Разбираемся со своими мыслями

инет
Апперце;пция (лат. ad — к и лат. perceptio — восприятие) — это процесс, в результате которого элементы сознания становятся ясными и отчетливыми, посредством интроспекции.

инет
Интроспе;кция или самонаблюде;ние[1] (от лат. introspecto — смотреть внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

инет
Восприя;тие, перце;пция (от лат. perceptio) — система обработки чувственных данных, включающая бессознательную и сознательную фильтрацию. Чувственное познание окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным[2]. Содержание и качество восприятия иногда (но не всегда) можно изменить с помощью целевого внимания.

Сплошная теория

инет
Уровни восприятия
Выделяются четыре операции или четыре уровня восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.

Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия — различение, или собственно восприятие. Конечный результат её — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие восприятия идёт по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определённому классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

инет
Свойства восприятия
Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.
Осмысление состоит из этапов:
Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков
Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

инет
Вики любит памятники: фотографируйте российское культурное наследие и получайте призы!
Восприятие
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Перцепция»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 января 2020 года; проверки требуют 28 правок.
У этого термина существуют и другие значения, см. Восприятие (значения).
В родственных проектах

Значения в Викисловаре

Медиафайлы на Викискладе
перцепция:

Значения в Викисловаре

Медиафайлы на Викискладе

Куб Неккера и вазу Рубина[англ.] можно воспринимать более чем одним способом.

Люди способны очень хорошо догадываться о лежащей в основе категории 3D-формы / идентичности / геометрии, учитывая силуэт этой формы. Специалисты по компьютерному зрению смогли построить вычислительные модели для восприятия, которые проявляют сходное поведение и способны генерировать и восстанавливать разумные 3D-формы из одномерных или многомерных карт глубины или силуэтов[1]

Закон закрытия. Человеческий мозг имеет тенденцию воспринимать полные формы, даже если эти формы являются неполными.
Восприя;тие, перце;пция (от лат. perceptio) — система обработки чувственных данных, включающая бессознательную и сознательную фильтрацию. Чувственное познание окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным[2]. Содержание и качество восприятия иногда (но не всегда) можно изменить с помощью целевого внимания.


Содержание
1 Различные трактовки восприятия
2 Уровни восприятия
3 Свойства восприятия
3.1 Целостность восприятия
3.2 Константность восприятия
4 Факторы восприятия
4.1 Внешние
4.2 Внутренние
5 Формы и принципы восприятия
6 Результат восприятия
7 Восприятие в зоопсихологии
8 Восприятие в теории психики
9 Социальное восприятие
9.1 Эффекты восприятия
9.2 Атрибуция
9.3 Впечатление
9.3.1 Формирование впечатления
9.3.2 Управление впечатлениями
10 Психофизиология восприятия
10.1 Визуальное восприятие мира
10.2 Восприятие зрительной и пространственной информации
10.3 Восприятие лиц
10.4 Непосредственное восприятие математических свойств и соотношений
11 См. также
12 Примечания
13 Литература
14 Ссылки
Различные трактовки восприятия
Согласно философии эмпиризма, восприятие состоит из ощущений или, в более поздней версии этой философии, из так называемых чувственных данных (Дж. Мур, Б. Рассел и др.)[2]. Трактовка ощущений как элементарных «кирпичиков» психического получила особое распространение в ассоциативной психологии[3]. Философская критика тезиса о возможности построения восприятия из ощущений или чувств была осуществлена, в частности, Г. Райлом и М. Мерло-Понти. В психологии XX века произошёл отказ от трактовки восприятия как соединения атомарных чувственных содержаний (ощущений); восприятие стало пониматься как целостное и структурное. Согласно современному психологу Дж. Гибсону, восприятие — это активный процесс извлечения информации об окружающем мире, включающий в себя реальные действия по обследованию того, что воспринимается. Понятое таким образом восприятие презентует субъекту те свойства внешнего мира, которые соотносятся с потребностями субъекта и выражают возможности его деятельности в данной реальной ситуации. Согласно У. Найссеру, извлечение информации происходит на основе имеющихся у субъекта схем различных предметов и мира в целом. Большинство из этих схем приобретается в процессе опыта, но есть и исходные схемы, которые являются врождёнными. Подобные идеи были высказаны также представителями когнитивной психологии, которые полагают, что восприятие — это процесс категоризации воспринимаемого, то есть отнесения воспринимаемых предметов к тому или иному классу (категории) объектов, начиная с таких категорий, как стол или дерево, и заканчивая такими, как предмет, причинность и так далее. Некоторые из этих категорий являются продуктом опыта, другие являются врождёнными[2].

Часть психологов продолжает рассматривать восприятие как синтез ощущений[4], при этом ощущения трактуются как возникающие в результате непосредственно чувственного познания субъективные переживания силы, качества, локализации и других характеристик воздействия стимулов на органы чувств[3].

Уровни восприятия
Выделяются четыре операции или четыре уровня восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.

Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия — различение, или собственно восприятие. Конечный результат её — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие восприятия идёт по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определённому классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Свойства восприятия
Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.
Осмысление состоит из этапов:
Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков
Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Целостность восприятия
Целостность (целостность восприятия) — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если его некоторые части в данный момент нельзя наблюдать (например, тыльная часть вещи): актуально не воспринимаемые признаки всё же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта.

Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологии — М. Вертгеймером, В. Кёлером и др. Здесь целостность выступает как изначальное свойство восприятия, определяемое законами сознания.

Другой подход, принятый в советской психологии, рассматривает целостность восприятия как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому. Образ, формируемый в процессе отражения действительности, имеет высокую избыточность — некая совокупность компонент образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах и об образе в целом. Степень отчётливости этого восприятия зависит от предвосхищения актуально невоспринимаемых частей объекта

инет
Константность восприятия
Основная статья: Константность восприятия
Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула[6], способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений). Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же.



Дополнительные характеристики

инет
инверсия поля зрения

инет
инве;рсия
Женский родСПЕЦИАЛЬНОЕ
Перестановка слов или словосочетаний (как явление грамматики или как стилистический приём), нарушающая обычный порядок слов или словосочетаний.


инет
Инверсия сетчатки (ИС).
Это означает, что ее ре- цепторный слой обращен воспринимающей сторо- ной от хрусталика, от света, а отдающей — на- встречу свету. Такой слой можно сравнить (с точки зрения зеркальности его воспринимающей сторо- ны) с фотопленкой, обращенной эмульсионной сто- роной от объектива, от света.

Константность восприятия формы в опытах с инверсией поля зрения с помощью инвертоскопа падает до нуля, а в процессе адаптации восстанавливается, достигая доэкспериментального уровня. Эксперименты с инверсией поля зрения человека проводятся для исследования механизмов константности зрительного восприятия.


Чистая психология

инет
Вики любит памятники: фотографируйте российское культурное наследие и получайте призы!
Восприятие
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Перцепция»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 января 2020 года; проверки требуют 28 правок.
У этого термина существуют и другие значения, см. Восприятие (значения).
В родственных проектах

Значения в Викисловаре

Медиафайлы на Викискладе
перцепция:

Значения в Викисловаре

Медиафайлы на Викискладе

Куб Неккера и вазу Рубина[англ.] можно воспринимать более чем одним способом.

Люди способны очень хорошо догадываться о лежащей в основе категории 3D-формы / идентичности / геометрии, учитывая силуэт этой формы. Специалисты по компьютерному зрению смогли построить вычислительные модели для восприятия, которые проявляют сходное поведение и способны генерировать и восстанавливать разумные 3D-формы из одномерных или многомерных карт глубины или силуэтов[1]

Закон закрытия. Человеческий мозг имеет тенденцию воспринимать полные формы, даже если эти формы являются неполными.
Восприя;тие, перце;пция (от лат. perceptio) — система обработки чувственных данных, включающая бессознательную и сознательную фильтрацию. Чувственное познание окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным[2]. Содержание и качество восприятия иногда (но не всегда) можно изменить с помощью целевого внимания.



Различные трактовки восприятия
Согласно философии эмпиризма, восприятие состоит из ощущений или, в более поздней версии этой философии, из так называемых чувственных данных (Дж. Мур, Б. Рассел и др.)[2]. Трактовка ощущений как элементарных «кирпичиков» психического получила особое распространение в ассоциативной психологии[3]. Философская критика тезиса о возможности построения восприятия из ощущений или чувств была осуществлена, в частности, Г. Райлом и М. Мерло-Понти. В психологии XX века произошёл отказ от трактовки восприятия как соединения атомарных чувственных содержаний (ощущений); восприятие стало пониматься как целостное и структурное. Согласно современному психологу Дж. Гибсону, восприятие — это активный процесс извлечения информации об окружающем мире, включающий в себя реальные действия по обследованию того, что воспринимается. Понятое таким образом восприятие презентует субъекту те свойства внешнего мира, которые соотносятся с потребностями субъекта и выражают возможности его деятельности в данной реальной ситуации. Согласно У. Найссеру, извлечение информации происходит на основе имеющихся у субъекта схем различных предметов и мира в целом. Большинство из этих схем приобретается в процессе опыта, но есть и исходные схемы, которые являются врождёнными. Подобные идеи были высказаны также представителями когнитивной психологии, которые полагают, что восприятие — это процесс категоризации воспринимаемого, то есть отнесения воспринимаемых предметов к тому или иному классу (категории) объектов, начиная с таких категорий, как стол или дерево, и заканчивая такими, как предмет, причинность и так далее. Некоторые из этих категорий являются продуктом опыта, другие являются врождёнными[2].

Часть психологов продолжает рассматривать восприятие как синтез ощущений[4], при этом ощущения трактуются как возникающие в результате непосредственно чувственного познания субъективные переживания силы, качества, локализации и других характеристик воздействия стимулов на органы чувств[3].

Уровни восприятия
Выделяются четыре операции или четыре уровня восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.

Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия — различение, или собственно восприятие. Конечный результат её — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие восприятия идёт по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определённому классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Свойства восприятия
Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.
Осмысление состоит из этапов:
Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков
Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Целостность восприятия
Целостность (целостность восприятия) — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если его некоторые части в данный момент нельзя наблюдать (например, тыльная часть вещи): актуально не воспринимаемые признаки всё же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта.

Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологии — М. Вертгеймером, В. Кёлером и др. Здесь целостность выступает как изначальное свойство восприятия, определяемое законами сознания.

Другой подход, принятый в советской психологии, рассматривает целостность восприятия как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому. Образ, формируемый в процессе отражения действительности, имеет высокую избыточность — некая совокупность компонент образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах и об образе в целом. Степень отчётливости этого восприятия зависит от предвосхищения актуально невоспринимаемых частей объекта[5].

Константность восприятия
Основная статья: Константность восприятия
Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула[6], способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений). Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же. Так, яркость объекта как величина характеризующая отражённый свет изменяется если переместить его из слабо освещённой комнаты в комнату с хорошим освещением. Тем не менее объект при изменении проксимальной стимульной информации в обоих случаях рассматривается как один и тот же. Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет. Константность восприятия формы исследуется на установке, основными элементами которой являются квадрат-эталон (со стороной 10 см) и прямоугольник-измеритель (шириной 10 см). Квадрат-эталон всегда в опыте наклонён к наблюдателю, а плоскость прямоугольника-измерителя должна быть перпендикулярна оси зрения испытуемого. Высота прямоугольника-измерителя может изменяться испытуемым с помощью специальной кнопки. Испытуемого просят подобрать такую высоту прямоугольника-измерителя, чтобы он имел ту же видимую форму, что и наклонённый квадрат-эталон. В опыте варьируется наклон квадрата-эталона (25°, 30°, 35° и 40°). Для каждого значения наклона эталона испытуемый четыре раза подравнивает высоту измерителя. Таким образом получаются данные для вычисления коэффициента константности.

Константность восприятия измеряется коэффициентом константности по формуле Брунсвика — Таулесса:



Константность восприятия формы в опытах с инверсией поля зрения с помощью инвертоскопа падает до нуля, а в процессе адаптации восстанавливается, достигая доэкспериментального уровня. Эксперименты с инверсией поля зрения человека проводятся для исследования механизмов константности зрительного восприятия.

Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией.


Пример иллюзии Понцо. Обе горизонтальные линии имеют одинаковый размер.
Так свойство размера объекта связывается с расстоянием до объекта, яркость объекта связывается с освещённостью. Субъективный психический процесс восприятия, который позволяет человеку признавать объект одним и тем же даже если он располагается на разном расстоянии от него (у объекта в таком случае различный угловой размер — если он на большом расстоянии — малый угловой размер, если на маленьком расстоянии — большой угловой размер) в некоторых случаях сопровождается «регрессом к действительным объектам»[7]. Примером регресса к действительным объектам как следствия константности восприятия являются оптические иллюзии. Так иллюзия Понцо показывает, как осуществляемая восприятием регрессия к действительным объектам, которые располагаются в трёхмерном мире, в случае с двухмерным объектом — рисунком — заставляет человека воспринимать горизонтальный отрезок у сходящихся концов вертикальных линий как более длинный, чем отрезок, расположенный у расходящихся концов тех же вертикальных линий, как будто последний расположен «ближе» к наблюдателю.

Факторы восприятия
Внешние
размер
интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
контрастность (противоречие с окружением)
движение
повторяемость
новизна и узнаваемость
Внутренние
стереотипность восприятия, установка восприятия: ожидание увидеть то, что должно быть уви;дено по прошлому опыту
потребности и мотивация: человек видит то, в чём нуждается или что считает важным
опыт: человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом
я-концепция: восприятие мира группируется вокруг восприятия себя
личностные особенности: оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном
Три механизма селективности восприятия[8]:

принцип резонанса — соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее
принцип защиты — противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже
принцип настороженности — угрожающее психике человека распознаётся быстрее прочего
Формы и принципы восприятия
Фигура — фон — восприятие выделяет фигуру из фона.
Константность — объекты длительное время воспринимаются одинаково.
Группировка — однообразные стимулы группируются в структуры.
Принципы группировки:
Близость — расположенное рядом воспринимается вместе.
Подобие — схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.
Замкнутость — человек склонен заполнять пробелы в фигуре.
Целостность — человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.
Смежность — близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.
Общая зона — стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.
Результат восприятия
Основная статья: Образ (психология)
Результатом процесса восприятия становится построенный образ.

Образ — субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств.

Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации, то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении.

Атрибуция
Основная статья: Атрибуция (психология)
Атрибуция — приписывание характеристик себе или другому человеку.


Рецензии