Истлеево, Сасовский район

ИСТЛЕЕВО – село в составе Глядковского сельского поселения Сасовского района Рязанской обл. Расположено в 4 км к сев. от центра поселения с. Глядково и в 11 км к сев.-сев.-вост. от г. Сасово. По данным Всероссийской переписи населения 2010 в с. Истлеево постоянно проживает 63 чел. (в 1989 – 141 чел.).

Первоначально, вплоть до начала 18 в., насел. пункт носил название – Дикое Поле, Ислеево тож; в 18 – начале 20 вв. – Истлеево, Богородицкое тож; в совет. время – Истлеево. Наименование Богородицкое селение получило по существовавшей в нем церкви. Согласно «Толковому словарю» В.Даля, поле ср. – простор за городом, селеньем, безлесная, незастроенная, обширная равнина; посему поле противополагается селению, лесу, горам, болоту и пр.; пашня, нива, засеянная хлебом, или вообще к сему назначенная земля; поля мн. – пашни. Отхожия поля – дальние, пустоши, которые пашут наездом. Дикое поле – в природном виде состоящее, не обработанное человеком, невозделанное, природное. Истла нареч. – дотла, влоск, вкорень, вконец, вовсе; истлить что – пожечь, погноить, дать истлеть, уничтожить в прах; истлиться – быть предаваему тленыо, медленному огню, гнили; истлевать, истлеть – сгореть тлея, без пламени; изгнить, сгнить (огнить).

Наиболее полный топонимич. анализ названия селения провел сасовский краевед Н.Божьев (2006), к-рый писал: «Нетрудно заметить, что в названии села – Истлеево – есть что-то созвучное с глаголом «тлеть», «истлевать»: либо под действием огня (тлеющие угли), либо под влиянием природных сил (тлен, гниющие останки организма). Подтверждение этому можно найти в словаре В.И.Даля – «истлеть – быть предаваему тлению, огню» (1912) и в словаре Ожегова – «тлея, сгнить или сгореть до конца» (1975). Таким образом, можно предположить, что данное поселение возникло на месте чего-то «сгоревшего или сгнившего, в общем исчезнувшего», а окончание названия села подчёркивает близость воды (ручья, речки, водоёма).

Это предположение не напрасно, и подтверждение ему мы нашли в результате длительных архивных поисков. В писцовой книге Подлесного стана 1616 – 1617 поселение уже значилось и имело следующее название (приводим его дословно): «деревня / бывшая пустошь / Дикое Поле / Ислеево / на суходоле». Пожалуй, уважаемый читатель, удивлены и вы, а в наших исследованиях это едва ли не первое поселение Сасовского края с таким пространным названием. Попробуем его «расшифровать». Мы уже писали в предыдущих статьях, что в 17 в. деревня становилась селом только после строительства собственной церкви: самостоятельный приход давал право на приобретение довольно высокого социального статуса. Деревня возникла на пустоши, которая, в свою очередь, образовалась на некогда жилом месте (на месте поселения определённых размеров), но запустение было настолько великим, что даже одичала прилегающая местность, превратившаяся в Дикое Поле. Напомним, что во времена Ивана Грозного и раньше так называлась вся юго-восточная «Украина» Московского государства, расположенная к югу от Оки. Что касается «Ислеево» вместо «Истлеево», то отметим: такое название поселения нам встречалось во многих документах, вплоть до начала 20 в. Термин «суходол» чаще всего встречается в естественнонаучной литературе; есть его определение и в Большой Советской Энциклопедии. Но здесь мы хотели бы обратиться к И.С.Тургеневу – великому русскому писателю, чьё имя связано с Сасовским краем: в своё время ему принадлежали земли и крестьяне в сёлах Истлеево, Почково, Сасово, ибо у него есть описание Суходола – родового имения богатого помещика: «...на 10 вёрст кругом тянулась плоская, жирно-чернозёмная степь. Никакого высокого предмета для глаза; ни дерева, ни даже колокольни; где-где разве торчит ветряная мельница с прорехами в крыльях; уж точно: Суходол!» («Отрывки из воспоминаний своих и чужих»). Если бы не упоминание писателем жиздренских бродов да жирно-чернозёмной степи: ни дать ни взять – Истлеевские места!..

Когда же запустело место?.. Возможно, Истлеево стало пустошью в период великой Смуты на Руси. «...Смута во многом перепутала земельные отношения дворянства. Во-первых, она сопровождалась уничтожением массы документов на земельные владения: за время Смуты перепропали и сгорели, например, такие документы, как писцовые книги, десятни и так далее; во-вторых, во время Смуты масса имений была разорена, жильё превратилось в пустошь; в-третьих, Смута с её «перелётами» служилых людей из одного лагеря в другой способствовала тому, в то время как одни не только были пожалованы в меру, но и «лестью» справили большие оклады, в то время другие ничего не получали» (Сташевский Е.Д., 1911). А возрождение села, возможно, шло следующим путём: «...Вотчинник получал землю. Некоторое время она пустовала, потом приходили насельники-крестьяне, которые и «садились» на проезжей земле у вотчинника. Если вотчинник имел вотчины, то он населял пожалованные ему вотчины своими крестьянами. Таким путём образовывался починок, починок вырастал в деревню, деревня строила церковь и становилась селом» (ИТУАК, Вып. 54). Завершая топонимическое исследование по данному поселению, отметим, что село имело и второе название – Богородицкое. Дело в том, что местный приход довольно долгое время носил имя Казанской Божьей Матери. На основании вышеизложенного мы полагаем, что история села Истлеево уходит своими корнями в век 16-й, а быть может, и ещё глубже, но мы остановимся на этом».

В то же время рязанский краевед-топонимист А.В.Бабурин считает весьма вероятным, что в основе названия Истлеево лежит фамилия или прозвище первопоселенца либо владельца.

Д. Дикое Поле, Ислеево тож, Подлесского стана Шацкого уезда упом. в писцовых кн. 1617 (письма и меры кн. Леонтья Шаховского и дьяка Бажена Степанова), где ей дается следующее описание:

«За князем Ондреем за княж Васильевым сыном Хилковым,… Треть деревни Дикого Поля, Ислеева тож, на суходоле, а в трети 5 дв. крестьянских, 4 дв. бобыльских, дв. пуст; пашни паханые добрые земли 2 чети, да перелогу 66 чети, да перелогу 66 чети без третника в поле, а в дву по тому ж; сена на Диком поле 125 копен; лесу болотного 2 дес.

За Федором за Федоровым сыном Пушкина… Две трети деревни Диково Поля, Ислеева тож, на суходоле, а в ево дву третях дв. помещиков, 14 дв. крестьянских, 8 дв. бобыльских, 2 дв. вдовьих; пашни паханые добрые земли 3 чети, да перелогу 132 чети с третником в поле, а в дву потомуж; сена на Диком поле 250 копен; лесу болотного 2 дес.».

В 1708 – 1719, в результате администр. реформ имп. Петра I (1682 – 1725), д. Истлеево была отнесена к Шацкой провинции Азовской (в 1725 переименована в Воронежскую) губ. По данным 3-й ревизии 1761 – 1767 в д. Истлеево насчитыв. 304 души муж. пола крепост. крестьян, принадлежавших 3 помещ. Крестьянские души (муж.) распределялись следующим образом: помещ. Андрей Ушаков – 171 душа, помещ. Иван Лутовинов – 88 душ, помещ. Василий Лачинов – 45 душ.

В 1761 в д. Истлеево была построена деревянная Казанская церковь с Николаевским приделом, после чего она начала писаться селом.

В 1779, в результате новой администр. реформы, осуществленной имп. Екатериной II, с. Истлеево вошло в состав Елатомского уезда Тамбовской губ.

К 1779, согласно «Примечаний к Планам генерального межевания (ПГМ)», земли с. Истлеево Елатомского уезда Тамбовской губ. составляли 2 межевых дачи. Большая часть села, с находившейся на его террит. церковью и близлежащими деревнями, составляли отд. межевую дачу, состоявшую из 1533 дес. 2010 кв. саж. земли, в т.ч. удобной 1381 дес., а в числе ее землевладельцев значились прапорщик Андрей Алексеевич Ушаков с проч. Меньшая, сев. часть села, на террит. к-рой церкви не было, в качестве д. Истлеево входила в состав межевой дачи близлежащего с. Почково, и в числе ее землевладельцев значилась бригадирша Мавра Ивановна Лутовинова.

В 1846 – 1850 в числе помещ. и землевладельцев с. Истлеево упом. кандидат права Михаил Максимович Нечаев (223 дес.), подполковник Николай Васильевич Айгустов (172 дес.), коллежская регистраторша Матрена Николаевна Полушкина (172 дес.), коллежская асессорша Елизавета Ивановна Нестерова (170 дес.), ротмистрша Варвара Ивановна Грекова (111 дес.), артиллерии поручик Василий Васильевич Айгустов (17,5 дес.), и вольноотпущенный крестьянин Иван Ермолаевич Анисимов (2 дес.).

В числе помещ. и землевладельцев д. Истлеево упом. малолетние кн. Александр и Дмитрий Егоровичи Вяземские (299,5 дес.), полковница Варвара Петровна Тургенева (196,5 дес.), коллежский советник Сергей Федорович Белкин (51 дес.), и генерал-майорша Варвара Васильевна Селивачева (9 дес.).

В 1861 – 1925 с. Истлеево являлось администр. центром Истлеевской волости Елатомского уезда.

К 1862, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в c. Истлеево Елатомского уезда Тамбовской губ. при колодцах насчитыв. 84 дв., в к-рых проживало 648 душ муж. и 597 жен. пола. В с. имелась 1 православ. церковь. С. Истлеево состояло во 2 стане Елатомского уезда и находилась в 20 верстах от квартиры станового пристава в с. Полтевы Пеньки и в 61 версте от уездного г. Елатьмы. На момент отмены крепост. права все крестьяне с. Истлеево были крепост. помещ. Тургенева, Вяземского, Селивачевой, Ступиной (Алексеевой), Коченовского и Тимченко.

В 1880 в с. Истлеево была открыта церковно-приход. одноклассная смешанная школа.

По данным подворной переписи 1882 в с. Истлеево Истлеевской волости Елатомского уезда проживало 679 душ муж. и 681 жен. пола (всего 1360 чел.), в т.ч. 225 домохозяев. Грамотных было 138 муж. и 2 жен.; 35 мальч. и 4 девоч. учились в школе.

С. Истлеево состояло из 6 крестьянских общ-в (общин): 1) Быв. крепост. помещ. Тургенева: 207 муж. и 208 жен. (415 чел.), в т.ч. 66 домохозяев. За ними (и за крестьянами быв. Тургенева с. Почково) было закреплено 996 дес. обществ. земель, по 2,1 дес. на надельную душу; 2) Быв. крепост. помещ. Ступиной (Алексеевой): 129 муж. и 136 жен. (265 чел.), в т.ч. 49 домохозяев. За ними было закреплено 98 дес. обществ. земель, по 1,0 дес. на надельную душу; 3) Быв. крепост. помещ. кн. Вяземских: 122 муж. и 123 жен. (245 чел.), в т.ч. 39 домохозяев. За ними было закреплено 252 дес. обществ. земель, по 3,0 дес. на надельную душу; 4) Быв. крепост. помещ. Селивачевой: 117 муж. и 118 жен. (235 чел.), в т.ч. 39 домохозяев. За ними было закреплено 257,1 дес. обществ. земель, по 2,2 дес. на надельную душу. 5) Быв. крепост. помещ. Коченовского: 94 муж. и 90 жен. (184 чел.), в т.ч. 28 домохозяев. За ними (и за быв. кр-нами Коченовского с-ца Устье) закреплено 309 дес. обществ. земель, по 3 дес. на надельную душу; 6) Быв. крепост. помещ. Тимченко: 10 муж. и 6 жен. (16 чел.), в т.ч. 4 домохозяина. За ними (и за крестьянами быв. Тимченко с-ца Устье) было закреплено 75 дес. обществ. земель, по 3,1 дес. на надельную душу.
 
Леса крестьяне с. Истлеево не имели. Безземельных было всего 7 домохозяев. 36 семей владели 60 дес. земли на правах част. собственности. Внутри общин сдавалось в аренду 4 душевых надела. 69 семей арендовали 96 дес. пашни и 89 дес. лугов (всего 185 дес.) за пределами общины. Урожайность озимых (рожь) составляла сам-7,5; яровых (овес) – сам-5. В с. содержалось 286 лошадей, 425 коров, 854 овцы и 386 свиней. 16 дв. имели по 3 и более лошадей. Не имели лошади 71 дв., не имели никакого скота 20 дв. В с. было 441 плодовое дерево и 32 колоды пчел. Имели избы 211 домохозяев; имели по 2 избы – 6 домохозяев. Бездомовых было 7 домохозяев. Не имели ни земли, ни избы 4 домохозяина. В с. насчитыв. 91 клеть (горница), 135 амбаров и сараев, 47 риг и овинов. На заработки в отход уходило 174 муж. и 8 женщ. В с. имелись 1 православ. церковь, церковно-приход. школа, 8 пром. и 1 питейное заведения.

С. Истлеево упом. в «Полном географическом описании нашего Отечества» (1902): «Вер. в 2 к З. от Устья находится волостное село Истлеево (Богородицкое), имеющее более 1500 жит. и школу. Село это в конце 18 в. принадлежало Андр. Алексеев. Ушакову, пользовавшемуся всеобщей любовью местнаго сельскаго населения за его истинно человеколюбивое отношение ко крепостным крестьянам. Когда же в 1796 г. прибыли к нему на постоянное жительство вышедшие в отставку его сыновья, и престарелый отец передал им управление имением, то он скоро заметил их жестокое обращение с крестьянами, и в первых же годах 19 в. написал письмо министру внутр. дел В.П.Кочубею «от оскорбленнаго отца», в котором излагал, что, так как дети его, вследствие сословнаго эгоизма, не могут послужить благу крестьянства, то он, Ушаков, «учиня крестьян своих свободными, утверждает все свои земли с угодьями в вечное их владение», а в обеспечение своих детей оставляет несколько тысяч рублей. При этом он снова определил своих детей на службу и сказал: «Пусть узнают они, что такое нужда и что такое долг: тогда ко всем людям они лучше относиться будут».

К 1910, по данным А.Е.Андриевского, в с. Истлеево Истлеевской волости Елатомского уезда насчитыв. 455 дв., в к-рых проживало 1469 душ муж. и 1463 жен. пола; имелись волост. правление, Казанская церковь, церковно-приход. попечительство, церковно-приход. одноклассная смешанная школа, церковная (100 наименов.) и школьная (70 наименов.) биб-ки. Небольшие копанные пруды. Жители имели от 700 до 1900 кв. саж. душевого надела, и занимались земледелием и отхожими промыслами; некоторые не возвращались и на зиму.

Казанская церковь с. Истлеево была деревянной, с 2 престолами: главным (холодным) – во имя Казанской иконы Божией Матери (22 окт.), и придельным (теплым) – в честь свт. Николая Чудотворца (6 мая). В храме хранились очень древняя местночтимая икона свт. Николая Чудотворца в серебряной ризе и икона св. вмуч. Пантелеймона, привезенная из Афона. Приписная кирпичная кладбищенская Николаевская церковь в с-це Устье. В причте Казанского храма по штату состояли 1 свящ., 1 диакон и 1 псаломщ. Во владении причта находилось 3 дес. усадебной, 36 дес. луговой земли; последняя в 3,5 верст. от церкви. Земля давала годового дохода 560 руб. Братский годовой доход составлял 600 – 800 руб. Церковный капитал 3389 руб. 72 коп. Дома у причта были собственные. В состав прихода Казанской церкви с. Истлеево, помимо самого села, входило близлежащее с-цо Устье (208 дв.).

В совет. время с 1918 по 1958 с. Истлеево являлось администр. центром сельск. совета. Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 04.01.1923 Елатомский уезд с с. Истлеево был передан в состав Рязанской губ. 20.02.1924 он был преобразован в Сасовский уезд, а 31.08.1925 Истлеевская волость была упразднена, а ее селения, в т.ч. с. Истлеево, переданы в состав укрупненной Сасовской волости. 12.07.1929 была упразднена Рязанская губ. и входившие в ее состав уезды и волости; вместо них вводилось администр.-террит. деление на области, округа и районы. В результате с. Истлеево вошло в состав Сасовского р-на Московской обл. В 1930 в с. Истлеево была осуществлена коллективизация сельк. хоз. В то же время в 1930-е в с. Истлеево была закрыта, а позднее полностью разрушена сельск. Казанская церковь.

26.09.1937 Постановлением ЦИК СССР была образована Рязанская обл., в состав к-рой включен Сасовский р-н с с. Истлеево. К 1940 в с. Истлеево Сасовского р-на Рязанской обл. насчитыв. 340 дв.; имелись нач. школа, клуб; действовал колхоз. В нач. школе с. Истлеево (зав. Лидия Ив. Глазунова) работало 4 учит. и обучалось 133 учащ. (1937). К 1980 в с. Истлеево проживало 200 чел.

По данным на 2019/2020 в с. Истлеево действует 1 крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ).

Достопримечательности:
• Памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 – 1945.


* Примечание: Распространенная в литературе и сети информация о том, что в с. Истлеево родился известный архитектор В.И.Шервуд, где его отцу якобы принадлежала суконная фабрика, ошибочна вдвойне: в с. Истлеево никогда не было суконных фабрик; отец архитектора был не владельцем, а управляющим суконной фабрики в с. Глядково, принадлежавшей на момент рождения у него сына генеральше Е.С.Луниной. Невероятно также, что фабрика располагалась в с. Глядково, а ее управляющий проживал в соседнем с. Истлеево, на землях, не принадлежавших его распорядительнице. Возможно, ошибка с местом рождения известного архитектора возникла из-за того, что В.И.Шервуд был крещен в Казанской церкви с. Истлеево (церковь в с. Глядково к этому времени была крайне ветха).


ПРИЛОЖЕНИЯ (ДОКУМЕНТЫ):

[1617 г.]. ВЫПИСЬ ИЗ ПИСЦОВЫХ КНИГ ПОДЛЕССКОГО СТАНА ШАЦКОГО УЕЗДА ПИСЬМА И МЕРЫ КНЯЗЯ ЛЕОНТИЯ ШАХОВСКОГО И ДЬЯКА БАЖЕНА СТЕПАНОВА:

За князем Ондреем за княж Васильевым сыном Хилковым, что было за дьяком за Ондреем за Щелкаловым, а после в дворцовых селех … Треть деревни Дикого поля, Ислеева тож, на Суходоле, а в трети крестьян: (в) Микитка Федоров, (в) Васька Потапов, (в) Серешка Фомин, (в) Жданко Позняков, (в) Васька Филатов; бобыльских дворов: (в) Ивашко Игнатов, (в) Митька Федоров, (в) Федька Степанов, (в) Игнашка Михайлов; двор пуст; пашни паханые добрые земли 2 чети, да перелогу 66 чети без третника в поле, а в дву по тому ж; сена на Диком поле 125 копен; лесу болотного 2 десятины.

За Федором за Федоровым сыном Пушкина, что было за дьяком за Ондреем Щелкаловым, а после в дворцовых селах … Две трети деревни Диково поля, Ислеева тож на Суходоле, а в ево дву третях: двор помещиков; крестьян: (в) Торка Семенов, (в) Левка Федоров, (в) Игнашко …ев, (в) Петрушко Васильев, (в) Сенька Васильев, (в) Максимко Слепов, (в) Васька Василев, (в) …ка Архипов, (в) Гришко Иванов, (в) Ларка Левонтьев, (в) Мосяшка Иванов, (в) Гришка Ковлев, (в) Тишка Прокофьев, (в) Васька Костянтинов; бобыльских дворов: (в) Гордюшко Иванов, (в) Сенька Ретькин, (в) Спирка Иванов, (в) Гришка Приходец, (в) Гуляшко Васильев, (в) вдова Оленка, (в) Олферка Иванов, (в) Игнашко Петров, (в) Серешка Семенов, (в) вдова Оленка; пашни паханые добрые земли 3 чети, да перелогу 132 чети с третником в поле, а в дву по тому ж; сена на Диком поле 250 копен; лесу болотного 2 десятины.

• Публикация: Шацкий уезд XVII в. Государевы служилые люди/ Сост. И.П.Алябьев. – Ульяновск: УлГУ, 2014. – С. 121 – 123.

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ОПИСИ ДЕЛ, ПОСТУПИВШИХ НА ХРАНЕНИЕ В АРХИВ Г. ТАМБОВА:

[1783 – 1785 гг.]. Явочная челобитная, поданная в Елатомский уездный суд, старост сел Почкова и Ислеева Максимова и Ефимова на крестьян села Пеньков о том, что они ездивших крестьян, в числе 20-ти человек, в свои лесныя дачи, за реку Мокшу, для рубки дровянаго и строеваго леса, били смертно, 3-х крестьян с 6-ю лошадьми, «с упряжками и топорами взяли и где оных девали, не известно, с прочих зипуны поснимали и сани перерубили».

[1786 г.]. Явочная челобитная, поданная в Елатомский уездный суд, помещицы Ушаковой старосты Андреева на крестьянина премьер-майора Лутовинова Сидора Маркова в том, что «крестьянин Сидор Марков всего с шестью человеками ходит почасту с норядным оружием, то есть рогатины и дубьем, и напали озартным образом на крестьян господина моего, трех человек, коих ограбили… а при том уграживали господина моего крестьян, если поодиночке где попадутся, убить до смерти».

• Публикация: Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. – Тамбов, 1884 – 1918. – Вып. 1 – 58.


Рецензии