Маленький человек в литературе

Зачинателем темы “маленького человека” в литературе считается Гоголь. Вряд ли, он был абсолютным пионером в этом направлении. Но именно его Акакий Акакиевич Башмачкин из повести “Шинель” является образцом маленького человека. Само же произведение оказало столь значительное влияние на часть литературного сообщества, что по литературным кругам пошло гулять высказывание:
 
“Все мы вышли из гоголевской “Шинели”.

Почему Гоголь начал выводить на авансцену маленьких людей, дело, в общем-то, объяснимое. Оригинальному писателю нужно свое, дотоле не занятое, или хотя бы не засиженное до дыр место.

Героических героев в мировой литературе было хоть ложкой ешь, от Ахиллеса и Гектора и до Робинзона Крузо и Гулливера. Поле “лишних людей” начали пахать Байрон-Пушкин-Лермонтов.

То есть, нужно было искать не столь затертых главных героев. Прекрасный ряд новых персонажей Гоголь дает в повестях и рассказах на малороссийскую тематику. Но долго топтаться в одном секторе было опасно. Приелся бы, вышел в тираж. Успешно колотить десятилетиями в одну точку удавалось немногим. Дюма-отец, Бальзак, может, еще пара-тройка примеров отыщется, и - всё.

К тому же застаиваться на одной теме Гоголю не позволял масштаб таланта. Нужно было искать новые темы, новых героев.

Гоголевский стиль изложения – чрезвычайно ироничный, местами саркастичный, так же не очень подходил для описания эпических героев. Представьте, если бы, например, роман “Три мушкетера” или “Война и мир” изложить гоголевским языком. Получился бы, скорее, фарс, нежели героический эпос. Несомненно, это тоже был бы интересный опыт. Но видимо, литература XIX века для таких экспериментов еще не созрела.

В гоголевских собраниях эпический герой встречается, пожалуй,  однажды. Это Тарас Бульба. Но это - к слову.

Итак, Гоголь предпринял попытку использовать в качестве главного героя “маленького человека”. И его опыт оказался максимально удачным.

Здесь, вероятно, наступило время сформулировать, что же такое есть этот самый “маленький человек”. Это не просто человек бедный или занимающий очень низкое служебное положение. Например, Печорин был прапорщиком. У него был самый низший чин. Но его “маленьким человеком” никак не назовешь. Не судьба вертит им, а он вертит судьбой. Башмачкин – титулярный советник, что соответствовало воинскому званию капитана. То есть, он на несколько званий выше Печорина. В армии Башмачким мог бы командовать Печориным, бросать его в атаки, отправлять на гауптвахты, в случае чего, мог писать на него рапорта вышестоящему начальству и так далее. Но Башмачкин – “маленький человек”. Почему? “Маленький человек” должен быть маленьким и ментально.

Раскольникова тоже нельзя назвать “маленьким человеком”, хотя он голыдьба и рвань беспросветная. Его духовный мир, пусть и глубоко порочный, не вмещается в рамки образа “маленького человека”.

Итак, “маленький человек” наделен такими основными признаками:

- он беден;

- его служебное положение – не высокое;

- у него – мелкая душа, мелкие интересы, мелкие жизненные устремления, узкий кругозор и скудный внутренний мир.

Сам термин “маленький человек” придумал критик Белинский в статье “Горе от ума”, написанной в 1940 году. На то они и критики, чтобы запускать в обиход новую терминологию. Правда, Белинский употребляет этот термин к герою совершенно обезличенному. Словосочетание “маленький человек” встречается у него в характеристике городничего Сквозника-Дмухановского.

“Сделайся наш городничий генералом - и, когда он живет в уездном городе, горе маленькому человеку, если он, считающий себя “не имеющим чести быть знакомым с г. Генералом”, не поклонится ему или на балу не уступит место, хотя бы этот маленький человек готовился быть великим человеком!.. Тогда из комедии могла бы выйти трагедия для “маленького человека”.

В пьесе присутствуют два классических “маленьких человека”. Это Добчинский и Бобчинский. Вот на ком бы Белинскому раскрыть понятие “маленького человека”, если уж он взялся его упоминать. Но Белинский, очевидно, этих персонажей не заметил.

Новаторство Гоголя, во всяком случае, в русской литературе, состоит еще и в том, что он сделал “маленького человека” не только второстепенным персонажем, но и использовал его в качестве главного героя.

С теоретической частью более-менее разобрались. Теперь следует перейти к конкретным примерам.

Итак.

Акакий Акакиевич Башмачкин – “маленький человек” номер один в русской литературе, главный герой повести “Шинель” (1839-1842 годы). Можно даже сказать, это классический “маленький человек”, идеальный “маленький человек”, лабораторный  “маленький человек”, выведенный в литературной лаборатории  академика Гоголя. Впрочем, таковым он остается лишь до финальной части повествования, когда он превращается в буйствующего призрака, восстающего против мира, бывшего к нему чрезвычайно несправедливым. На извечный вопрос носителей мятежного сознания “Тварь я дрожащая или право имею” Башмачкин-призрак решительно отвечает в пользу второго.

***

Самсон Вырин – персонаж повести Пушкина “Станционный смотритель”. Вырин появился намного раньше Башмачкина. Но первое место ему не досталось, потому что Пушкину-прозаику не удалось создать достаточно выразительный и объемный образ. Вырин даже не особо выделяется среди других персонажей повести. История Вырина сродни истории Башмачкина. Только у Вырина похищают не шинель, а дочь - Дуняшу. Он также пускается в поиски, но также остается не у дел и впоследствии погибает. Финал, правда, лишен мистики и более оптимистичен, чем у Гоголя. Несмотря на то, что сам Вырин погибает, что называется, от водки и от простуд, судьба его дочери складывается более чем благополучно. В финале она является чрезвычайно обеспеченной барыней, позволяющей себе путешествовать в карете, запряженной шестеркой лошадей. Ни двойкой, ни тройкой, ни четверкой даже. Похоже, что именно это и не позволило Вырину подняться на высоту Башмачкина. Его история, в принципе, завершается очень хорошо. Оставшись дома, его дочь была обречена на обывательское прозябание в крайней бедности. Будучи похищенной дворянчиком-гусаром, она стала чрезвычайно обеспеченной дамой с кучей детишек. Пушкин был, скорее, романтик нежели реалист, он не хотел огорчать почтеннейшую публику.

***

Мсье Бонасье – персонаж романа Александра Дюма “Три мушкетера”. Один из образцов обращения к теме “маленького человека” в великой французской литературе. Кстати, и этот образ перекликается с гоголевской “Шинелью”. У мсье Бонасье тоже воруют “шинель”: д’Артаньян ворует у него жену. Бонасье тоже пытается искать правды – он вступает в коллаборацию с кардиналом. Тоже правды не добивается.

***

Макар Девушкин – “Бедные люди” и папа Мармеладов. Коек-какие “маленькие люди” замечены у Достоевского. Критики настаивают. Девушкин – скорее, да, чем нет. Мармеладов, скорее, нет, чем да. Мармеладов просто беспробудный пьяница. Пьянству покорны решительно все сословия и люди разных величин. Не бухай папа Мармеладов, а служи исправно в каком-нибудь департаменте, глядишь, где какая копейка и завелась бы. Сегодня титулярный советник, а завтра – советник надворный. А это как-никак – две ступени по табели о рангах.

*****

Гаспар Кадрусс – персонаж романа “Граф Монте-Кристо”. Кадрусс гораздо ближе к образу “маленького человека”, чем гоголевский Башмачкин. Сер, убог, не амбициозен, беден, но алчен. Алчность его беспредельна, однако бремя богатства оказалось ему не по силам. Получив драгоценный алмаз от Дантеса, Кадрусс тут же погибает.

***

Бобчинский и Добчинский – герои пьесы Гоголя “Ревизор”. Это абсолютные “маленькие люди”, но в произведении они играют крайне незначительную роль в отличии от Башмачкина, который является главным героем повествования.
Но как раз именно реплика Бобчинского максимально ярко раскрывает сущность “маленького человека”. Ему также – где-то в самых глубоких глубинах души – присуще тщеславие. Не смотря на глубину его сокрытости, оно однажды прорывается наружу. Но, оказывается, что оно тоже очень и очень маленькое: “Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский… Да если так и государю придется, то скажите и государю, что вот, мол, ваше императорское величество, в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский”.

***

Червяков – герой рассказа “Смерть чиновника”. Еще один абсолютный “маленький человек”. Данный персонаж сам всеми силами стремится соответствовать данному образу. Его из этого образа выталкивают, гонят прочь. Но безуспешно. Он цепляется за него руками и ногами и в той борьбе погибает.

***

Некоторые заносят в категорию “маленький человек” Беликова. Но совершенно ошибочно. Беликов, занимая в провинциальном городке совершенно невзрачную должность преподавателя в гимназии, держал в ежовых рукавицах и всю гимназию, и весь городок. Он как раз напротив, великий человек. Просто - на местечковом уровне.

***

Бравый солдат Швейк. Швейк – несомненно “маленький человек”. Но произведение Гашека также следует отнести к жанру плутовского романа. Швейк – простоватый, крайне непосредственный, занимает крайне невысокое социальное положение, каждый второй для него начальник. Но именно простоватость, доведенная до абсурда, становится супероружием Швейка, которое позволяет ему выходить победителем во всех сложных ситуациях.

На этом мой персональный перечень маленьких людей пока исчерпывается. По мере расширения списка, буду дополнять.


Рецензии