Гамай

   Гамай.
Если грубо, не вдаваясь в подробности, разделить людей на две категории, то увидим, что есть те, кто подает идеи, и те,  кто их воплощает. Есть, однако, и такие, кто не впишется в эти жесткие рамки. Таких, как было когда- то предложено Козьмой Прутковым, можно назвать желающими объять необъятное. Эти «чудаки», или «безумцы», а кто-то может называть их по своему, строят жизнь по собственному, ими созданному принципу- от идеи до воплощения – все делаю сам. Им плевать на логику Козьмы и им подобным. Они мыслят по- иному: жизнь дана для того, что б успеть сделать своими мозолистыми руками все, что задумано его, собственным умом, его особенным буйным воображением. Но и здесь придется отсеять идейных мечтателей, плаксивых пустозвонов, кому мешают все и вся, от тех, кто ежедневно, ежеминутно преодолевая самые разные трудности и какие бы ни были  сложными преграды, этими руками делает мечту реальностью.
Их мало в нашей жизни- Калашниковых, Жуковых, Илизаровых. Потому и безмерно повезло нам, кому удалось наблюдать в жизни такого человека. Кто видел его ступени роста, от начальных задумок, тонущих в болоте ухмылок и откровенного непонимания окружающих,  до покорения сияющих вершин, куда все- таки ступила  настырная нога такого трудяги.
Имя Ушакова Анатолия Николаевича без всякого сомнения в будущем найдет свое место в истории не только Тербунов. А пока мы знаем этого неугомонного человека, как энтузиаста и непоседу, открытого, веселого и  дружелюбного, а для кого- то строгого и бескомпромиссного.
О его творчестве уже многое известно, его самоделки колесят по полям, работая на урожай и нашей и соседних областей, удивляя и сведущих в этом деле людей, и впервые увидевших диковинные «луноходы» на колесах- дутиках. А удивляться тут действительно есть чему.
Начнем с того, что многим  из нас приходилось не раз доказывать своим домашним, что руки у нас «растут» оттуда, откуда надо. И помним, всякий раз берясь за выполнение просьбы ли, приказа ли, как приходилось нам трудно, когда при этом как из-  под земли вырастают неожиданные проблемы. Но если дал слово, понятно, надо же сдержать, и как гордились мы, если сумели преодолеть эти попутные трудности и потом заслуженно ждали похвалы.
И здесь первое удивление- откуда у одного человека такой запас прочности, силы работы над собой? Ведь неимоверно трудно в реальности не видя перед собой очень далекого конечного результата, тем более той самой похвалы, одному, шаг за шагом, имея как любой из нас, нормальных мужчин, семью и дом, и все сопутствующие при этом бытовые проблемы, и даже не имея специального инженерного образования, добиваться того, что часто не могут добиться целые коллективы. А Анатолий Николаевич один сконструировал и собрал в домашней мастерской высококачественную, оригинальную, практичную технику в нескольких экземплярах, не копируя один аппарат с другого. И по многим параметрам они выше заводских. А ведь там работают не вровень ему, коллективы организованные, технически оснащенные, финансируемые государством, укомплектованные грамотными работниками, нацеленные специально для решения конкретной задачи.
Но для того такие люди, как Ушаков Анатолий, а среди друзей попросту- Гамай на белый свет и появляются- эти «мореплаватели- одиночки», неся за пазухой своей замусоленной моторным маслом рубахи крепкий заряд положительного фанатизма и преданности своей мечте. Вдобавок имея золотые руки.
Теперь, когда «рельсы уложены и поезд катится», в свободные минуты, хотя их у него и нынче немного, в разговорах он часто вспоминает  свое детство в селе Солдатское. И кажется, он еще лежа в плетеной колыбели, собирался пристроить к ней руль и тормоза. Он не вспоминает пруд, речку, детские забавы, хотя наверняка и они были. Чаще в его рассказах проскальзывают-«План» и «Севка». Этих гениальных самоучек в наших местах знают многие. «Планом» (прозвище говорит само за себя) величали теперь покойного мастера на все руки Худякова Ивана Михайловича, а о «Севке», одаренном слепце, вообще ходили  легенды. Как то у Анатолия проскочило «…мне бы, зрячему, его дар.» И если приходится иногда о чем- то у Анатолия проконсультироваться, он часто, с неизменным сожалением говорит: «Вот это «План» знал», или «План» умел».
Он в деталях рассказывает, как «План» вытаскивал вековые сваи из старой мельничной плотины изобретенным им самим способом с помощью лома и домкратов. Зная любовь Ивана Михайловича к редкой технике, рассказал такую историю. Будучи шофером, увидел старика «Плана» на дороге с грязным мешком на спине и остановился его подвезти. Видя неразворотливость старика, выскочил из кабины, помочь ему. Схватил мешок со спины и зашвырнул его в кузов. Дед схватился за голову:
-Гамай, такой- сякой, ты что гад, наделал, там же зингерская машинка…
Через неделю Анатолий проходит мимо дома старика и вслед слышит:
-Гамай, зайди.
Старик не без гордости показал в работе отдраенную, отремонтированную поклажу из грязного мешка. А в последствии продемонстрировал ее, а скорее свой талант, еще в лучшем свете. Для сконструированного Анатолием первого автомобиля сшил брезентовый тент. Кому ни приходилось потом видеть эту работу, качали головой: «Этого быть не может, что б двойной брезент, с подворотом, простой машинкой прошить.»
А как оригинально в кочегарке «План» отливал заготовки для алюминиевых шкивов, пристроив длинную ручку к чугунной коровьей поилке. Она ж из толстого металла, долго сохраняет температуру.
 Человеку, хоть чуть знакомому с техникой, западет в душу еще такое: пройдешь по мастерским Ушакова Анатолия, полюбуйся чистотой и порядком в его владениях и удивишься еще больше, когда узнаешь, что сделано все в этих  мастерских только его двумя руками. Прекрасно оборудованные, насыщенные инструментарием и всем необходимым и для реставрации любого автомобиля и создания «с нуля». Часто встречается инструмент или агрегаты в оригинальном исполнении. С гордостью хозяин говорит: «А это я сам придумал». Если б все это увидели «Севка» и «План», они бы погордились за своего ученика.
 Но главная заслуга Ушакова, то бишь Гамая, не в том, что он открыл частное предприятие по ремонту автомобилей, качество которого гарантировано его широкой известностью, открыл рабочие места, дает людям заработать. Хотя, в наше время  это очень не маловажно. Заслуга в том, что он доказал, что маленькое Российское частное предприятие может выпускать образцы техники не хуже, а лучше промышленных. Это конечно не поток, но тем более оригинальнее и выше качество. Все- таки ручная сборка, да еще таким мастером. И это без всяких господдержек и субсидий. Наоборот, вопреки всяческим налоговым и прочим притеснителям. Им- то нужно свое: погонять того, кто хорошо везет. Хотя когда- то и эти контроллеры будут гордиться, что лично знали Гамая.
 Сделано им в жизни много, и иногда ему самому кажется: все, пора завязывать. Но скорее эти мысли на секунды. Как та чугунная поилка- запал души, слишком велик, что б его можно было быстро остудить. Слишком много опыта и еще больше рождающихся желаний. Вот он тут же смеется- новая мыслишка родилась а значит опять- за работу.  Конечно, теперь есть сын, Ромка, в помощи отцу не откажет. Но у него своя стезя, своя слабость- моторы. Качество работы отцовское, а потому заказов много.  А помощников со стороны как ни пробовал, по своим критериям не подобрал: есть самодельщики, но больше тяп- ляп.
-Посадил на вездеход молодого парня- давай, сыпь удобрения на поля, зарабатывай.- Не скрывая раздражения Анатолий качает головой- можешь представить, масло в моторе у него на нуле, а он газу дает и вперед по полю! И председатель жалуется- расходует по две нормы топлива. Горе, а не специалист.
Если б тот парень собрал этот вездеход сам, от винтика до винтика, наверное тогда подумал- стоит ли рвать свою машину и без масла. Но где их теперь взять, молодежь, увлеченную не только компьютерным интернетпространством, а больше живой любовью к технике, кому встретились в их детстве свои «Севки» и «Планы». Будем надеяться, найдутся. Тем более, для такого человека как Анатолий, нет нерешаемых задач. Ищи, Гамай, ты в вечном поиске.               
   8. 05. 2011 г.                Колесник А. В.




Рецензии