Народный календарь 9 - 15 сентября
К этому дню старались убрать коноплю. «Если не выберешь конопли до Ивана Постного (11 сентября), то весь пост просидишь без масла». На самом деле надо было спешить не потому, что не успеешь надавить конопляного масла из новых семян, а потому, что всё надо делать вовремя — другие дела накатятся. И тогда уже все посты будешь без масла.
Спешили убрать хлеб в скирды. Весь хлеб сразу не перевезёшь на гумно, на обмолот. По частям придётся с поля возить: какой на просушку в овин, какой сразу на молотьбу. А в скирдах он лучше сохраняется от влаги.
Преподобный Моисей Мурин почитался в народе как целитель от пьянства. Любопытна судьба его.
Моисей Мурин — эфиоп , был рабом знатного человека. Он не захотел жить честным трудом и стал разбойником, а потом и предводителем их. А уж какая там праведная жизнь у таких людей? Разбой, вино, женщины...
И вдруг — как ножом обрезал: раскаялся Моисей и в монастырь ушёл. Но воспоминания о былой жизни не оставляли его; он вёл трудную, изнурительную борьбу с плотскими вожделениями: постился, молился - искушения не исчезали. Тогда он по ночам стал обходить кельи пустынников, собирал пустые кувшины для воды, наполнял их водой, приносил их и ставил у входа в кельи. Этим себя и спас. Его душа обрела покой, а мысли — трезвость.
Любит русский народ страстотерпцев и мучеников-преодоленцев, И потому верит им и обращается за помощью.
11 СЕНТЯБРЯ. ИВАН ПОСТНЫЙ, ИВАН КРЁСТНЫЙ. ПРЕДТЕЧА.
Ещё одна библейская легенда.
Царь Ирод Антипа бросил в темницу Иоанна Крестителя (Предтечу) за то, что тот прилюдно изобличал и позорил его: Ирод, бросив свою жену, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата.
По случаю своего дня рождения Ирод устроил пир. На этом пиру дочь Иродиады плясала так хорошо и так понравилась Ироду, что он сказал: «Проси чего хочешь за танец, хоть полцарства». Танцовщица посоветовалась с матерью своей, Иродиадой, и та сказала: «Требуй голову Иоанна Крестителя». Дочь так и сделала: «Подай мне на блюде голову Иоанна Крестителя». Боялся и уважал Ирод Крестителя. И не хотел он исполнять это желание, но ведь слово дал! И отдал он приказ. И выполнил воин поручение царя, И принёс на блюде отрубленную голову Иоанна Крестителя.
Эта печальная дата обозначена в церковном календаре, как Усекновение главы Иоанна Крестителя, а в народе — Иван Постный. В этот день у всех строгий пост. И чтобы не вызывать никаких воспоминаний о мученической кончине великого праведника, соблюдается в этот день много правил запретов!
Нельзя брать в руки ничего острого: ни ножей, ни кос, ни ножницы, ни топора. Они напоминают о мече, которым была отсечена голова Предтечи. Так что, если хозяйка забыла накануне нарезать хлеба, в день Ивана Постного его будут ломать.
Арбуз в этот день останется неразрезанным. И не только потому, что с ним без ножа не справиться, но ещё и потому, что всё круглое в этот день есть — большой грех. Картофель, лук, капуста, яблоки и т.д. напоминают голову Крестителя. Нельзя есть ничего красного цвета и пить этот цвет нельзя — напоминает кровь праведника. И блюдо в руки в этот день не возьмут — чтобы не вспоминать о блюде в руках Ирода.
Но особенно непростительным в этот день считаются пьянство, песни и пляски. Потому что Иоанн представлял собой высокий образец подвижнической жизни и никогда не пил вина. А песнями и плясками злая Иродиада добилась главы Иоанна Крестителя.
Пост длится всего сутки, но его исполняет вся Россия. «Иван Постный не велик, а перед ним и Филиппов пост — кулик». (Филипповский или Рождественский пост с 27 ноября по 6 января). «Иван Постный обыденкой (одним днем) живёт, да всю матушку-Русь на посту держит».
Самое распространенное имя на Руси — Иван. «На Руси Иванов — что грибов поганых», — говорят в народе. И в православном календаре на это имя шестьдесят два дня приходится. Но Иван Постный среди них, хоть и «обыденный», но не рядовой. Его ещё называют Иван Полеток: он завершает лето и открывает двери в осень. «Иван Постный пришёл, лето красное увёл». «Иван Постный — осени отец крёстный», «С Постного Ивана не выходит в поле мужик без кафтана».
На Ивана-полетовщика подводились итоги наймов на лето — выплата за летний труд; собирались «полетние» (за лето) оброки и дани.
Раньше к Ивану Постному заканчивался год — лето, и через два дня начиналось Новолетие — Новый год.
Но это будет ещё через два дня. А этот день считался последним для уборки конопли и стлания льна (лён стелили на стлищах).
Изменилась земля. Другою стала. Осенней.
Чёрные от дождя крестьянские избы; тучи растворены в воздухе: серые космы цепляются за верхушки деревьев; пусто в поле и на деревенской улице.
Но это здесь, у нас. А там, за окоёмом, в другой части России — молодое бабье лето: нежаркое солнце, серебрится медленная паутина, «в багрец и золото одетые леса», и печаль просторных осенних полей. По жнивью бродит тучный скот. Медленно падает лист, Умиротворенность и усталость разлиты а воздухе.
Земля отрожала. Человек пожинает изобилие. И ему не до отдыха. Успеть, пока золотые деньки стоят.
13 СЕНТЯБРЯ. КУПРИЯН.
Идёт полным ходом копка картофеля и уборка корнеплодов.
14 СЕНТЯБРЯ. СЕМЁН-ЛЕТОПРОВОДЕЦ, СЕМЁН-ДЕНЬ.
14 сентября по новому стилю приходится на 1 сентября по старому стилю, и с середины XIV века до 1700-го был началом Нового года.
1 сентября 1699 года Петр Великий в последний раз «торжествовал, по древнему обычаю своих предков, начало нового лета» — тысяча семисотого. И 1 января этого же новолетия отпраздновал переход России в 1700 год. Два раза за один год встретили на Руси Новый год. Это был год перехода из новолетия в новогодие, год перехода счисления дней по Юлианскому календарю. (Счисление по Юлианскому календарю мы зовем старым стилем, а по Григорианскому — новым стилем).
После 31 января 1918 года сразу наступил день 14 февраля. Поэтому с 1 по 13 февраля 1918 года в России не было никаких событий, Даже никто не родился. Так Россия перешла на Григорианский календарь.
Но вернемся к Семёну-летопроводцу. Его и звали до 1700 года «летопроводцем», потому что с этого дня начиналось новое лето (не «год», а «лето»). А так как этот день был гранью между летними месяцами и осенними, то за ним закрепилось имя «летопроводец».
Москвичи встречали новолетие, собрав у себя гостей, до самых петухов, до утра. Эти новолетние вечера и тогда были семейными, как и сегодня. Молодые и старые сходились к старшему в роду: тихо и скромно встречали новое лето. С посиделок отправлялись к заутрене в церковь. В полночь ударяла в Кремле пушка, гудел колокол на колокольне Ивана Великого, и городские ворота растворялись настежь. Так возвещался Новый год на Руси до 1700 года.
«В старину же на Семён-день приезжали в Москву «становиться на суд» перед государем и его боярами. Неявившиеся на этот срочный суд считались виноватыми. Челобитчик получал «правую» грамоту и по суду считался правым». (И.П. Сахаров).
Бояре на Семёна-летопроводца выезжали поохотиться за зайцами. Выезды были пышными на неделю-две: запасались едой, наливками, медами, собирали для ночлегов шатры. Кони, псари со сворами собак... Широко, громко, праздно!
Этот обычай сохранился и в XIX веке. Без былой пышности, но с тем же азартом помещики притравливали в поле зайца, а крестьяне-охотники ставили очепы (силки) для зимнего лова на заячьих тропах. Заяц и зимой не бросает летней тропы. И, сменив шерсть серую на белую, именно зимой попадается в расставленные ловушки.
В старое время именно на Семён-день совершался обряд «постригов» и «сажения на коня» — переход мальчика из детского в отроческий возраст. Обряд этот совершался в 3, 4 или 5 лет. Обычай сохранился и в XIX веке в разных социальных слоях: у дворян, казаков, крестьян. «Постриги» проводили на Семён-день, весной или же в день именин, в день ангела. Сзывали родных, приглашали кума с кумой. После молитвы отец мальчика подавал куму (крёстному отцу) ножницы, тот выстригал у крестника прядь волос («гуменцо»), отдавал крёстной матери (куме), а та — родной матери. Вот именно такой порядок. Выстриженные волосы («гуменцо») зашивались в ладанку и хранились до самой смерти.
После «постригов» кума и кум выводили крестника во двор, где отец уже ждал их с конём. Расстилали ковёр. На нём крёстный отец передавал мальчика родному отцу. Отец с поклоном принимал сына и сажал на коня. Крёстный отец проводил (вёл) под уздцы коня по двору, а родной отец поддерживал сына. У крыльца отец снимал сына с коня, передавал куму, кум — куме, а та — матери. Отец с матерью одаривали кума с кумой, а те, в свою очередь, — крестника.
За обедом, который начинался после этого обряда, кум с кумою разламывали над головою крестника именинный пирог с пожеланиями всякого богатства и счастья.
При переезде в новый дом крестьяне обычно запускали в избу первыми петуха и кошку, а затем входил хозяин с иконой и домочадцы. Не забывали пригласить — перевезти из старой избы в новый дом домового: кто на хлебной лопате, кто в лапте — по-разному. А так как Семён-день — день особый, новолетний, то и «входины», новоселье, праздновались по-особому и пышнее. «Семёнов день — счастливое новоселье».
На новоселье гостей сзывал сам хозяин. Первейшими гостями считались тесть с тёщей и кумовья
Тесть дарил коня любимому зятю, тёща корову для внучат. Кум с кумой приносили на новоселье мыло и полотенце, сваты — домашнюю птицу. Из старого дома свекровь или старая бабка приносила в полдень горшок с углями, накрытый скатертью. Их встречали у раскрытых новых ворот. Бабка (свекровь) входила в избу, ставила горшок с углями на загнетку, снимала, скатерть и трясла ею по всем углам, будто выпускала домового. Угли высыпали в печь, а горшок ночью разбивали и зарывали под передний угол дома.
Существовал ещё и в прошлом веке шуточный обычай; похороны мух и тараканов. Девушки вырезали из репы, брюквы, моркови маленькие гробики, сажали в них пойманных мух и тараканов, с причитаниями выносили из избы и предавали земле. В это же время кто-нибудь полотенцем или штанами гнал мух из избы: «Мухи, вы мухи. Комаровы подруги, пора умирать!» Со временем причитания и песни, сопровождавшие похороны, стали восприниматься как детские потешки.
Вечером накануне Семёна-летопроводца гасили старый огонь в печи. Утром добывали «живой» огонь, новый, путём трения дерева о дерево, и от него возжигали в очаге новый.
К Семён-дню заканчивалось молодое бабье лето (с 28 августа) и начиналось бабье лето продолжительностью в неделю, А раз бабье лето — начинались «засидки»: женские работы при свете огня. Вечерние работы. А днём женщины сушили коноплю, мочили и мяли лён. Начиналась длинная полугодовая технологическая цепочка выделки из льна холста. Солили огурцы, занимались огородом. Бабье лето.
Крестьяне старались изо всех сил закончить к этому дню уборку колосовых, иначе зерно выпадало из колоса и пропадало.
Заканчивался посев озимой ржи.
Люди были очень пристальны к погоде Семёна-летопроводца. Бели первый день бабьего лета, Семён-день, был ясным и тёплым, то и вся осень предполагалась такой же. И наоборот.
Сухой ожидали осень и в том случае, если после Семёна-дня остальное бабье лето было ненастным. При тёплой погоде в этот день ожидали и зиму тёплую. Это мог подтвердить и южный ветер в этот день.
Гуси, улетающие на Семён-день, предвещали раннюю зиму.
Почти на два с половиной месяца заряжала себя деревня на свадьбы. Начинались свадебные недели.
Я поздравляю осенних именинников.
9 сентября: Анфиса.
10 сентября: Анна, Савва.
11 сентября: Иван.
12 сентября: Александр, Даниил, Павел.
14 сентября: Марфа, Семён.
15 сентября: Антон, Иван, Руфина, Федот (Богдан).
С днём ангела вас! Покоя и доброты.
Свидетельство о публикации №224090801079