Васишта. Глава 21
Каждые десять лет к стенам монастыря, который находился в труднодоступной местности в горах Кашмира, приходили люди, которые хотели научиться управлять силами природы, и делать то, от чего дух у простых смертных захватывает. Но все они были слабы именно духом. Иметь способности, ещё не значит стать могущественным магом. Многих буквально распирало тщеславие, а со временем к нему добавлялся и эгоизм. Им ещё надо пройти не одно перерождение, чтобы учителя в будущем сделали из них брильянты. А сейчас эти знания смерти подобны, - не смогут удержать силу в руках, и она их убьёт.
К Шри Чанда подошёл ученик, который десятый год учился у него:
- Учитель, к стенам монастыря пришли двадцать пять человек. Они ждут вашего решения.
Чанда кивнул, он уже знал, сколько их придёт и кого надо выбрать – на то он и маг. Взяв в руки кусочек древесного угля, написал на дощечке, что лежала рядом – 4, 16, 21, 26.
- Попроси их построиться в шеренгу, - сказал он, - и выбери людей, на кого укажут эти цифры.
- Учитель, вы написали – двадцать шесть. Как я должен это понять?
- Двадцать шестой опоздает. Дождись его и приведи ко мне.
Васишта поднимался по горной тропе к монастырю, который уже можно было разглядеть вдалеке. Он возвышался над долиной, сделанный из белого известняка, окружённый высокой стеной. За ней виднелись несколько ступенчатых храмов, с вырезанными на стенах фигурами людей и животных, и крыши жилых построек.
Навстречу из монастыря шли люди. Васишта присел на придорожный камень, пропуская их. Один мужчина подошёл к нему и сел рядом передохнуть.
- Бхай*, ты идёшь к гуру? – спросил он.
- Да, хочу, чтобы он взял меня в ученики.
- Ты опоздал. Взяли только троих. Поэтому мы возвращаемся в свои селения.
- Как вас отбирали? – поинтересовался Васишта.
- Никак, - огорчённо ответил мужчина. – Просто вышел послушник и выбрал из всех только троих. Он не спросил, что мы умеем, не посмотрел, какими силами владеем. Сам гуру слишком большого мнения о себе – к нам даже не вышел.
- Да, - остановился рядом с ними небольшого роста ещё один претендент в ученики, - я, например, могу предсказывать будущее на бобах, находить потерявшихся овец и коров. Меня почитают в моём селении как великого провидца! Люди приходят отовсюду, чтобы только взглянуть на меня! А гуру даже не пригласил меня в монастырь! Возвращайся, там тебе нечего делать!
- Ворота уже закрыли, - вставая с камня, сказал первый мужчина, - скоро стемнеет, а в горах ночью опасно.
Они продолжили спуск в долину, а Васишта остался сидеть на камне, его тянуло в монастырь и он подумал: «Куда мне идти? Амины нет… дома нет… Пойду всё-таки спрошу. Если не примут, то переночую где-нибудь, а утром уйду».
Перед монастырём находилась утрамбованная большая площадка, со стороны обрыва её окаймляло невысокое каменное ограждение. Рядом с закрытыми воротами на корточках сидел человек в коричневой кашае** и что-то чертил прутиком на песке. Васишта подошёл и поздоровался:
- Намасте, бхай.
- Намасте, братр***, - ответил тот. - Пойдём.
Отодвинув тяжёлую створку ворот, они вошли внутрь.
Ничего не объясняя, монах повёл его мимо храмов, потом по открытой галерее, которая вела в кельи, наконец, они вошли в полутёмный коридор и остановились около резных двустворчатых дверей.
- Иди. Гуру Шри Чанда ждёт тебя.
Васишта вошёл в небольшой зал, где по бокам горели светильники и дымились ароматические палочки. На невысоком постаменте сидел пожилой мужчина в шафрановых одеждах. Перед ним на небольшом расстоянии лежал на полу коврик. Он указал на него глазами. Васишта подошёл, поклонился и опустился на колени. Гуру какое-то время молча смотрел на него. Наконец произнёс:
- Твоя жена в другом мире, но сейчас стоит рядом с тобой, просит за тебя... Научись отпускать тех, кого любишь. Всё, что происходит в жизни – для блага людей, как бы вы к этому не относились. Иди. Нараян покажет келью, где ты будешь жить.
Потекли дни, наполненные учебой и работой в монастыре. Восход солнца встречали в медитации, учась останавливать бег мыслей. Поначалу было трудно, но постепенно они начали понимать, что значит пустота и одновременно наполненность внутри. Шри Чанда объяснял, что такое свечение вокруг любого живого существа: будь то животное, человек или дерево. Они научились делать видимым свет вокруг растений, и те полыхали, освещая вокруг себя пространство, не сгорая. Учитель показал, как видеть семь тонких тел человека и по их окрасу узнавать, о чём тот думает. Несколько лет ушло на то, чтобы видеть спрятанное за преградой, понимать болезни людей и многое другое.
Каждый раз, когда к стенам монастыря приходили люди, прося об исцелении, Шри Чанда обходил больных, за ним шли ученики, помогая ему в лечении. Если случай был несложным, он запускал организм на восстановление и рассказывал, что должен человек делать и как вести себя в жизни. Но бывали сложные случаи, и тогда больного уводили или уносили в монастырь, где имелись специальные комнаты, для их более длительного лечения.
Однажды к воротам подошла женщина. Она несла, привязанного к спине, маленького мальчика. Тот не ходил и не двигал руками, только печально смотрел на всех. Васишту поразил его взгляд, в котором читалась тоска и обречённость. Шри Чанда посмотрел на малыша и сказал матери, что не в силах вылечить его. Мать заплакала и бросилась к его ногам, прося о помощи.
- Молись, женщина, богам каждый день, - сказал мудрец, - чтобы в следующей реинкарнации у него были хорошие здоровье и жизнь. Сейчас я не могу тебе помочь.
Два раза в месяц несколько монахов на мулах спускались в долину для закупки продуктов в селениях. Васишта тоже иногда ходил с ними. Проходя по улице, он увидел женщину, которая сидела около своего дома и, тряся большую деревянную тарелку, отделяла мелкий рис от крупного. Рядом с ней на земле лежал ребёнок. Женщина подняла голову и, узнав монаха, бросилась к нему.
Валяясь в пыли у его ног, она просила излечить сына. Васишта не смог отказать. Тогда у монастыря он понял причину заболевания ребёнка и сейчас согласился помочь ей. Пока братья покупали на местном базаре мешки с зерном, он лечил малыша.
В следующий раз он уже специально зашёл к ним. Мать с радостью сообщила, что ребёнок стал двигать ножками. На протяжении нескольких месяцев, бывая в селении, он обязательно заходил в этот дом.
Как-то Шри Чанда пригласил его выпить чаю в саду, в котором он часто медитировал. Ученик принёс на подносе чайник, две красиво расписанные пиалы, небольшую шкатулку и свечу. Когда он удалился, гуру, разливая чай, произнёс:
- Я не просто позвал тебя сюда. Трое, которые когда-то пришли вместе с тобой в монастырь, уже вернулись в мир, чтобы лечить людей. Но твоё обучение ещё не окончено. Слушай внимательно. У каждого предмета и живого существа есть своя линия жизни или судьба. У вещей она одна, у живых – две, - он поднял пиалу и стал разглядывать, - красиво расписана, с душой делал мастер. У меня таких четыре штуки. Одну сегодня разобьёт случайно Нараян, запнувшись о камень, и мы будем тому свидетелями, а эту, из которой сейчас пьёшь, ты разобьёшь сам. У этих пиал срок на земле заканчивается. Когда выпьем чай, заберёшь её в свою келью.
- Но я же могу не пользоваться этой чашей? – спросил Васишта. – Если я её спрячу, то она и не разобьётся!
- Делай так, как сочтешь нужным, - кивнул Шри Чанда, потом открыл шкатулку и показал свёрнутый в трубочку небольшой кусок бумаги. - На этой бумажке написан день и время, когда ты разобьешь пиалу. Но ты не должен этого видеть. Залей шкатулку воском, чтобы никто не смог её открыть.
Васишта зажёг свечу и тщательно залил всю её целиком.
- Предметами мы займёмся потом, а пока перейдём к живым существам.
Учитель поднялся и положил небольшую палочку недалеко от куста, рядом с которым они сидели.
- Видишь вон то дерево, что растёт у ограды? На нём гнездо голубя.
- Вижу.
- Как только тень от куста достигнет палочки, из гнезда выпадет птенец. А из-под того камня, - Чанда указал на валун в другом конце сада, - выползет змея. Она подползёт к дереву и захочет съесть птичку. Ты должен решить, – убить змею и спасти птенца или оставить всё как есть. А пока это произойдёт, давай насладимся чаем.
Они пили душистый травяной чай. Солнце медленно продвигалось по небосводу, а тень от куста всё ближе и ближе приближалась к палочке. Как только она коснулась её, из гнезда выпал птенчик. Взрослые птицы летали над ним, а он пищал, взывая о помощи. Васишта заметил, что у валуна мелькнула серо-чёрное тело змеи, она поползла прямо к дереву.
- Посмотри будущее птенчика. У тебя есть ещё время принять решение.
Васишта, удивляясь, что предсказание учителя сбылось с такой точностью, пробовал настроиться и вникнуть в суть происходящего, но ничего не получалось.
- Ничего не вижу, но, чтобы спасти ни в чём не повинную птицу, я бы убил змею.
Шри Чанда согласно закивал головой.
- Да, так поступил бы каждый человек. Ведь всегда встают на защиту слабого. В данном случае змея является видимым злом. Но если бы ты просмотрел жизненный путь голубя, то знал, что, когда он вырастет, склюёт останки больного животного. После этого полетит в долину, где будет клевать зерно в деревне и умрёт там. Зерно съедят люди, и скоро в дерене начнётся мор, который перекинется и на другие поселения. Так что же такое змея – зло или добро? Вот этому мы и будем учиться.
В саду появился Нараян.
- Капни на свою чашку воском, - сказал гуру, потом подозвал ученика, - Нараян, унеси посуду.
- Да, учитель.
Монах взял поднос и понёс его в дом. Вдруг он запнулся о камень. Одна пиала соскользнула и разбилась. Васишта подскочил к нему, видя, как тот огорчился, собрал осколки и осмотрел целую – на ней стояла восковая метка.
Прошло несколько месяцев упорного труда. Он уже начинал что-то понимать и видеть будущее.
Однажды монахи снова спустились в долину за продуктами, в этот раз с ними, по разрешению учителя, пошёл Васишта. В селении он увидел того больного мальчика, которого когда-то лечил. Тот уже сам подошёл к нему и обхватил руками. Мать бросилась Васиште в ноги, целуя их и восхваляя его за доброту, что проявил к ней и её больному сыну. Вокруг собрались люди, которые тоже восторгались им. Васишта обрадовался и обнял малыша. Вдруг он увидел его будущее:
«мальчик вырос, но его стали мучить приступы ярости, и однажды, будучи в таком состоянии, он жестоко убил свою мать; много людей пострадало от его руки, самое ужасное, что он получал удовольствие от своих деяний, пока, собравшись, селяне не убили его».
Васишта побледнел, только сейчас он понял, почему учитель не стал лечить этого ребёнка – он спасал жизни других людей.
В подавленном состоянии Васишта вернулся в монастырь. Упав на тюфяк, стал бить по нему в исступлении кулаками. Вдруг что-то треснуло. Отвернув край постели, увидел тряпицу, в которой была завёрнута пиала с восковой меткой. Когда-то он сам спрятал её в изголовье, чтобы случайно не уронить. Сейчас от неё остались лишь осколки. Васишта сел и, взяв с низкого столика шкатулку, стал сцарапывать с неё воск. Достав пергамент, прочитал: «Васишта разобьёт кулаком 2-го дня месяца шравана****»
Всё совпало!
Он встал и пошёл к Шри Чанда. Упав перед ним на колени, сказал:
- Учитель, я пришёл повиниться в содеянном мной преступлении. Я не достоин называться вашим учеником, прошу наказания.
- То, что так произойдёт – я знал. Теперь ты понял, что такое человеколюбие, - он помолчал, - мне больше нечему тебя учить… Можешь возвращаться домой. Ты лучший из лучших моих учеников. Я горжусь тобой!
Через двенадцать лет обучения Васишта Аджанубаху покинул стены монастыря.
* Бхай, - брат на хинди.
** Кашая – традиционная одежда буддийских монахов и индуистских санньяси (коричневого или шафранового цветов)
*** Братр (bhratr) – брат на санскрите (h - на придыхании, её не слышно).
**** Шравана – с 23 июля по 22 августа по григорианскому календарю.
Свидетельство о публикации №224090700208
Сначала о главе. Восхитительно! У меня просто
нет слов, так хорошо написано. И такие чудеса!
Особенно впечатлила история с больным мальчиком,
но и рассказ о змее и голубе не менее ярок, силён
в предвидениях Шри Чанда, об этом говорит рассказ
о чашке, которую разбил Васишта кулаком.
Рецензию к этой главе я писала вчера. Я расстроена
и обескуражена, куда же она делась?
Я же её видела. Просто магия!
Простите великодушно. И спасибо за такую очаровательную главу.
С теплом,
Мила Стояновская 25.12.2024 06:31 Заявить о нарушении
У меня вчера тоже исчезли ответы и отзывы, которые написала вам и некоторым авторам. Я и сегодня зайти через ноутбук не могу, написано - "на сервере ведутся технические работы". Наверное, проблема в этом.
Всё, что написано в главе, не выдуманно. Это практики, которые преподаются (не всем). Работа ведётся
как с живыми объектами, так и с неживыми на отслеживание их пути.
Спасибо за такие теплые отзывы!
Валентина Шабалина 25.12.2024 15:54 Заявить о нарушении