Библейские мифы, легенды и притчи32

                Нагорная проповедь
Иисус не задерживался долго на одном месте, но переходил из города в город вместе с учениками. Слава о нем распространялась по всей Иудее, и даже из Сирии приходили многие люди, чтобы послушать его или исцелиться.

Однажды, когда вокруг него собралась огромная толпа народу, Иисус взошел на гору и обратился к ним с проповедью:

-Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное!

-Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

-Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

-Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

-Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут.

-Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

-Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами божьими.
 
-Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное.

-Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески злословить за меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

-Вы - соль земли. Если соль потеряет силу, чем сделаешь ее соленою?

-Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под кровать, но ставят на подсвечник, и светит она во всем доме. Пусть же и ваш свет светит пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.

Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков. Не нарушить пришел я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не придет небо и земля, ни одна йота, ни одна черта не придет из закона, пока не исполнится все.

Тот, кто нарушит хоть одну из заповедей сих малейших и научит так других людей, тот малейшим станет в Царстве Небесном, а кто сотворит, тот великим наречется. Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

Вы слышали, что сказано древними: «Не убивай, а кто убьет, подлежит суду». Я же говорю вам более: всякий, гневающийся на брата, подлежит суду. Кто скажет брату своему «пустой человек», подлежит синедриону, а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной.

Итак, если ты принесешь дар свой к жертвеннику и вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар свой и пойди прежде примирись с братом, и тогда уже приноси жертву.

Мирись с соперником твоим, пока вы еще на пути в суд, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не вверг бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь все свое имущество до последней медной монеты.

Вы услышали, что сказано древними: «Не прелюбодействуй!» А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем.

Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его. И если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее. Ибо лучше, чтобы погиб один из членов твоих, чем все тело твое будет ввергнуто в геенну.

Сказано также, что если кто-то разведется с женой своею, пусть даст ей разводную. А я говорю вам: кто разводится с женою своею, тот дает ей повод прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Еще слышали вы: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы свои». А я говорю: не клянись вовсе. Не клянись небом, потому что оно — престол Божий. Ни землею, потому что она подножие ног его. Ни Иерусалимом, потому что он город его. Ни головою своею, потому что не можешь ни одного волоса на ней сделать белым или черным: все это во власти Божьей. Пусть будут слова ваши «да, да», «нет, нет», а что сверх того, то от лукавого.

Вы слышали, что сказано: «Око за око и зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому. Но если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему и левую. И если кто захочет взят у тебя верхнюю одежду, отдай ему и рубашку. Просящему у тебя дай и от хотящего взять у тебя взаймы не отворачивайся.

Слышали вы также: «Люби ближнего своего и ненавидь врага своего». Я же говорю: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же делают и сборщики податей? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного вы делаете? Не так ли поступают и язычники?

Не творите милостей на виду у людей: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне. Отец наш, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Когда хочешь молиться, войди в комнату свою, затвори дверь и молись втайне. Молясь же, не говори лишнего: только язычники думают, что в многословии будут услышаны. Молитесь же так:

«Отче наш, иже еси на небеси! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле и на небе. Хлеб наш насущный дашь нам днесь и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.»

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный, а если не будете прощать, то и Отец ваш не простит.

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы все видели, что они постятся. Истинно говорю вам, что они получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову свою и умой лицо, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, который втайне. Он, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа их истребляют, где воры крадут, но собирайте себе сокровище на небе. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Светильник для тела есть око. Если око будет чисто, то и все тело будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, - тьма, то какова же тьма?

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или первому станет усердствовать, а о другом нерадеть. Нельзя одновременно служить Богу и маммоне.

Посему говорю вам: не заботьтесь о том, что вам есть и пить и во что одеться. Душа не больше ли пищи, а тело — одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, но Отец небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их для Отца вашего? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут. Но даже Соломон во всей славе своей не одевался так пышно, как всякая из них! Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то вас уж он подавно оденет, маловеры!

Итак, не заботьтесь и не говорите: «Что нам есть?» или «Что пить?» или «Во что одеться?». Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите прежде всего Царства Божия и правды его, а все остальное приложится. Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о себе: довольно для каждого дня своей заботы.

Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким и сами будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить
.
Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в своем глазу не чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Не давайте святыни псам и не мечите бисер пред свиньями, да не попрут его ногами, да не растерзают вас.

Просите, и дастся вам, ищите , и найдете, стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, ищущий находит, и стучащему отворят.
 
Есть ли между вами такой человек, который, когда сын попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы змею? Тем паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у него.

Во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступали с вами, ибо именно в этом — закон и пророки.

Идите тесными вратами. Потому что широкие врата ведут лишь к погибели — многие идут ими!

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Всякое доброе дерево приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Всякое же дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам узнаете их!

Не всякий говорящий: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но только исполняющий волю отца моего Небесного. Многие скажете мне в тот день: «Господи! Не от твоего ли имени мы пророчествовали и не твоим ли именем бесов изгоняли? Не твоим ли именем многие чудеса творили!» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас. Отойдите от меня, делающие беззаконие!»

Итак, всякого, кто слушает слова мои и исполняет их, подобно мужу благоразумному, который построил дом свой на камне: пошел дождь, подули ветры и устремились на дом тот, но он не упал, потому что основан был на камне. И всякий, кто не исполняет слова мои, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке: пошел дождь, подули ветры и налегли на дом, и он упал, и было падение его великое.

И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению его, ибо он учил не как книжники и фарисеи, а как власть имеющий.

Иисус же обратился к одному из своих учеников Филиппу:

-Народ проголодался. Как бы нам накормить их?

Филипп отвечал ему:

-Тут около пяти тысяч народу, не считая женщин и детей. Нам и двухсот динариев не хватило бы, чтобы купить им еды, а у нас нет ни денег, ни купить негде.

Андрей же сказал:

-Есть тут у одного мальчика пять хлебов ячменных и две вяленые рыбки, но что это для такой толпы?

-Отлично! - обрадовался Иисус. - Этого вполне хватит.

Взяв хлебы и рыб, он преломил их и начал раздавать ученикам, а ученики — людям, сколько кому хотелось. Когда все насытились, Иисус велел собрать оставшиеся куска, и теми кусками наполнили двенадцать больших корзин.

Когда люди увидели это чудо, то все сказали:

-Это истинно тот пророк, который должен прийти в мир и стать царем Иудейским!


Рецензии