Нагор. Дагъестан и импер. стиль
Одной из выдающихся заслуг Имама Шамиля являлась его ориентация на имперский стиль в духе, которого и выстраивалась горская государственность.
Он желал скорректировать Горское сознание в рамках халифатской традиции. На тот момент единственным и ЗАКОННЫМ халифатом являлась Османская империя (Ottoman Empire). Горцы эту ориентацию прекрасно понимали и поддерживали. Те же кто не понимал и не желал понимать - сторонники "адатов" - сопротивлялись. Местные - кавказские - враги Шамиля на тот момент являлись и врагами Мусульманского мира. И для него был важен не столько тарикъат, сколько имперская идея, которую он проводил в жизнь, используя его.
.
.
Имам Шамиль кроме классического языка Корана, родного и чеченского говорил на двух тюрк. языках, но это ничего не значило. С таким же успехом он мог овладеть и китайским, если в этом была бы необходимость. В ту эпоху владение несколькими языками в Дагъестане было широко распространённым явлением.
Как одно из звеньев последнего Халифата, Имам Шамиль строго соблюдал имперскую субординацию и не допускал возникновения никаких неприязненных отношений между Горско-Кавказским Имаматом и Османской Империей.
Такого фанатичного следования имперской мусульманской идеологии до него ни в горах ни даже целиком на Кавказе не было. Он высоко держал эту планку, порой во вред себе и самим горцам. Но всё же именно этим он привлекал горцев, зажигал их сердца.
Какая-то национально-освободительная герилья в горах Кавказа о которой любят писать выходцы из адыгской диаспоры в Турции - вовсе не его стезя, он к таким вещам был равнодушен. Он желал видеть в своих рядах "солдат Бога", а не, скажем, курдских повстанцев или Ирландскую Республиканскую Армию. Очевидно, что "умники" из турецкой адыгской диаспоры смешивают разные краски с единственной целью приближения горского "джиhада" под левацкие стандарты Бехидже Боран, Перинчека и Оьчалана. Имам Шамиль как раз напротив крушил бы курдский левацкий сепаратизм всеми возможными методами.
Царизм подчёркнуто уважительно отнёсся к Имаму Шамилю, одновременно с этим пытаясь переориентировать его прежних соратников и единомышленников на российскую государственность, царизм. Очевидно, что с потерей возможности что-либо изменить, Шамиль потерял и сам стимул борьбы во-имя чего он должен жертвовать собой. жизнями своих близких и единомышленников. Раз его халифатская миссия на Кавказе невыполнима, значит и всё остальное для него уже не имело значения.
В перспективе же ни царизм, ни исламское "переформатирование" Чечни и Дагъестана никуда не вело. Так как царизм был ликвидирован большевизмом, а Османская империя проиграла Первую Мировую и власть оказалась перехвачена кемалистами. Мусульманская община бывшей царской России получила ещё больший террор чем при царе. Короткий просвет в виде Северокавказской Советской Социалистической Республики быстро сменился на кромешный мрак преследований, издевательств и дискриминации. У руля всех властных структур стояли самые настоящие самозванцы, которых никто и никогда не избирал.
Большевизм был похож на такого поганного должника, который берёт в долг и врёт напропалую, когда же приходит время возвращать долги, то он с надменной физиономией угрожает всем расстрелом. В этом - сама суть советской власти, выраженную как-то довольно прямолинейно Лениным, что "Иванушку надо дурить". В отличии от большевизма, прямо-таки оголтелого "фуфлогонства" у династии Романовых было заметно меньше. Всё-таки люди другого воспитания - ошибок понаделали очень много, но "пройдохами" не были. У коммунистов даже их идеология имела черты псевдолевацкого извращенчества. И ни с одними левыми партиями они не сошлись - всех поубивали и загнали в лагеря. Ю. Андропов даже на похоронах Л. Брежнева умудрился произнести:" Хватит кормить народ лозунгами!" А кто, собственно говоря, кормил народ лозунгами как не он сам и не его Л. Брежнев? Получается, что и войну над гитлеровской Германией одержали лишь для того, чтобы не терять монопольного права кормить народ лозунгами, сами при этом не покидая дач и санаториев.
Как мы уже писали, идейного наследия Шамиля в сколько-нибудь заметной форме на Кавказе не было и нет, есть лишь какие-то отдельные черты сходства. Но не более того. Его идейное наследие пустило корни в Турции. С учётом современных реалий, - это Партия Великого Единства. Ещё одни приемлемые наследники - Army of the Men of the Naqshbandi Order в Ираке. И движение Имама Шамиля аккуратно укладывается между этими двумя идейными течениями. Они не ахти какие влиятельные, но всё же заметные. Оба исходящие от суннитской общины, оба имперские, вместе с тем взвешенные, прагматичные, без впадения в крайности.
Имам Шамиль взывал прежде всего к "миллатскому" (араб. "обшина-нация") самосознанию, стремясь поставить Миллатские интересы аыше племенных и местечковых, требовал объединения общих усилий. И кавказский лидер длительное время не брал в расчёт, что никакой помощи со стороны не предвидится и что Османы ,будучи в военно-техническом плане слабы, не пойдут на затяжное обострение с Россией. Единственное, что они могли предложить - покинуть Сев. Кавказ и оказаться на землях, контролируемых Высокой Портой.
Царизм практически сам провоцировал горцев на противостояние с целью обширных территориальных приобретений, которые особенно хорошо заметны на Кубани, но они были и в Чечне и Дагъестане. Более того, сегодня, например, мало кому известно, что царизм планировал даже под прикрытием борьбы с "мюридизмом" организовать переселение в Абхазию черногорцев с Балкан. Династия Романовых чуть-ли ни до самой своей гибели гнуло эту политику - присваивать, отнимать, переселять. Многое удалось, кое-что - нет. Так, не был передан в собственность казакам реликтовый Самурский лес в Дагъестане, не смогли взять Константинополь, увенчались провалом прожекты " великой Армении" и "великой Ассирии". Сопротивление царизму на Сев. Кавказе было абсолютно закономерным и предсказуемым.
Свидетельство о публикации №224090801057