О причастии
Для начала, откроем Евангелие от Матфея: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Мф.26-28). Эти слова Церковь рассматривает как «установительные», легшие в основу Анафоры или Евхаристического канона. Для нас представляет интерес, почему Господь говорит о Чаше: «пейте из нея вси», а потом добавляет: «ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая»? Почему не говорит, что за всех изливаемая, а только за многих? Блаженный Феофилакт Болгарский так толкует это место: «Как Ветхий Завет имел заклания и кровь, так и Новый Завет имеет кровь и заклания. "За многих изливаемая" сказал вместо "за всех изливаемая", ибо и все суть многие. Но почему выше не сказал: "приимите, ядите все", а здесь сказал: "пейте из нея все"? Одни говорят, что Христос сказал это ради Иуды, так как Иуда, взяв хлеб, не ел его, а скрыл, чтоб показать иудеям, что Иисус называет хлеб Своею плотью; чашу же и нехотя пил, не будучи в состоянии скрыть это. Поэтому будто бы и сказал Господь: "пейте все". Другие толкуют это в переносном смысле, а именно: так как твердую пищу можно принимать не всем, а тем только, кто имеет совершенный возраст, пить же можно всем, то по этой причине и сказал здесь: "пейте все", ибо простейшие догматы свойственно всем принимать». Как видим, сам блаженный уклоняется от личного мнения на этот счет, предпочитая оставить вопрос открытым. Нам же необходимо получить на него ответ.
Словами о Чаше, в которой пресуществляется таинственным образом хлеб и вино в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, «вси» и «за многие», Господь раскрывают величайшую Тайну Евхаристического канона, знание которой позволяет правильно приступать к Причастию, понимать его назначение и силу действия. Слова «пейте от нея вси» – означают, что любой христианин может приступить к Причастию, а вот изречение: «за многие изливаемая» носит совершенно иной смысл. Каждый может причаститься, но не для каждого Святые Дары будут Плотью и Кровью Христовыми. Для одних – это будут действительно Плоть и Кровь, а для других они так и останутся хлебом и вином, разбавленном водой. И тогда такое причастие вменяется человеку в суд и предопределяет смерть духовную, как осквернившему святыню Господню. Каким окажется Причастие, зависит от расположения сердца и чистоты души. Если человек ищет не Бога, а чуда, полагая, что причастившись, он «съел» и «выпил» Христа, и через то Бог избавляет его от грехов, попутно даруя исцеления от всех хворей душевных и телесных, или он причащается потому что так принято, и так нужно делать на литургии, или уверен, что без причастия невозможно жить «благочестивой» православной жизнью, то такой причастник съел и выпил хлеб с вином и обрек себя на суд Божий. Часто на приходах можно наблюдать такую картину. Какая-нибудь сердобольная, «набожная» и «благочестивая» старушка ходит с завидным упорством к литургии на все церковные праздники и обязательно каждое воскресенье. Для нее Причастие превращается в своего рода ритуал, острую потребность, схожую по силе действия с наркотической дозой. И все попытки вразумить таковых или выяснить, зачем ей это нужно, наталкиваются на неприкрытую злобу и агрессию – прелесть состоялась и укоренилась! Часто такое случается и с целыми семьями. Печально то, что священники смотрят на несчастных «причастников», как на совершенно нормальное явление и даже не думают их вразумлять или проводить беседы на тему страха Божия перед Святым Причастием. Более того, они поощряют безумие «наркоманов от Причастия», поскольку благополучие прихода напрямую зависит от количества прихожан. Святые отцы-пустынножители первых веков христианства, причащались всего один раз в году – на Великую Субботу, и, отслужив литургию, снова на год уходили в пустыню. При этом не только сами спасались, но и заложили основы истинно христианской жизни. Благодатное Причастие, возможно только тогда, когда Христос вошел в сердце человека и пребывает в нем, как сказано в Писании: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.» (Ин.14:23). Именно о таковых Христос на Тайной Вечери и сказал: «за многие изливаемая». За многие, а не за всех причастившихся. Чтобы стяжать этот состояние, нужно вести соответствующий образ жизни в духовной и телесной чистоте, а случающиеся падения врачевать покаянием. Нужно стремиться не Причастию, а к Богу, ибо в противном случае Христос подменяется Чашей, в которой для многих Его может и не оказаться. Кто ищет в Причастии лекарство от болезней, душевного умиления, благодати, средство спасения и угождения Богу, тот пребывает в великой прелести и обрекает душу на вечные муки. Такие «завсегдатаи» воскресных литургий, рано или поздно отпадают от Церкви и Христа, становясь законной добычей дьявола.
Сейчас нам важно понять цель Причастия, то есть, для чего Христос его установил на Тайной Вечере. Евангелие от Луки гласит: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.» (Лк.22:19). Другими словами, цель Таинства определена Самим Христом – совершать Евхаристию в воспоминание о Спасителе и Его пребывании с людьми. Оно включает в себя два основных момента: память об искупительном подвиге Христа и Его учении, и, самое главное, – через причащение напоминать людям о Сыне Божьем, принявшем крестные муки и смерть ради человека. Ничто так не способствует греху, как забывчивость, которая уводит ум от Бога, погружая его в мирские наслаждения и суету. По мере разрастания Церкви и, как следствие, – обмирщвления и секуляризации ее жизни, апостольская преемственность и учение Христа стали подвергаться искажениям и еретическим толкованиям. Это привело к тому, что слово, или буква, которая «убивает» (Кор.3:6) заменила Дух, который «животворит», то есть форма подменила содержание и обратила ум человека от служения Богу к служению форме или твари. И тогда для многих Таинства Церкви превратились в обряды, поскольку «Таинствами» они для них остались только по названию, а не по совершающей и наполняющей благодати Духа. Обычным делом стало причащение ради Причастия или в силу «благочестивой» привычки. Но это еще полбеды. Хуже, когда Евхаристия становится объектом поклонения содержимому в Чаще, а не Тому, ради Которого она совершается. Главная задача диавола, как сказал преподобный Максим Исповедник, состоит в том, чтобы обманом и коварством: «все стремления каждого человека перенацелить на самого себя», то есть невидимое и нетленное духовное подменить видимым, тленным и мирским. Последствия этого проявляются в отношении прихожан к Причастию. Одни считают, что «скушали» Христа и «испили» Его кровь, по словам Господа: «Сие есть тело Мое и …сие есть кровь Моя»; другие веруют, что сподобились особой благодати и соединились с Богом, Который после Причастия пребывает в них; иные видят в Причастие чудодейственное средство от всех болезней душевных и телесных или способ очищения грехов. В общем, каждый по своему духовное превращает в плотское. И, в большинстве случаев, иных мнений на этот счет нет ни у причастников, ни у священников. При этом, никто не утруждается открыть Евангелие и прочитать слова Христа: «Сие есть тело Мое, за вы ломимое во оставление грехов» и «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая», что означает следующее. Тело Христа – это «хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:51), то есть речь идет об учении Спасителя и Божественных догматах, ведущих ко спасению и жизни вечной. Кровь «Нового Завета за многие изливаемая», – это рождение в Таинстве Крещения Нового Адама или нового человека во Христе, через Воплощение Сына Божьего, Его искупительного подвига и Воскрешение из мертвых. В Ветхом Завете кровью животных окропляли жертвенник во время богослужения в память окропления кровью Агнца дверей перед исходом Израиля из Египта, а Новый Завет, Кровью Христа через Таинство Крещения, очищает человека от первородного греха и возводит на Небо одесную Отца, уподобляя сыну Божьему по обетованию. И чтобы люди об этом не забывали, Спаситель и велит совершать Евхаристию «в воспоминание Мое». Я уже говорил, что человеку свойственна забывчивость, которая стала излюбленным орудием диавола, уводя ум от Бога, к страстям и похотям мира сего. Поэтому в борьбе с этим злом, и установлена Евхаристия, в таинстве которой хлеб и вино непостижимым образом преобразуются в истинные Плоть и Кровь Христову, но не для всех, а для тех, кто готов их вместить. Для остальных естество хлеба и вина никак не меняется. «Православный фетишизм» или форменное язычество проявляется всегда у тех, кто полагает, что ежедневными или ежевоскресными причащениями они сподобляются большей благодати и имеют Христа в себе после каждой литургии. Со временем это переходит в манию и навязчивую идею о постоянном причащении. И если исходить из того, что Причастие установлено ради воспоминания о Спасителе, то такие причастники уподобляются, страдающим амнезией, ибо им, чтобы не забыть Кто такой Христос, приходится постоянно потреблять Святые Дары. В одном из женских монастырей Санкт-Петербургской митрополии была монашка весьма преклонных лет, которая причащалась каждый день. Когда ее спросили для чего она это делает, то невеста Христова ответила: «А вдруг меня Господь ночью призовет, а я – не причастившись». Понятно, что такое понимание Евхаристии не имеет никакого отношения к тому, что установил Господь на Тайной Вечере. Это и есть проявление язычества и «православного фетишизма». В противном случае, следует признать, что все причастники без исключения сподобились Царствия Небесного, ибо имея в себе Бога, они не могут быть осуждены, поскольку Христос Сам Себя осудить не может. Причащающийся незаконно, то есть, не познавший сути и цели Причастия, уходит от Чаши ни с чем, запивая хлеб и вино, а не вкушая Плоть и Кровь Христовы. Святитель XIV в. Феофан Никейский писал: «Приобщение телу Христову есть участие в Его Божественных энергиях. Тот, кто не чист может принять тело Христа, но без участия в энергиях Божества. Иуда был допущен к Тайной Вечери. Он прикоснулся только к телу Христа, но не получил ничего из Божественных даров».
Таким образом, мы приходим к пониманию того, что Причастие установлено Христом ради поддержания непрерывной связи с Богом через памятование о Его искупительном подвиге и Евангельском учении. Евхаристия призвана вернуть православного на путь к Богу, с которого он постоянно сходит по козням диавола и через привязанность к мирскому. Она служит неугасимой лампадой и маяком во мраке для всякого идущего к спасению. В момент преложения Святых Даров на Евхаристическом каноне, хлеб и вино сверхъестественным образом преобразуются в Плоть и Кровь Христовы, как знамение присутствия Живого Христа в Церкви Божьей. Однако, для многих причастников Таинство не совершается из-за маловерия, нераскаянности и пленения миром. Таковые потребляют хлеб и вино, разбавленное водой, а не Плоть и Кровь Спасителя. В богословском смысле это значит, что Господь никогда не придет к тому, кто его не ждет, кто не способен услышать Его зов и стук в закрытую дверь сердца. Поэтому не могут рассчитывать на соединение со Христом в Евхаристии те, кто не ждут Его в сердце, и не ведают Бога в Его заповедях.
Свидетельство о публикации №224090700541
Спасибо за Ваш благословенный труд.
Вера Шляховер 06.12.2024 20:20 Заявить о нарушении