно. 22 серии. 15 часов. Спасибо создателям.


Рецензии