и это всё о нём. Лента

«И это всё о нём «. Лента. О, кей? »                1.
Таможенный досмотр нашего небольшого танкера,  перевозящего только  мазут или газоль, обычно не вызывал у служащих таможен никакого повышенного внимания и интереса.  Процедура сия  проходила быстро и рутинно,  таможенники, проверив необходимые судовые документы и сличив паспорта членов экипажа, как правило , очень поверхостно  делали обход судна , и дав добро на открытие границы, довольно поспешно и без сожаления  отчаливали на своем катере. Исключения составляли лишь представители таможенного  ведомства в те времена ещё братской, но  уже ставшей  на путь незалежности государства Украины. Служивые этой сопредельной державы  при посещении нашего судна зачастую проявляли профессиональное  рвение, вернее , не столь проявляли его, сколь обозначали. А уж после этого бдительные  служители Украинского  Закона  часто обращались к членам экипажа с просьбами презентовать им что-то  на память о нашей тёплой  встрече. В частности, ко мне,  электромеханику  судна , украинские таможенники обращались с просьбой дать им  то 2 метра электрокабеля, то початую банку солидола,  то бутылочку щёлочи, то пяток электролампочек. Я никогда не отказывал представителям братского народа в их  необременительных просьбах, хотя каждый раз внутренне удивлялся такой низкой материальной ценности их запросов. Шутливое выражение о том, что таможеннику , чтобы существенно улучшить своё материальное положение, достаточно просто закрыть глаза, по моему твёрдому убеждению в современном  мире было более чем реалистичным и претворяемым в жизнь. Естественно, знали об этом и украинские служители  таможни.  И, кроме того, после относительно недавнего происшествия на нашем судне, обострять отношения с украинцами экипаж старался всячески избегать. И  вот что тогда произошло. В  приснопамятную  ночь, когда первый Президент России в новогоднем  обращении к  2. верноподданным  своим  печально- известной  низко –тянучим голосом-стоном     выдавил из себя  эпохальное:” Я  устал, я ухожу!»,  и в стране стала стремительно  закручиваться  очередная    «  такая , вот,  понимаешь,  загогулина! “  , в ту самую ночь в Мраморном море в сильнейший шторм потерпел крушение и разломился пополам один из   танкеров  нашей судоходной компании.   Хвала Господу, из экипажа тогда никто не погиб.  Территориально  же ближе других судов компании от места аварии оказалось наше, соответственно капитан получил распоряжение на переход к месту аварии , чтобы снять с находящихся  ещё на плаву  остатков судна уцелевшие документы,  вещи, аппаратуру , и если удастся – что-то из запчастей и остнастки. На нашу удачу,  в день, когда мы подошли  к полузатонувшему судну, Мраморное море  было  мраморно  спокойно,  и задачу свою  экипаж достаточно полноценно  выполнил.   Всё, что , удалось снять с остатков погибшего танкера, было помещено  на хранение в нашей  кладовой  до  распоряжения высокого  начальства . Танкер же   , как ему и положено, вернулся к перевозке нефтепродуктов. И  вот тогда-то,  при первом контакте с украинскими таможенниками ,  экипажу был преподан очень памятный и поучительный урок. Узнав,  о том, что коробки в кладовой –это вещи с погибшей  Волгонефти , украинцы вдруг сильно возбудились и  воспылали жаждой осмотреть их содержимое. Часть  коробок  по их настоятельному  требованию была вскрыта, и в одной из них, кстати, принадлежащей капитану погибшего судна, был обнаружен небольшой  пневматический  пистолетик. Балончиков  с газом СО 2 при пистолете не оказалось , а значит к стрельбу из него данный момент производить было невозможно, но, судя по реакции таможенников, это уже  не для них  имело никакого смягчающего эффекта. Пистолетик конфисковали,  и вроде   ну и  растение хрен  бы   с ним? Так нет же, возникло целое     3.    разбирательство, дело дошло до самой Москвы, и только после вмешательства определённых властных  структур инцидент как-то был погашен. Прошу прощения у читателей за употреблённое мной  суровое слово Инцидент, но, с другой стороны, как ещё назвать такое происшествие при пересечении судном границы другого государства?               
Следующие несколько рейсов наш танкер проходил или российскую или  болгарскую или турецкую таможню и неприятное происшествие с пневматическим пистолетом, естественно,  потихоньку стало забываться. Но, позволю себе применить фразу из любимых мною  старинных романов, судьбе было угодно послать нашему славному экипажу испытание , последствия которого могли бы оказаться гораздо более трагичными, чем скандальчик из-за дешевой  пневмострелялки. Как  вы, дорогой мой читатель, наверное,  догадываетесь, произошло это во время визита к нам таможенников братской ещё тогда Украины.
      В тот памятный день я сидел в своей каюте в ожидании паспортного контроля . Процедура эта абсолютно проста и рутинна: таможенник заходит в вашу каюту с вашим же паспортом моряка, сверяет данные , и если ничего его в каюте не заинтересовало, каюту покидает. Проходил я эту формальность десятки раз, но события того дня , далее поймёте  почему, надолго врезались в память.   Постучали в дверь,  зашёл молодой коренастый украинец, сличил паспортные данные с живым оригиналом и тем самым убедился  , что в каюте на диване высседаю  действительно я.  Далее он цепким взглядом окинул каюту- и уставился   на флакон одеколона Шипр, стоящем на полочке над умывальником.» Это у вас, что, одеколон Шипр? “-спросил меня таможенник . Я ответствовал  утвердительно. “А вы им что, одеколонитесь? “-опять спросил 4. таможенник. И я снова ответил утвердительно. А что же ещё я мог ответить на подобный вопрос? Таможенник перевёл взор на противоположную  переборку каюты, на   висевшую там  фотографию группы  Битлз и задал мне вопрос  по аналогичной  схеме: «Это у вас фотография Битлз?» С моей стороны опять  прозвучал  утвердительный ответ. «А вы что, поклонник Битлз?»  После этого вопроса в голове моей закрутилась шутливо-шальная  мысль поведать служивому, что фото битлов я повесил над койкой, потому, что  хоть и с давних времён благожелательно отношусь к  творчеству ливерпульской четвёрки , но в данное время не  имею достаточно  средств, чтобы  приобрести  красочный постер   лучезарного Фили Киркорова  с перьями на кокошнике.  Но, конечно же , этого я таможеннику не сказал, ибо на собственном опыте не раз убеждался,, что юморить с этой братией лучше не стоит. Живо вспомнилась ситуация, когда при пересечении границы на поезде женщина-таможенница указала мне , что на паспорте я с усами, а в данный момент безусый и
 я сдуру ляпнул , что усы отклеил, то тут же услышал суровое предупреждение  о том, что   если меня сейчас  ссадят с поезда,  то  я  в миг уразумею, что тут не КВН.  Итак,    на  вопрос  таможенника  про фото битлов  я также  ответил  кратко и утвердительно  и уже  было приготовился выслушивать что-то вроде «А это у вас стул? Вы что,  на нём сидите?» , но любознательный  служивый  вопрошать более ничего не стал, и  пожелав мне счастливого плавания, покинул каюту. А я, развалясь на диване , стал ждать завершения таможенного досмотра. Минут обычно через 15-20 после завершения обхода кают  лёгкий толчёк корпуса судна  сигнализировал   о том,  что таможенный катер отчалил, и из ходовой рубки объявляли, что экипаж может покинуть каюты и приступить к своим обязанностям. Но в этот раз события приняли совершенно    5.  неожиданный, вверну модное ныне словечко, алармийский оборот! В мою каюту  негромко постучавшись, вошел  наш  интеллигентный  тактичный старпом.  «Фёдорыч , тебя хохлы  в машинное отделение вызывают, а зачем -не говорят» -как всегда негромко , вкрадчиво ,явив ту самую  интеллигентность  ,  произнёс  Чиф (Сhief.-(англ)-старший , морской лексикон.) ) И я  беззаботно  направился в машинное отделение корабля, предполагая, что таможенники вызывают меня туда , чтоб для проформы задать какой-то пустяковый вопрос , а после этого, как обычно, что –нить попросить. На долгую память и в залог вечной дружбы меж нашими народами.  Но ё…шь твою в Дарданеллы мать, как же я тогда ошибся!!!               
Ещё с верхней площадки трапа, ведущего в машинное отделение, я увидел украинского таможенника, рассматривающего пульт управления ходовыми дизелями. Рядом сидел в кресле один из двух  наших молодых  балбесов-мотористов, будучи как раз на вахте.  Я опёрся на поручни трапа  и уже собирался, как привили ещё на военном флоте , лихо скатиться на руках вниз , на секунду поднял глаза и…..О-БО-МЛЕЛ!!!  И было, от чего!!!  На в масляной цисцерне, на самом её крае, открытая всем взорам , подобно греющейся на солнышке змее  лежала горкой сложенная пулемётная лента, оснащённая боевыми патронами уж не помню какого  калибра.  И, представьте, я сразу понял, что это не мираж и не глюк. Эту ленту на борт притащили те самые молодые балбесы-мотористы на одной из стоянок, когда танкер шёл ещё по российской территории. И я случайно застал их , когда они эту ленту осматривали.  Где они ее взяли , ребятки  не сказали, да я  и и не спрашивал,  но  по праву старшего и по возрасту и по званию предостерёг их, мол,  судно в загранку ходит, избавьтесь от этого как можно быстрее, пока мы в России! Балбесы заверили меня, Федорыч, будь спок,  обязательно     6.  уберём , не переживай! Каюсь, я тогда поверил глупому молодняку ,посчитав, что ума у них хватит, и что они своевременно избавятся от боеприпаса. . Да, честно говоря, через несколько дней за делами я об этом просто забыл! Но, как оказалось, балбесы оказались сверх-супер-балбесами и не только не избавились от ленты с патронами, но и перед визитом таможни забыли перенести её хотя бы в какое-то укромное местечко. И вот я , помертвев, смотрел на эту ленту, лежащую практически на виду. Целая буря чувств  стремительно закрутилась- заплясала в моём мозгу! Сценарий какого-нибудь  кино- теле-боевика  или триллера для нашего  парохода  вдруг в одночасье мог обернуться реальностью, а именно:   таможенники находят ленту с патронами, вызывают по рации подкрепление, на борт высаживаются вооружённые погранцы  и СБУ-шники  незалежной, танкер, естественно,   арестовывают.  Далее- все помещения  и каюты судна буквально выворачиваются  наизнанку , членов экипажа поодиночке допрашивают  с пристрастием или без(это уж как повезёт) «Где ещё патроны от пулемёта? Где сам пулемёт? Где спрятано другое оружие , боеприпасы и взрывчатка? Кто вас направляет и инструктирует, террористические организации или российские спецслужбы? В каком порту планировался теракт?» И если вы , драгоценный мой читатель, считаете, что я преувеличиваю возможные последствия , то вспомните , какая буча поднялась после находки того самого пустячного воздушного пистолетика. А тут- целая лента с   боевыми патронами  к пулемёту! 
Достаточно много времени пролетело   с того памятного дня, а я до сих пор удивляюсь своему поведению  в тот час. Не иначе, сам Господь Бог помог мне тогда проявить хладнокровие и артистизм , достойные самого штандартенфюрера  Максим-Максимыча Исаева ! По поведению таможенника ,          7.    находящегося в машинном отделении, я понял, что ленту с патронами тот  пока не заметил. Вообще,   находиться в  местах, подобных машинным отделениям судов  для неподготовленного человека весьма некомфортно . Грохот дизелей, резкий запах соляры и масла, мелко вибрируюшая под ногами палуба, мощные воздушные  потоки от  вентиляторов,  масса всевозможных механизмов , электрики , электроники , кабельных трасс-  всё это, очевидно,  и отвлекло таможенника от внимательного осмотра помещения. Повторюсь – лента лежала ну совершенно на виду!  И первейшая задача для меня тогда встала  - отвлечь внимание таможенника  на себя, не давать ему повнимательнее осмотреться вокруг. Я съехал по трапу вниз, зашёл к таможеннику слева , чтобы разговаривая со мной , он            находился к злополучному боеприпасу  спиной, предупредительно и почти ласково представился и спросил, , зачем меня вызвали. Как я и предполагал, таможенник спросил о каком-то совершенном пустяке, и я ему тут же ответил, демонстрируя неподдельное  внимание и почтительность. И  продолжая строго стоять слева. Представьте, чего мне стоило изображать спокойствие и даже некую беззаботность.? 
  И тут,   о,  радость! Таможенник кивнул мне в ответ и, повернувшись, направился к трапу , к выходу из машинного отсека.  Лента с патронами   оставалась у него за спиной. Я двинулся следом , изготовившись  как угодно и  чем угодно привлечь его внимание  на себя , если  он вдруг обернётся. Сладкое предчувствие удачи стало потихоньку нарастать в душе, но помятуя, о том,  как легко в любую секунду удача может испариться, я не нашёл ничего лучшего, как направить вслед уходящему таможеннику мысленный посыл. Назовите этот посыл приказом, просьбой, мольбой, мантрой, молитвой, если угодно- даже  «Только не обернись!» из гололевского    8.                Вия  -все эти определения будут недалеки от истины. «Друг, брат, славянин, иди, не оборачивайся , иди!  Хороший , добрый, умный, красавец, только не обернись , иди, иди!!!  Иди ,падла, ……….  ( непечатные выражения) , иди, иди, Ид-И-И-И-И-И-И-И-И!!!!!!!!!!!!!!!»
 И-троекратное ура!!!  Таможенник поднялся по трапу и вышел из машинного отделения, , ни разу не обернувшись. Я остался стоять у трапа, лихорадочно соображая, что же сейчас предпринять?  Первое желание было  хоть чем-то прикрыть, спрятать ленту . Но тут же пришла отрезвляющая мысль, что если вдруг таможенники вернутся и застанут меня за этим занятием, то коллективная уголовная ответственность экипажа по статье 222 УК РФ (конечно же я впоследствии узнал и номер и содержание этой статьи ) могла легко трансформироваться в уголовную ответственность индивидуальную, то есть лично   мою. Вахтенному балбесу-мотористу , от греха подальше,  я говорить ничего не стал, поднялся в свою каюту и стал просто ждать, уже почти не сомневаясь в успешном завершении         ситуации. Через непродолжительное время  легкий толчёк корпуса судна возвестил о том, что таможенный катер отшвартовался . И, дождавшись  соответствующего объявления по трансляции, я пулей вылетел на палубу левого борта и с великой радостью убедился , что таможенный катер удаляется от нас !!! И тут же забежал в каюту к стармеху и по- быстрому ввёл его в курс дела. Дед, (прозвище старших механиков ), как и подобает старому моряку мгновенно оценил всю опасность нашего нынешнего положения.  Мы  с ним  выскочили на левый борт, ещё раз  убедились , что таможенный катер по- прежнему  держит курс прочь от танкера, и , стремглав скатились в машину. (краткое прозвище машинного отделения). Увидев боеприпас  во всей его красе, разгневанный стармех подбежал к ничего ещё не понимающему балбесу-мотористу  и, потрясая своим жилистым кулаком, проорал, перекрикивая грохот     9.    дизель-генератора, что насильно  вступит с ним в гомосексуальный контакт в роли активного партнёра.  . Я же, крикнув деду, чтоб он не пускал никого в машину, по переходному мостику подскочил к пулемётной ленте, схватил эту коварную змею за голову или , если угодно -за хвост , подтащил к открытому иллюминатору и стал перебрасывать в него ленту , патрон за патроном . Лента-змея сначала уползала через иллюминатор медленно, но потом, набравши вес, пошла всё быстрее и быстрее, и вот уже стремительно полетела вниз, грохоча о коммингс иллюминатора латунью и сталью своих патронов.  Через десяток секунд громыхнул об люмик последний патрон-и приняло многострадальное Черное море в воды свои очередное изделия , изготовленное людьми для уничтожения себе подобных. Предполагаю , что боеприпас  тот покоится в пучине морской и до сих пор. Ну, а ежели появятся вдруг  интерресанты, так  могу показать  им  место на карте, ага! 


Рецензии
Мои дяди, будучи пацанами, револьвер нашли в отличном состоянии, в смазке и с патронами. У нас этого добра с гражданской много оставалось. Дед рассказывал как он этот револьвер разобрал и втихаря топил в разных местах. Страху натерпелся, начало 50-х, время страшное.
С уважением и улыбкой

Анатолий Меринов   24.09.2024 09:43     Заявить о нарушении