Интегральность как точечный приём
(на примере одного из стиховторений Бориса Рыжего)
8 сентября - 50-летие Бориса Рыжего, в одном из стихотворений которого, приводимого Евгением Степановым, замечаем факт особого рода интегральности (тенденции взаимодействия и взаимовлияния различных по силе и объёму компонентов стиха).
Поэт и издатель Евгений Степанов так пишет о Борисе Рыжем: "Резкие, взрывные анжамбеманы адекватно передавали характер поэта, его обостренное чувство неприятия враждебного и несправедливого мира - строфа, строка и даже слово разделялись на части, точно сердце человека или огромная страна (музыка - муза ко / мне). В данном случае анжамбеман вкупе с неожиданной составной рифмой производил эффект повышенной суггестии. Форма начинала выполнять роль содержания" [1]. Далее Е.Степанов приводит собственно стихотворение Б.Рыжего, которое начинается так:
Похоронная музыка
на холодном ветру.
Прижимается муза ко
мне: я тоже умру.
Этот "эффект повышенной суггестии" состоит из комплекса следующих друг за другом трёх проявленных с особой силой компонентов стиха: составная рифма + анжамбеман + два сверхсхемных ударения подряд в начале 4-й строки, и оба на местоимениях (мне / я), после того, как во всех предыдущих строках звучит достаточно ровный анапест; все эти три компонента идут один за другим и в сумме представляют собой кульминацию формы на стыке 3-4 строк - формы, действительно (см. выше у Е.Степанова) по сути ставшей содержанием, то есть форма и содержание здесь интегрируются, поддерживают друг друга в особого рода интегральности стиха, уже выходящей за интегральность собственно формы. Этот небольшой, но сильный интеграционный "участок" поэтической речи поэта влияет таким образом на всю суггестию стиха.
Оговоримся, что подобного рода интегральность проявляет себя в регулярной силлаботонике, здесь нет речи о тотальной форме интегрального стиха как таковой, когда отдельные эпизоды и компоненты формы выходят из силлаботоники на просторы нерегулярного стиха и действуют в тесном сочетании, в интегральной композиции, см. [2].
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими. Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
А.Бубнов.
Примечания:
[1] Степанов Е.
Борис Рыжий "Похоронная музыка…" / "Книга о поэтах и поэзии: ОНИ УШЛИ. ОНИ ОСТАЛИСЬ. Том 2" / Читальный зал
https://reading-hall.ru/publication.php?id=26481
(дата обращения: 07.09.2024)
[2] Бубнов А.
Метрофоника и интегральность в современной поэзии (на примере нескольких стихотворений, отобранных в "Антологию Интегрального стиха") // Дети Ра. - 2023. - № 6 (205).
https://reading-hall.ru/publication.php?id=34521
(дата обращения: 08.09.2024)
Свидетельство о публикации №224090801401
Александр Бубнов 08.09.2024 19:08 Заявить о нарушении
(на примере одного из стиховторений Бориса Рыжего)
8 сентября - 50-летие Бориса Рыжего, в одном из стихотворений которого, приводимого Евгением Степановым, замечаем факт особого рода интегральности (тенденции взаимодействия и взаимовлияния различных по силе и объёму компонентов стиха).
Поэт и издатель Евгений Степанов так пишет о Борисе Рыжем: "Резкие, взрывные анжамбеманы адекватно передавали характер поэта, его обостренное чувство неприятия враждебного и несправедливого мира - строфа, строка и даже слово разделялись на части, точно сердце человека или огромная страна (музыка - муза ко / мне). В данном случае анжамбеман вкупе с неожиданной составной рифмой производил эффект повышенной суггестии. Форма начинала выполнять роль содержания" [1]. Далее Е.Степанов приводит собственно стихотворение Б.Рыжего, которое начинается так:
Похоронная музыка
на холодном ветру.
Прижимается муза ко
мне: я тоже умру.
Этот "эффект повышенной суггестии" состоит из комплекса следующих друг за другом трёх проявленных с особой силой компонентов стиха: составная рифма + анжамбеман + два сверхсхемных ударения подряд в начале 4-й строки, и оба на местоимениях (мне / я), после того, как во всех предыдущих строках звучит достаточно ровный анапест; все эти три компонента идут один за другим и в сумме представляют собой кульминацию формы на стыке 3-4 строк - формы, действительно (см. выше у Е.Степанова) по сути ставшей содержанием, то есть форма и содержание здесь интегрируются, поддерживают друг друга в особого рода интегральности стиха, уже выходящей за интегральность собственно формы. Этот небольшой, но сильный интеграционный "участок" поэтической речи поэта влияет таким образом на всю суггестию стиха.
Оговоримся, что подобного рода интегральность проявляет себя в регулярной силлаботонике, здесь нет речи о тотальной форме интегрального стиха как таковой, когда отдельные эпизоды и компоненты формы выходят из силлаботоники на просторы нерегулярного стиха и действуют в тесном сочетании, в интегральной композиции, см. [2].
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими. Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
А.Бубнов.
08.09.2024
Александр Бубнов 08.09.2024 19:08 Заявить о нарушении